Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Основной целью дипломной работы является исследование особенностей и проблем предоставления потребительских кредитов, определение путей развития розничных кредитных услуг в условиях Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить понятие потребительского кредитования и его роль;
- дать классификацию потребительского кредита;
- рассмотреть зарубежный опыт потребительского кредитования
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Понятие потребительского кредитования и его роль
1.2 Виды потребительских кредитов
1.3 Зарубежный опыт потребительского кредитования (на примере Франции)
2. ПРАКТИКА ВЫДАЧИ КОМЕРЧЕСКИМ БАНКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ НАСЕЛЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БПС-БАНК»
2.1 Процедура выдачи потребительского кредита в ОАО «БПС-Банк»
2.2 Анализ розничного кредитного портфеля отделения ОАО «БПС-Банк»
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Развитие розничного банковского кредитования в Республике Беларусь
3.2 Проблемы и перспективы потребительского кредитования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О приоритетности развития кредитования
физических лиц как одного из основных
сегментов рынка розничных
Нужно отметить, что темп прироста кредитов населению за 2006-2007 гг. оказался выше аналогичного показателя по прочим кредитным вложениям – 142,9% против 128,5% (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Динамика кредитных вложений банков Республики Беларусь
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Населению |
3279,4 |
26,3 |
5464,9 |
27,8 |
7966,8 |
27,5 |
4687,4 |
142,9 |
Прочие |
9193,6 |
73,7 |
14192,9 |
72,2 |
21009,8 |
72,5 |
11816,2 |
128,5 |
Всего |
12473,0 |
100,0 |
19657,8 |
100,0 |
28976,6 |
100,0 |
16503,6 |
132,3 |
Белорусские банки предоставляют
кредиты физическим лицам на потребительские
цели и финансирование недвижимости.
Отметим, что за прошедшие годы в
Республике Беларусь отмечается устойчивая
положительная тенденция к
В настоящее время основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Состав и структура кредитов, выданных населению банками Республики Беларусь по срочности
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Краткосрочные |
1237,1 |
37,7 |
2395,8 |
43,8 |
138,8 |
1,7 |
-1098,3 |
-88,8 |
Долгосрочные |
2042,3 |
62,3 |
3069,1 |
56,2 |
7828,0 |
98,3 |
5785,7 |
283,3 |
Всего |
3279,4 |
100 |
5464,9 |
100 |
7966,8 |
100,0 |
4687,4 |
142,9 |
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют
о том, что за анализируемый период
долгосрочные кредиты увеличились
почти в 3 раза. Однако это не является
показателем, характеризующим рост
долгосрочных кредитных вложений (ведь
до 2008 года долгосрочными кредитами
считали только кредиты на финансирование
недвижимости, а с 2008 года – все
кредиты со сроком полного погашения,
первоначально установленным
Основной удельный вес
задолженности населения
Таблица 3.3 - Структура долгосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам валют, млрд. руб.
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная |
1557,5 |
76,3 |
2526 |
82,3 |
6220 |
78,1 |
4662,5 |
299,4 |
Иностранная |
484,8 |
23,7 |
543,1 |
17,7 |
1746,8 |
21,9 |
1262,0 |
260,3 |
Всего |
2042,3 |
100 |
3069,1 |
100 |
7966,8 |
100,0 |
5924,5 |
290,1 |
В абсолютном выражении сумма задолженности по долгосрочным кредитам в национальной валюте за анализируемый период увеличилась на 4662,5 млрд. руб. или на 299,4%.
Долгосрочные кредиты в иностранной валюте увеличились с 484,8 млрд. руб. до 1746,8 млрд. руб., т.е. на 1262 млрд. руб. или на 260%, а удельный вес данной статьи снизился с 23,7% до 21,9%.
Что касается краткосрочной
задолженности, то виду вышеуказанных
причин отмечено ее снижение почти
на 1,1 трлн. руб. или на 88,8%. Всего к
началу 2009 года краткосрочная задолженность
населения перед банками
Рассматривая валютную составляющую краткосрочных кредитов, необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2008г. более 93% задолженности было представлено в национальной валюте (таблица 3.4).
Таблица 3.4 - Структура краткосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам валют
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная |
926,2 |
74,9 |
1875,3 |
78,3 |
130,2 |
93,8 |
-796,0 |
-85,9 |
Иностранная |
310,9 |
25,1 |
520,5 |
21,7 |
8,6 |
6,2 |
-302,3 |
-97,2 |
Всего |
1237,1 |
100 |
2395,8 |
100 |
138,8 |
100,0 |
-1098,3 |
-88,8 |
Краткосрочные кредиты в иностранной валюте в относительном выражении за анализируемый период снизились с 25,1% по состоянию на 01.01.2007г. до 21,7 % по состоянию на 1 января 2008 года и до 6,2% к началу 2009 года.
По информации банков наибольшим
спросом у населения пользуются
кредиты на приобретение автомобилей,
бытовой техники, отдых и туризм,
медицинские услуги, оплату образования,
а также кредиты молодым
Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.
Расширяется перечень предлагаемых
видов потребительских кредитов
для населения за счет внедрения
банками отдельных целевых
В рамках продвижения целевой программы кредитования на приобретение автотранспортных средств ОАО "Белагропромбанк" в 2007 году заключил 20 договоров с автодилерами.
С учетом спроса населения на данный вид кредита разработана и утверждена постановлением Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" от 21.05.2007 № 76 отдельная Инструкция по предоставлению ОАО "Белвнешэкономбанк" кредитов на приобретение новых автомобилей в автосалонах. Инструкция предусматривает упрощенный порядок получения таких кредитов. С 01.06.2007 проводилась апробация действия Инструкции Минскими филиалами при кредитовании физических лиц, приобретающих автомобили у ООО "Автопромсервис". По результатам апробации Правлением ОАО "Белвнешэкономбанк" принято решение распространить действие указанной Инструкции на все структурные подразделения банка и предоставить им возможность заключать договоры с другими автодилерами.
Кроме того, в 2008 году банками республики была предоставлена возможность получения физическими лицами кредита на покупку квартир на аукционе (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС–Банк", ЗАО "Белросбанк" и другие).
В течение отчетного года ОАО АСБ "Беларусбанк" продолжил кредитование граждан на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально–значимых программ – жилищного строительства.
Развивая рынок розничных банковских услуг, банки республики ориентируются на различные категории граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006 – 2010 годы, а также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка.
ОАО "Белагропромбанк" в рамках участия в развитии агротуризма в 2007 году разработал и внедрил специальный кредитный продукт, ориентированный на поддержку физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агротуризма. Программа участия ОАО "Белагропромбанк" в развитии агротуризма в Республике Беларусь утверждена решением Правления банка от 25.07.2007 и наряду с оказанием методологической и информационной поддержки субъектов агротуризма, предусматривает предоставление банком льготных кредитов физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов в сфере агротуризма.
Активно развивается кредитование физических лиц в виде предоставления овердрафта с использованием карт–счетов (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк", ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк" и другие). Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом используются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Также банками продолжается работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных клиентов – физических лиц, что позволяет расширять каналы сбыта банковских услуг и продуктов.
3.2 Проблемы
и перспективы
В сопоставлении
с другими направлениями
1. Смена стратегии формирования ресурсной базы.
Быстрое сокращение разрыва между привлеченными от физических лиц средствами и выданными кредитами свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем банк не сможет рассчитывать на сбережения населения в качестве источника финансирования. Ему придется менять стратегию формирования ресурсной базы. Таким образом, существенно актуализируется вопрос привлечения иностранных кредитных ресурсов и капиталов.
2. Оптимизация процесса
оформления кредита, то есть
сокращение сроков выдачи
3. Более активное использование
в процессе кредитования
В мировой практике кредитные отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная история
- достоверность предоставленной
клиентом информации можно
- кредитный отчет на
стадии мониторинга
- текущая задолженность
клиента, полученная из
- кредитный отчет может
оказать помощь в
- положительная информация, полученная из кредитного бюро в момент привлечения или мониторинга финансового состояния клиента, может использоваться с целью предложения клиенту более мягких по сравнению со стандартными условиями кредитования и (или) дополнительного кредита, что позволит увеличить объемы кредитования и доходы от клиентов при неизменном уровне риска.
4. Активизация работы по
возврату проблемных долгов не
только путем мобилизации
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Республике Беларусь