Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей управления операционными рисками в банковской деятельности и разработка мероприятий по их снижению на примере Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические положения управления рисками в банковской деятельности;
- выявить основные факторы возникновения операционных рисков в кредитных учреждениях
Введение 3
1. Теоретические основы управления операционными рисками 5
1.1 Операционные риски банковской деятельности 5
1.2 Управление операционными рисками 9
2. Разработка стратегии управления операционными рисками коммерческого банка «Западно-Уральский банка Сбербанка России» 13
2.1 Анализ и оценка базовых видов операционных рисков коммерческого банка «Западно-Уральский банк Сбербанка России» 13
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение операционных рисков коммерческого банка 17
2.3 Оперативный контроль над снижением операционных рисков коммерческого банка 24
Заключение 27
Библиографический список 30
Уровень банковских рисков контролируют с помощью систем мониторинга, опираясь на различные методики и ежедневную деятельность конкретных подразделений банка. Оперативный контроль за уровнем риска входит в обязанности менеджеров, тогда как стратегический контроль за деятельностью банка и самого оперативного руководства может быть реализован лишь собственниками - акционерами банка. Если учредители банка не создают действенных механизмов контроля на уровне Совета директоров, то их шансы на достижение ожидаемых результатов существенно снижаются.
В процессе оперативного контроля руководство банка должно прежде всего правильно расставить кадры на местах и организовать ресурсное обеспечение деятельности учреждения. Недостаточное кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение конкретных операций порождает неоправданный риск. Например, банк имеет развитую компьютерную сеть, позволяющая осуществлять операции с деривативами на международных финансовых рынках. Однако при отсутствии высокопрофессиональных аналитиков и соответствующего уровня организации работы казначейства банка проведения таких операций приведет к значительному повышению общего риска банковского учреждения.
Анализ, проведенный во второй главе, показал, что реализация всех операционных рисков банковской деятельности в Западно-Уральском банке Сбербанка России может привести к убыткам банка в размере 160,6 млн. руб. Поэтому имеет смысл ввести Отдел по управлению операционными рисками, который будет управлять операционными рисками. В отдел будет входить два специалиста: начальник отдела и риск – менеджер.
В обязанности данного отдела буде входить:
1) Сбор информации и ведение базы данных по операционному риску.
2) Анализ событий операционного риска.
3) Выявление
потенциальных рисков в
4) Определение
уровня концентрации
5) Организация скринингового тестирования работников филиала.
6) Оперативное
проведение мероприятий по
7) Составление
отчетов по событиям
Алгоритм работы Отдела по управлению операционными рисками - это мониторинг ошибок, создание единой базы, аналитика и вынесение рекомендаций, направленных на минимизацию ущерба и предотвращение подобных ошибок в будущем. Такой подход позволяет увидеть не отдельные проблемы, а весь бизнес банка в целом, его слабые места. Правление банка видит статистику и аналитику ошибок по подразделениям, имеет данные о том, к каким убыткам привела реализация рисков, каковы потенциальные убытки по рискам, еще не реализовавшимся. Ведь операционные ошибки будут всегда. Но задача риск-менеджмента состоит в минимизации таких случаев и сокращении ущерба.
Введение Отдела по управлению операционными рисками потребует дополнительных затрат, которые приведены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 Затраты на организацию Отдела по управлению операционными рисками
Статьи затрат |
Сумма, руб. в год |
Единовременные: |
100 200 |
Приобретение офисной мебели |
16 00 |
Приобретение оргтехники |
60 000 |
Обучение |
24 000 |
Постоянные: |
858 000 |
Заработная плата начальника отдела |
420 000 |
Заработная плата риск - менеджера |
240 000 |
Отчисления от заработной платы (30 %) |
198 000 |
Итого затраты: |
958 200 |
Таким образом, организация Отдела по управлению операционными рисками потребует единовременных и постоянных затрат в сумме 958,2 тыс. руб.
Реализация приведенных выше мероприятий потребует дополнительных затрат. Затраты рассчитаны в таблице 2.8
Таблица 2.8 Расчет затрат на реализацию мероприятий по снижению операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России
Затраты |
Кол-во, ед. |
Стоимость, руб./ ед. |
Сумма затрат, тыс. руб. |
1. Заочное обучение сотрудников в ВУЗе за счет банка |
20 чел. |
82000 |
1640 |
2. Проверка на полиграфе всех работающих |
2520 чел. |
2500 |
6300 |
3. Проверка на полиграфе всех поступающих на работу |
2000 чел. |
2500 |
5000 |
4. Приобретение сканера сетевого кабеля Fuke 650 LAN CableMeter |
75 |
1645 |
123,375 |
5. Приобретение установок |
75 |
15670 |
1175,25 |
6. Установка системы дисковых массивов – Redundant Arrays of Inexpensive Disks (RAID) |
3 |
255000 |
765 |
7.
Установка архивационных |
7 |
610000 |
4270 |
8. Введение smart–card |
500 |
150 |
75 |
9.
Внедрение в банке |
1 |
795600 |
795,6 |
10. Организация Отдела по управлению операционными рисками |
- |
- |
958,2 |
ИТОГО |
- |
- |
21102,43 |
Итого затраты на реализацию мероприятий по устранению и минимизации операционных рисков во всех подразделениях Западно-Уральского банка Сбербанка РФ составляют 21102,43 тыс. руб.
Реализация мероприятий приведет к тому, что банку удастся предотвратить ущерб как минимум в 160630 тыс. руб.
Тогда чистая экономия составит:
Э = 160630 тыс. руб. – 21130,2 тыс. руб. = 139527,575 тыс. руб. То есть около 139,5 млн. руб.
В ходе работы были рассмотрены основные теоретические и методические положения управления рисками в банковской деятельности. Операционный риск - это риск потерь в результате неточных или ошибочных действий персонала, внутренних процессов, систем или внешних событий. Операционный риск чаще всего является идиосинкратическим, то есть не зависит от таких же факторов на рынке, а образуется внутри фирмы.
События
операционного риска – это
любые идентифицируемые события
или действия в процессах банка,
имеющие нерегулярный и нерегламентированный
характер, следствием которых является
получение прямых (денежных) или
косвенных (качественных) потерь или
повышение риска получения
Все события
операционного риска можно
Для банка чрезвычайно важно не только констатировать наличие операционных рисков, но и принять адекватные меры для управления ими. Управлять операционным риском можно с двух позиций:
Система управления операционным риском состоит из выявления, оценки, мониторинга, контроля и (или) минимизации операционного риска.
В результате
изучения особенностей управления операционными
рисками в Западно-Уральском
3. Основными факторами операционного риска являются: недостаточная компетентность и отсутствие опыта персонала; внутреннее и внешнее мошенничество; использование некорректных данных, проводок и расчетов по финансовым операциям; сбои информационной системы и отказ оборудования; незащищенная обработка данных и т.д.
4. Анализ базовых видов операционных рисков коммерческого банка проводился по следующей методике: идентификация рисков, оценка вероятности осуществления, оценка величины потенциального и ожидаемого ущерба.
5. Оценка
рисков в анализируемом банке
выявила, что три вида угроз
характеризуются низкой
7. Примерная оценка ущерба от реализации операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России показала, что при реализации всех рисков банк может потерять 168,4 млн. руб. Оценка ожидаемой величины потерь составляет 160,63 млн. руб.
8. Наибольшее внимание нужно уделить таким угрозам, как недостаточная компетентность и отсутствие опыта у персонала, внутреннее мошенничество, сбои информационной системы и отказ оборудования, взлом информационной системы и заражение вирусом.
На основании проведенного анализа угроз, вероятности их возникновения и возможного ущерба были разработаны мероприятия по снижению операционных рисков в Западно-Уральском банке Сбербанка России, которые включают:
1. Повышение
квалификации специалистов
2. Для
вновь нанятых работников
3. Для того, чтобы предотвратить или выявить внутреннее мошенничество в банке, рекомендуется, во-первых, проверить всех работающих банка, а, во-вторых, вновь поступающих на работу проверять на полиграфе.
4. Для
предотвращения поломок и
5. Для
предотвращения взломов
6. Использовать Автоматизированную систему управления операционными рисками, которая позволяет осуществлять: сбор данных о фактически понесенных потерях, вызванных влиянием операционного риска; мониторинг неблагоприятных событий операционного характера и вызванных ими потерь; генерацию отчетов, анализ и визуализация накопленной статистики; проведение опросов экспертов с целью оценки влияния факторов операционного риска на бизнес-процессы банка и построение на полученных данных карты рисков; расчет оценки требований на капитал для покрытия возможных потерь от операционных рисков и т.д.
7. Ввести
Отдел по управлению
Общие затраты на реализацию мероприятий по устранению и минимизации операционных рисков во всех подразделениях Западно-Уральского банка Сбербанка РФ составляют 21,1 млн. руб. Реализация мероприятий приведет к тому, что банку удастся предотвратить ущерб как минимум в 160,63 млн. руб. Тогда чистая экономия составит 139,5 млн. руб.