Развитие расчетов с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение роли и значения расчетов банковскими пластиковыми карточками в системе безналичных расчетов, а также перспектив их развития в Республике Беларусь.
Актуальность исследования рынка банковских карточек обусловливается необходимостью:
1) перехода к более цивилизованным платежным системам и внедрения принципиально новой технологии осуществления расчетов;
2) расширения рынка банковских услуг для юридических и физических лиц;
3) увеличения и ускорение безналичных расчетов в платежном обороте;
4) сокращения наличной денежной массы и затрат на ее поддержание;

Файлы: 1 файл

Развитие расчетов с использованием пласт. карт в РБ.docx

— 317.14 Кб (Скачать файл)

Система безопасности платежной системы определяет защиту данных от несанкционированного доступа в течение оформления сделки, проведения платежа и впоследствии обеспечивает жесткую идентификацию получателя средств и плательщика, гарантирует точность платежа (сколько средств переведено, столько и получено). Она включает управление так называемыми кредитными рисками - рисками неплатежей (потерь от неоплаченных требований участников операции) [6, с 30].

Платежная система должна быть удобной и простой для всех участников сделки, обеспечивать широкий спектр услуг и доступ к ним, предусматривать возможности модернизации и т.д.

Стоимость услуг платежной системы, с одной стороны, должна соответствовать их качеству и отражать действительные расходы на их выполнение, с другой - должна быть доступной для клиентов.

Универсальность платежной системы характеризуется совместимостью с существующими банковскими системами, организацией бухгалтерского учета, клиентскими системами.

В мировом сообществе, как показывает анализ, существует множество платежных систем на основе пластиковых карт. Их классифицируют по различным признакам. Платежные системы по масштабу охвата хозяйственных объектов можно разделить на:

1) платежные системы международного масштаба (Visa, MasterCard, EuroPay, American Express и Diners Club);

2) платежные системы национального  масштаба - GIE (Франция), PBS (Дания), U.E PS. (Южная  Африка);

3) региональные межбанковские  системы - STBCard, UnionCard (Россия), ELTCard (Эстония);

4) локальные платежные  системы - пилотпроекты, реализованные  в рамках одного отдельно взятого  региона, - SmartCity (фирма АйТи), Факел (г. Лангепас), ИртышКарт, платежная система  АО «СканТэк», Cirrus/Maestro (Беларусбанк);

5) торговые платежные  системы: OLBICard, Ortex.

Каждая из международных платежных систем сложилась в результате многолетней конкурентной борьбы. В настоящее время они представляют собой крупномасштабные организации со сложной инфраструктурой, ориентированные на банки и пользователей с высоким престижем и доходом, со своими требованиями и правилами функционирования. В то же время наблюдается переплетение их капиталов и интересов.

Эти системы, заключив договора на выпуск карт со многими крупными банками бывших стран СССР, ориентируются на обслуживание иностранных граждан и отечественных клиентов с устойчивыми и достаточно высокими доходами в СКВ. В основном они эмитируют предоплаченные карты, которые выдаются только под высокий страховой депозит (от 5 000 до 30 000 долл. США).

В нашей республике в последние годы внедряются технологии дебетных магнитных карт Cirrus/Maestro (Беларусбанк), Visa Electron (Белвнешэкономбанк) и др.

Среди международных банковских карт карта Visa различных категорий (Gold, Classic, Business, Electron, Plus) - наиболее популярная, престижная и дорогая. Менее популярна европейская карта EuroCard/MasterCard (Standard, Gold), которую подобно картам Visa принимают к оплате во всем мире.

Перечисленные платежные системы функционируют на базе технологий, разработанных в 70-х годах. Основу систем составляют пластиковые карты с тиснением и магнитной полосой, выполненные в соответствии с требованиями международных стандартов ISO. Как правило, магнитная полоса используется только в банкоматах при получении наличных денег, а при оплате товаров и услуг чаще используется тиснение (механический перенос информации с карт на чеки при помощи прокаток импринтеров). Электронные платежные терминалы в торговле и сервисе используются редко. Авторизация, как правило, голосовая, при помощи телефона. Данная технология обеспечивает относительно невысокую защиту от подделок и обманного получения полномочий, сохраняет поток бумажных платежных документов, а также предъявляет высокие требования к сети передачи информации [4, с.25].

В настоящее время компания Visa и другие гиганты карточного бизнеса ведут работы по переходу на новый, более защищенный и практичный носитель - карту с микропроцессором, и, соответственно, на современную, более надежную и дешевую технологию обработки карт. Этот переход произойдет не быстро (по оценкам специалистов, не менее чем в течение десяти лет), т.к. затрачено много средств на развитие систем до сегодняшних масштабов, на поиски средств и способов защиты от мошенничества, на полную стандартизацию всех компонентов.

В Республике Беларусь банки осуществляют операции с использованием банковских пластиковых карт на основании соответствующего разрешения Национального банка [10, с.38]:

ОАО «Белвнешэкномбанк» и ОАО «Приорбанк» - карт международных банковских ассоциаций;

- АСБ «Беларусбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белгазпромбанк», - карт национальной системы «БелКарт»;

- ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Белвнешэконобанк» - частных банковских карт;

- ОАО «Приорбанк», ОАО «Белгазпромбанк» - банковских карт банков-резидентов.

Таким образом, банковские карточки – это не только сервис для населения, но и эффективный инструмент денежно-кредитной политики государства. Массовое использование безналичных расчетов на основе пластиковых карточек обеспечивает:

1) дополнительное привлечение  средств населения в банки, что  способствуют увеличению ресурсов  банковской системы, является источником  дополнительной прибыли и инвестиционного  потенциала экономики государства;

2) обслуживание потребительских  сделок в безналичной форме, что, в свою очередь, ускоряет движение  стоимости, облегчает учет, а следовательно, возможность контроля и способствует росту налогооблагаемой базы, уменьшению роли теневой экономики;

3) увеличение масштабов  потребительского кредитования  населения;

4) оптимальное сочетание  функций обращения и сбережения;

5) ритмизацию спроса средств  на потребление и в стабильном  во времени росте остатков  средств на карт-счетах;

6) оптимизацию обращения  наличных денег и вкладов, делая  структуру денежных агрегатов  более стабильной. Поскольку отношение  наличных средств к депозитам  уменьшается, денежный мультипликатор  увеличивается, но при этом наличной  эмиссии денег не осуществляется. Снижается спрос и затраты  на наличные деньги и, в определенной  степени, снижается потребность  в дополнительной денежной эмиссии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что расширение безналичных расчетов на основе пластиковых карточек обеспечивает дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и экономическую стабильность государства в целом.

  
         1.2 История возникновения банковских пластиковых карточек

 

 

 

Время появления банковских пластиковых карточек является в определенной степени спорным вопросом. Все зависит от того, о каких карточках идет речь. Некоторые говорят о кредитных карточках, другие называют их банковскими, третьи - пластиковыми. Понятия эти хоть и пересекающиеся, но не совпадающие. Действительно, говоря о пластиковых карточках, мы имеем в виду лишь материал, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, мы уточняем, кто их эмитирует (выпускает). Ведя же речь о кредитных картах, мы подразумеваем схему расчетов между держателем карточки и эмитентом, который может быть не банком, а, например, магазином или страховой компанией [11, с.46].

Первыми возникли именно кредитные карточки, которые еще не были ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял в том, чтобы подтверждать кредитоспособность владельца вне его банка. Такое средство кредитования возникло в США, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца ХIХ века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать своим наиболее состоятельным постоянным клиентам специальные карточки, чтобы привязать их к себе. В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.

Большинство специалистов утверждает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей.

Однако считается, что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс клаб), созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной (в отличие от магазинных, «бензиновых» и т.п.) картой. В последующие годы система продолжала расширяться как географически - в Европу, так и увеличивая коммерческую сеть, В начале коммерческие и сервисные предприятия не очень жаловали карты «Diners Club», поскольку, во-первых, это подрывало позиции их собственных фирменных карт, во-вторых, из-за необходимости платить комиссию компании.

Однако главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. В 1958году была создана система Карт Бланш, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей «Хилтон». В 1965 году Карт Бланш была продана First National City Bank (впоследствии City Bank).

1 октября 1958 года бала  выпущена первая карта American Express (Американ Экспресс). Уже через  год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой  успех American Express объясняется, во-первых, тем, что компания приобрела Universal Travel Card (Юниверсал Трэвэл Кард), выпускавшуюся  Ассоциацией американских отелей. Но главной причиной была уже  существовавшая разветвленная международная  сеть обслуживания дорожных чеков  “American Express” и огромные финансовые  средства, позволившие кредитовать  клиентов.

В 50-тые годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй, принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Это произошло также в 1958 году.

Chase Manhattan Bank к концу первого  года карточной программы имел 350 тысяч держателей карточек  и привлек 5300 предприятий розничной  торговли. Но одновременно число  держателей карточек уменьшилось  до 160 тысяч, операционные расходы  и невозврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала  убыточной. В январе 1962 года банк  продал ее за 9 миллионов долларов  компании Юни-Серв, которая начала  выпускать на ее основе карточку  «Юни-Кард». Судьба этой программы  необычна: на некоторое время  она стала частью American Express, затем  в 1969 году ее вновь выкупил  уже за 50 миллионов долларов ее  инициатор- Chase Manhattan Bank. Но и вторая  попытка этого банка оказалась  неудачной: программа приносила  ежегодный убыток в 1 миллион долларов  и в январе 1972 года опять была  продана ассоциации National Bank Americard (БэнкАмерикард).

По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием - локальностью сети обслуживания своих карточек. И вот в 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии на выпуск карточек Bank Americard другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of America создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА (Interbank Card Association). В 1969 году эта ассоциация купила права на карты «Master Charge» («Мастер Чарж»), выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов. И большинство банков-членов МКА перешли на выпуск «Master Charge». В свою очередь банки, выпускавшие «Bank Americard», настояли, чтобы карточная программа бала выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года бала создана National BankAmericard Incorporated (НБИ).

Таким образом, к началу семидесятых годов в США сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась «American Express» [17, с.24].

Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА.

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, учредила компанию Eurocard International (Еврокард Интернэшнл) со штаб-квартирой в Швеции.

Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой AccessCard (ЭксессКард), которая входила в Ассоциацию Eurocard International. Так началось сотрудничество Eurocard International и американской МКА, выпускающей «Master Charge».

Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку «BankAmericard» на известную теперь всем «Visa» («Виза»). Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке более международное название «MasterCard» («МастерКард»).

Eurocard International также не  стояла на месте. Расширяя свое  сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация  по мере появления новых технологий  заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro (Циррус/Маэстро), что позволило  расширить спектр предлагаемых  клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurocheque (Еврочек).

Информация о работе Развитие расчетов с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь