Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:56, курсовая работа
В качестве цели данной курсовой работы была выбрана попытка изучить все аспекты экономического развития и наглядно показать их действие на примере Китайской Народной Республики, а задача заключается в том, чтобы синтезировать всю доступную и имеющуюся в наличии информацию для анализа теории экономического развития и её грамотного и рационального применения на практике.
Введение
Глава 1. Экономическое развитие страны
1.1. Характеристика уровня экономического развития страны
1.1.1. Производство основных видов продукции на душу населения
1.1.2. Уровень и качество жизни
1.1.3. Показатели экономической эффективности
1.2. Показатели экономического развития
1.3. Типология государств по уровню и характеру развития
1.3.1. Экономически высокоразвитые государства
1.3.2. Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны
1.3.3. Экономически менее развитые страны («развивающиеся страны»)
Глава 2. Экономическое развитие на примере Китайской Народной Республики
2.1. Динамика экономического роста
2.2. Динамика и структура внешней торговли
2.3. Реформа внешнеторгового регулирования
2.4. Валютное регулирование
2.5. Структура притока капитала и внешнего долга
2.6. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
2.7. Зоны совместного предпринимательства
Глава 3. Внешнеэкономические связи Китайской Народной Республики
3.1. Российско-китайские экономические связи
3.1.1. Динамика и структура взаимной торговли
3.1.2. Взаимное движение капиталов
3.2. Экономические связи с Соединёнными Штатами Америки
3.2.1. Развитие китайско-американской торговли
3.2.2. Контроль США над экспортом в Китай—главное препятствие для достижения торгового баланса между сторонами
Заключение
Список литературы
Как было отмечено, в 80-е гг. китайско-американские торгово-экономические отношения получили известное улучшение и развитие, это происходило на фоне ослабления США контроля над экспортом в Китай. Однако, начиная с 90-х гг. США предприняли ряд новых санкций против Китая, многие из которых связаны с контролем над экспортом. Все это повлекло за собой серьезнейшие последствия, в китайско-американском торговом балансе постепенно произошли неблагоприятные для США изменения. Подобная политика, которая ущемляет других и вредит самим себе, не является разумной.
Дискриминационная политика США по контролю над импортом из Китая и до сих пор неснятые санкции против него в значительной степени ограничили американский экспорт в Китай, оказали негативное влияние на инвестирование американскими фирмами китайских высокотехнологических объектов. Тем самым они стали факторами, препятствующими развитию торгово-экономического сотрудничества между Китаем и США. О том, что политика США по ограничению импорта из Китая отрицательно сказалась на развитии китайско-американского торгово-экономического сотрудничества и причинила ущерб американским предпринимателям, свидетельствуют следующие примеры:
Примеров тому множество, невозможно все их привести. Дискриминационная контрольная политика американского правительства по торговле с Китаем привела к тому, что большое число китайских потребителей потеряло возможность сотрудничать с американскими коммерсантами в области экспортной торговли. Американские же предприниматели, со своей стороны, также упустили торговый шанс. Аналитические данные заинтересованных сторон показывают, что из-за дискриминационной политики американского правительства по контролю над экспортом США в последние годы ежегодно упускают торговый шанс в Китае, оцениваемый в несколько миллиардов долларов, С одной стороны, американское правительство акцентирует внимание на вопросе пассивного баланса в торговле с Китаем, а, с другой, -- не уменьшает ограничения в торговле с ним. Это, как говорится, противоречит самому себе.
В то время, когда американское правительство продолжает свою дискриминационную политику по ограничению экспорта в Китай, правительство других промышленно развитых стран одно за другим сняли дискриминационные ограничения в торговле с Китаем, к тому же они оказывают ему правительственную финансовую поддержку на закупку продукции производственного назначения, что дало сильный толчок развитию их экспорта в Китай. Это, несомненно, повышает и конкурентоспособность их продукции на китайском рынке. Именно поэтому у стран-членов Европейского Союза (ЕС) не только нет пассивного баланса в торговле с Китаем, но, наоборот, их активный торговый баланс насчитывает несколько миллиардов долларов. Это в полной мере показывает, какими могут быть результаты под влиянием разных политических установок относительно экспорта в Китай.
Правительство Китая надеется, что американское правительство, ставя во главу угла перспективные интересы развития двусторонней торговли и экономического сотрудничества, действительно примет эффективные меры для упрощения и даже аннулирования ныне действующих дискриминационных установок, нацеленных на ограничение экспорта в Китай, сделает как можно больше полезных шагов во имя здорового, сбалансированного развития китайско-американской торговли. Это и есть реальный путь к решению вопроса торгового баланса между Китаем и США.
Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что «экономическое развитие» - это сложное понятие, требующее, чтобы к нему подходили с научной точки зрения и исследовали научными методами.
На примере, Китайской Народной Республики было продемонстрировано, как много факторов влияют на процесс развития и уровень развития государства. Причём многое зависит не только от самой страны, но и от окружающего её мирового хозяйства. На сегодняшний день ни одна национальная экономика не может существовать абсолютно обособлено. Китай тому живой пример. Государство стало динамичнее и эффективнее развиваться только после реформирования внешнеэкономической деятельности, после усиления открытости национальной экономики через всемерное расширение связей с зарубежными государствами, после привлечения иностранного капитала в свою экономику, после образования специальных экономических зон и открытых экономических районов. Безусловно, это было лишь одно из направлений реформ, однако мало кто сомневается, что именно послужило основным толчком в выходе КНР на лидирующие позиции в системе мирового хозяйства.
Ряд учёных считает, что «при тех возможностях, которыми располагает Китай, уровень жизни там должен был бы расти быстрее, чем это происходило», и связывают это с крайней неэффективностью китайской экономики и ненасытностью государственных предприятий13. Однако, представляется, что достигнутый за четверть века прирост ВВП на душу населения почти в 350% - это резкий контраргумент для критиков.
Вероятнее всего, Китай и в дальнейшем будет продолжать своё развитие. Возможно, его темпы будут не такими впечатляющими, как в недавнем прошлом, однако у этого государства есть все шансы претворить в жизнь стратегию партии, и к середине этого века в современную высокоразвитую державу (см. Приложение №4). Уже сейчас видны усилия Правительства, направленные на реализацию этого плана. В частности, совсем недавно (не далее чем в марте этого года) налоговое бремя для иностранных компаний было уравнено с налоговым бременем для местных. Этот шаг должен привести к новой волне инвестиций в Поднебесную.
Но самое главное заключается в том, что есть куда и к чему стремиться. Представляется, что Китаю необходимо изменить структуру своей промышленности и перейти от масштабного выпуска товаров не очень высокого качества к выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной качественной продукции. Уже сейчас можно увидеть сдвиги и в этом компоненте: продукция китайского автопрома начинает постепенно находить свою нишу на рынках других стран, хотя раньше мало кто был осведомлён о том, что у этой страны, вообще, есть автопром.
В развитии необходимо изучать, анализировать и принимать на вооружение опыт других стран, сохраняя при этом черты национальной самобытности, выбирая только самое лучшее и, по возможности, обогащая его.
Представляется, что китайский путь развития может быть впоследствии использован другими странами, желающими вырваться в авангард развитых стран. У них можно многому научиться и многое почерпнуть – было бы желание, терпение и время.
Список литературы
Приложение.
Приложение №1. Китай. Общие данные14.
Характеристика |
Показатель |
Общая площадь Доля пахотных земель Население Среднегодовой прирост населения, 2000 – 2005 Население моложе 15 лет Население старше 60 лет Число мужчин на 100 женщин Индекс развития общества Население городов ВВП ВВП на душу населения Среднегодовой прирост реального ВВП, 1994 – 2004 Индекс экономической свободы Занятость. Сельское хозяйство Занятость. Промышленность Занятость. Сфера услуг Инфляция потребительских цен, 2005 Среднегодовая инфляция, 2000 – 2005 Ставка по депозитам, 2005 |
9 560 900 кв. км. 15% 1 313 300 000 человек
0,65% 21,4% 10,9% 106 75,5 40,5% 1 932 млрд. $ 1 470 $
9,1% 3,34 49% 22% 31,8% 1,9%
1,4% 2,25% |
Приложение №2. Страны с наиболее развитой экономикой. ВВП, в млрд. USD15
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
США Япония Германия Соед. Королевство Франция Китай Италия Испания Канада Индия Ю. Корея Мексика Австралия Бразилия Россия Нидерланды Швейцария Бельгия Швеция Тайвань Турция Австрия Индонезия Саудовская Аравия Норвегия |
11 711,8 4 622,8 2 740,6 2 124,4 2 046,6 1 931,7 1 677,8 1 039,9 978,0 691,2 679,7 676,5 637,3 604,0 581,4 579,0 357,5 352,3 346,4 305,3 302,8 292,3 257,6 250,6 250,1 |
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
50 |
Польша Дания ЮАР Греция Финляндия Ирландия Португалия Иран Гонконг Таиланд Аргентина Малайзия Израиль Венесуэла Чехия Сингапур ОАЭ Венгрия Новая Зеландия Колумбия Пакистан Чили Алжир Филиппины Египет |
242,6 241,4 212,8 205,2 185,9 181,6 167,7 163,4 163,0 161,7 153,0 118,3 116,9 110,1 107,0 106,8 104,2 100,7 98,9 97,7 96,1 94,1 84,6 84,6 78,8 |
Приложение №3. Страны с самым высоким уровнем экономического роста16.
Среднегодовой прирост реального ВВП, %
1994 – 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Экваториальная Гвинея Босния Либерия Руанда Китай Мьянма Мозамбик Ирландия Армения Ангола |
20,9 17,4 12,8 10,2 9,1 8,2 8,0 7,9 7,6 7,4 |
11 12 13 14 15
17 18
20 |
Вьетнам Чад Камбоджа Уганда Бутан ОАЭ Азербайджан Лаос Судан Индия |
7,3 7,0 6,9 6,7 6,6 6,6 6,3 6,2 6,2 6,1 |
1984 -1994
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Китай Таиланд Ю. Корея Ботсвана Тайвань Белиз Сингапур Чили Макао Индонезия |
10,3 9,0 8,5 8,1 8,0 7,9 7,7 7,4 7,2 7,0 |
12 13 14 15 16 17 18 19 |
Малайзия Бутан Свазиденд Маврикий о-в Новая Каледония Гонконг Вьетнам Люксембург Кипр Папуа – Новая Гвинея |
7,0 6,6 6,5 6,4 6,3 6,0 5,9 5,8 5,6 5,6 |
Информация о работе Развитие страны на примере Китайской Народной Республики