Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, курсовая работа
В качестве цели данной курсовой работы была выбрана попытка изучить все аспекты экономического развития и наглядно показать их действие на примере Китайской Народной Республики, а задача заключается в том, чтобы синтезировать всю доступную и имеющуюся в наличии информацию для анализа теории экономического развития и её грамотного и рационального применения на практике.
Введение
Глава 1. Экономическое развитие страны
1.1. Характеристика уровня экономического развития страны
1.1.1. Производство основных видов продукции на душу населения
1.1.2. Уровень и качество жизни
1.1.3. Показатели экономической эффективности
1.2. Показатели экономического развития
1.3. Типология государств по уровню и характеру развития
1.3.1. Экономически высокоразвитые государства
1.3.2. Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны
1.3.3. Экономически менее развитые страны («развивающиеся страны»)
Глава 2. Экономическое развитие на примере Китайской Народной Республики
2.1. Динамика экономического роста
2.2. Динамика и структура внешней торговли
2.3. Реформа внешнеторгового регулирования
2.4. Валютное регулирование
2.5. Структура притока капитала и внешнего долга
2.6. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
2.7. Зоны совместного предпринимательства
Глава 3. Внешнеэкономические связи Китайской Народной Республики
3.1. Российско-китайские экономические связи
3.1.1. Динамика и структура взаимной торговли
3.1.2. Взаимное движение капиталов
3.2. Экономические связи с Соединёнными Штатами Америки
3.2.1. Развитие китайско-американской торговли
3.2.2. Контроль США над экспортом в Китай—главное препятствие для достижения торгового баланса между сторонами
Заключение
Список литературы
В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия.
Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая.
2.7. Зоны совместного предпринимательства
Весьма разнообразна
и китайская практика создания особых
зон совместного
В созданных в начале 80-х годов прошлого века на юго-восточном побережье Китая специальных экономических зонах (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) экспортная направленность промышленности сочетается с развитием сельского хозяйства, финансового сектора, туризма и т.д. В 1988 году ещё одной (пятой по счёту) такой зоной стал остров Хайнань. Созданные в 1982 – 1992 годах в 14 «открытых» городах восточного побережья Китая так называемые зоны экономического и технического развития ориентированы прежде всего на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов. Сформировавшиеся в 1985 – 1988 годах «открытые» приморские зоны (в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, на юге провинции Фуцзянь, на полуостровах Ляоудун и Шаньдун) занимают значительную часть сельских районов соответствующих провинций; в них развиваются главным образом экспортные трудоёмкие отрасли промышленности.
В начале 90-х годов было положено начало образованию так называемых зон высоких технологий – научно-производственных парков, функцией которых является разработка принципиально новых технологий и материалов, организация экспериментальных мелкосерийных производств. К концу ХХ века в КНР насчитывалось уже 52 такие зоны. С 1992 года в этой азиатской стране создаётся сеть зон свободной торговли (свободных таможенных зон), специализирующихся на экспортно-импортных операциях. Сейчас существует 13 таких зон: 12 – в морских портах восточного побережья и ещё одна – в Чжанцзягане, порту на реке Янцзы. Тогда же в 1992 году, началось формирование приграничных портовых зон, в том числе и на границах с Российской Федерацией (в Хэйхэ, Суйфэньхэ, Ханьчне и Маньчжоули). Их главная функция – развитие сферы услуг, связанной с трансграничной торговлей.
Глава 3. Внешнеэкономические связи Китайской Народной Республики
3.1. Российско-китайские экономические связи
Благоприятные в целом предпосылки для развития российско-китайского экономического сотрудничества определяются:
• взаимодополняемостью экономик двух стран (Россия обладает мощным потенциалом отраслей тяжелой промышленности; Китай за годы реформ добился весомых успехов в развитии отраслей, производящих потребительские товары);
• сохраняющимся технологическим влиянием России в Китае, так как значительная часть промышленной базы КНР была создана при содействии СССР;
• политическим сближением России и Китая, особенно заметным на фоне фактической стагнации в отношениях обеих стран с Западом.
3.1.1. Динамика и структура взаимной торговли
Имеющиеся возможности пока используются не в полной мере. Происходивший в 1992—1993 гг. бум двусторонней торговли (наглядно динамика взаимной торговли изображена на диаграмме №4) был во многом обусловлен ситуационными факторами. С одной стороны, у российских предприятий имелись значительные излишки материальных запасов, которые были получены еще в рамках советской системы централизованного снабжения и теперь могли использоваться для экспорта в Китай. С другой стороны, политика российских властей по открытию внутреннего рынка в целях преодоления его дефицитности создала условия для роста импорта в Россию китайских потребительских товаров.
Диаграмма №4: Торговля России с КНР, млрд долл12.
Однако уже в 1994 г. в российско-китайской торговле наметился спад, а возобновившаяся было в 1995—1996 гг. тенденция к росту вновь прервалась в 1997 г. На сокращение объемов торговли в 1994 г. существенное воздействие оказали введенные в КНР в ходе антиинфляционного урегулирования количественные ограничения на импорт некоторых инвестиционных товаров (черные металлы, стройматериалы и т.д.). Аналогично в 1997 г. новый спад в торговле был вызван во многом предпринятыми в КНР мерами по протекционистской защите собственного производства удобрений. Но эти события только лишний раз подтверждают фундаментальную проблему современной российско-китайской торговли — узость ее товарной структуры.
Российский экспорт в настоящее время состоит преимущественно из сырьевых товаров, и он в сильной степени чувствителен к колебаниям конъюнктуры китайского рынка. Традиционно высокая в советские времена доля машинотехнической продукции в экспорте Китая снизилась с 45% в 1992 г. до 18% в 1996 г. В свою очередь, в российском импорте из Китая около 80% приходится на продовольственные и потребительские товары. Имевшиеся ранее на российском рынке свободные ниши для такой продукции уже давно заполнены, к тому же за последние годы у российских потребителей сложились устойчивые негативные стереотипы в отношении качества китайских товаров.
3.1.2. Взаимное движение капиталов
Для поступательного развития двусторонних экономических связей необходимо активнее использовать формы сотрудничества, предполагающие более глубокое хозяйственное взаимодействие. Речь идет прежде всего о взаимном инвестировании предпринимательского капитала. Пока этот процесс не получил заметного развития. Так, в 1996 г. инвестиции российских фирм в китайскую экономику составили всего 22 млн долл. Хотя на территории России к началу 1997 г. было создано 1475 предприятий с участием китайского капитала, сферой деятельности большинства из них являются торговля и услуги и, главное, в среднем вложения китайской стороны не превышают 50 тыс. долл., причем вклады часто делаются в форме товаров, ввозимых для продажи на российском рынке. После их реализации предприятие объявляется банкротом и ликвидируется.
Поступательное развитие инвестиционного сотрудничества возможно при более активном участии в этом процессе крупных предприятий двух стран. Субъектами инвестирования с китайской стороны могут выступать государственные внешнеторговые компании и промышленные предприятия, имеющие прямой выход на внешние рынки, а с российской стороны — мощные финансово-промышленные группы. Первыми ростками такого рода взаимодействия являются достигнутое в 1997 г. соглашение о Строительстве газопровода от Кавыткинского месторождения в Сибири до китайской провинции Шаньдун; инвестиционные контракты, заключенные «Ростсельмашем» (о совместном производстве комбайнов в Пекине) и «УралАЗом» (о производстве автобуров в Сиане) и т.д.
3.2. Экономические связи с Соединёнными Штатами Америки
3.2.1. Развитие китайско-американской торговли.
В январе 1979 г. Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки официально установили дипломатические отношения. В июле того же года между правительствами обеих стран было подписано «Соглашение о торговых отношениях КНР и США», согласно которому стороны взаимно предоставили статус наиболее блогоприятствуемой страны. С того момента торгово–экономические отношения двух стран вступили в период быстрого развития. По статистике Китая в 1979 г. объем китайско–американской торговли составил 2,45 млрд. долларов США, в 1996 г.—42,84 млрд. долларов. Совокупный объем торговли за 18 лет составил 260,6 млрд. долларов. С 1979 г. США стали третьим, а в 1996 г.—вторым крупнейшим торговым партнером Китая. Согласно американской статистике, в 1979 г. объем двусторонней торговли равнялся 2,37 млрд. долларов, а в 1996 г. —63,5 млрд. долларов, совокупный торговый оборот за 18 лет составил 376 млрд. долларов. В 1980 г. Китай занимал 24-е место среди торговых партнеров США, в 1995 г. —5-е место. Хотя статистические данные обеих сторон не совпадают, но и те и другие свидетельствуют о том, что не протяжении 18 лет прирост двусторонней торговли составлял в среднем 18 процентов в год. Это является доминирующей тенденцией в торгово–экономических отношениях КНР и США.
Согласно статистике Китая и США, в 1996 г. товары из США составил 11,6 процента общего объема импорта Китая, товары из Китая составили 5,42 процента общего объема импорта США. Соединенные Штаты стали одним из наиболее быстрорастущих рынков сбыта китайских товаров, а Китай, в свою очередь, стал для США одним из наиболее быстро растущих рынков экспорта. В период с 1990 по 1996 г., как показывает статистика обеих сторон, экспорт из США в Китай ежегодно увеличился в среднем более чем на 16 процента, что значительно превысило темпы роста американского экспорта в целом. По этому показателю Китай стоит на первом месте среди торговых партнеров США. Главная причина столь высоких темпов роста китайско–американской торговли состоит в том, что между обеими странами существует большая разница в ресурсах, экономической структуре, отраслевой организации и уровне потребления. Эта разница обусловила высокую степень взаимодополняемости между экономикой двух стран. Китай —развивающаяся страна, где стоимость рабочей силы достаточно низка, но зато ощущается дефицит денежных средств и дает себя знать научно-техническая отсталость. А Соединенные Штаты—страна высокоразвитой экономики, обладающая богатыми денежными ресурсами и передовой наукой и техникой. Но в США высока себестоимость рабочей силы. В китайском экспорте преобладают трудоемкие товары — текстиль, одежда, обувь, игрушки, бытовые электроприборы, туристические сумки и чемоданы и т. п. А США экспортируют в Китай главным образом самолеты, силовое оборудование, машины, электронные детали, оборудование связи и химические продукты, относящиеся к числу капиталоемких и техноемких товаров, а также аграрную продукцию: продовольствие, хлопок и пр. Взаимодополняемость с точки зрения ассортимента товаров и взаимовыгодность – важный стимул развития китайско- американской торговли.
Продолжительный рост двусторонней торговли сыграл позитивную роль в развитии экономики и расширении трудоустройства двух стран. Возьмем, к примеру, США. Только благодаря прямому экспорту в Китай там прибавилось 300 тыс. рабочих мест благодаря двусторонней торговле в американской промышленности и сфере услуг прибавилось по меньшей мере миллион рабочих мест, причем число это возрастает из года в год. Экспортируемые в США сравнительно дешевые товары китайского производства — обувь, одежда, игрушки и другие бытовые предметы — позволили снизить розничные цены на американском рынке что оказалось полезным для смягчения инфляции и принесло непосредственную выгоду американским потребителям. По анализу Всемирного банка за 1994 г., в случае, если бы США импортировали аналогичные товары не из КНР, а из других стран, то это ежегодно потребовало бы дополнительных затрат американских потребителей в размере 14 млрд. долларов. В Китае на предприятиях по переработке и сборке изделий , экспортируемых в США, трудится несколько миллионов человек, такого рода производство стимулировало развитие экономики приморских районов. Импорт из США товаров более прогрессивных технологий, несомненно, полезен для модернизации Китая.
Китайско-американская торговля характеризуется двумя важными особенностями, первая из них – реэкспортный характер торговли. Будь то товары, экспортируемые Китаем в США, или товары, экспортируемые США в Китай, в большинстве случаев поступают в место назначения через Сянган. Вторая особенность — это доминирующее положение переработанной продукции в китайском экспорте. Следовательно, подавляющее большинство экспортируемых в США товаров китайского производства представляет собой предметы переработки, изготовленные из импортных материалов, деталей и полуфабрикатов, Эти две особенности, с одной стороны, способствовали быстром росту объема китайско-американской торговли, но, с другой, обусловили значительное отклонение статистических данных обеих стран от реального состояния двусторонней торговли.
Наряду с ростом внешней
торговли значительное развитие получили
также инвестиции американских фирм
в Китае. На конец 1996 г, число объектов,
инвестируемых американскими
3.2.2. Контроль
США над экспортом в Китай—
На протяжении многих лет США проводят в отношении Китая дискриминационную политику экспортного контроля. Эта политика сковывает американский экспорт в Китай и является главным препятствием для достижения торгового баланса между двумя странами.
После установления дипломатических отношений с Китаем в 1979 г. США постепенно ослабили контроль над экспортом в Китай, включив его сначала в группу «P», а затем – в группу «V». Однако Китай полностью не пользовался льготами для стран группы «V», так как США сохранили ряд дискриминационных позиций в своих политических установках и в ходе их проведения. После 1983 г. страны-члены бывшего Комитета по координации торговой политики между Востоком и Западом (КОКОМ), в том числе и США, стали рассматривать вопросы об ослаблении экспортного контроля в отношении Китая. В сентябре 1985 г. была принята резолюция об упрощении процедуры утверждения экспорта в Китай, которая в то же время предъявила требование о недопустимости изменения потребителей и назначения «контролируемых товаров». Китайское правительство активно прореагировало на это. На протяжении многих лет китайское правительство, неизменно придерживаясь серьезного подхода к своему обещанию о «конечных потребителях» и «конечном назначении товара», осуществило ряд активных мероприятий и добилось заметных результатов. Все другие западные государства приняли «Разъяснения о конечных потребителях и конечном назначении товара», сделанные китайским правительством. Только США, скептически относясь к ним, требуют от китайской стороны брать на себя лишние обязательства в отношении «товаров США, экспортируемых под контролем». Например, американская сторона требует, что конечные потребители должны подвергаться проверке до получения лицензии и повторной проверке после получения товаров. Были выдвинуты также разные жесткие условия к получению экспортных лицензий, например, круглосуточный контроль на месте и выборочная проверка в любое время. Все это представляется неприемлемым для Китая. После роспуска КОКОМ—этого порождения холодной войны—в марте 1994 г. США не могли не урегулировать свою политику контроля над экспортом. Тем не менее дискриминационные меры, предпринятые ими в отношении Китая, в основном остались без изменения.
Информация о работе Развитие страны на примере Китайской Народной Республики