Риски ЗАО «ВТБ 24»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:07, доклад

Описание работы

ЗАО «ВТБ 24» создан на основании решения общего собрания Участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (общество с ограниченной ответственностью) (протокол №77 от 31 марта 2000 года о преобразовании общества). ЗАО «ВТБ 24» является правопреемником КБ «ГУТА-БАНК» ООО по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

Вероятность возникновения и величина потерь при проявлении данного риска в значительной степени зависят от уровня данного риска по банковскому сектору России в целом. Для ЗАО «ВТБ 24» уровень данного риска оценивается как минимальный, в связи с тем, что Банк вступил в систему страхования вкладов, имеет рейтинги международных рейтинговых агентств, основным акционером является ОАО Банк ВТБ.

 

ЗАО «ВТБ 24» прилагает  значительные усилия по формированию положительного имиджа у клиентов и  общественности путем повышения  информационной прозрачности. Управление риском потери деловой репутации  является составляющей системы управления рисками и осуществляется при  непосредственном участии руководства  ЗАО «ВТБ 24».

8. Стратегический риск. Стратегический риск - риск возникновения у ЗАО «ВТБ 24» убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития ЗАО «ВТБ 24» (стратегическое управление) и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности Банка, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых Банк может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности Банка.

Данный риск значительно  снижается путем проработки управленческих решений на основе анализа текущей  ситуации в банковском секторе и  перспектив его развития, уровней  рисков, действий контрагентов и конкурентов  ЗАО «ВТБ 24», потребностей клиентов, возможностей кадрового, финансового  и технического обеспечения запланированных  изменений.

Исходя из оценки указанных  параметров ЗАО «ВТБ 24» планирует  продуктовый ряд, развитие филиальной сети, количественные и качественные показатели развития.

Анализ положения ЗАО  «ВТБ 24» в банковском секторе  показывает, что Банк усиливает свои позиции, что выражается в росте  объемов бизнеса и прибыли, увеличении доли рынка, узнаваемости бренда.

 

Результаты деятельности ЗАО «ВТБ 24» соответствуют динамике показателей банковской системы  и основных конкурентов. Развитие ЗАО  «ВТБ 24» характеризуется динамичным ростом активов, капитала и кредитного портфеля.

Прямым свидетельством устойчивого  положения ЗАО «ВТБ 24» в банковском секторе являются следующие оценки:

  1. Крупнейшие банки России в 2008 году – 7-е место по чистым активам на 01.01.2009
  2. Самые филиальные банки – 7-е место на 19.03.2009 г.
  3. 2-е место в рейтинге «Банки-лидеры по количеству банкоматов на 01.01.2009.»
  4. Самые «пластиковые» банки в 2008 году – 3-е место по количеству пластиковых карт в обращении на 01.01.
  5. Самые потребительские банки – 3-е место по объему выданных без залоговых кредитов в 2008 году
  6. Лучшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2008 году – 3 место по объему выданных кредитов
  7. Самые ипотечные банки в 2008 году – 2-е место

Все это указывает на правильность выбранной стратегии развития и  действий, предпринимаемых для ее реализации, а, следовательно - относительно низкий уровень стратегического  риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути совершенствования системы управления рисками ЗАО «ВТБ 24»

 

3.1 Использование зарубежного опыта по управлению основными рисками деятельности в практике ЗАО «ВТБ 24»

 

Рассмотрим в данном разделе  работы практику управления зарубежными  банками основных рисков своей деятельности на примере кредитных рисков.

Зарубежные банки для  оценки кредитного риска применяют  специальные методики кредитного рейтинга, которые в большинстве своем  представляют собой совокупность оценочных  параметров кредитоспособности и имеют  комплексный характер. Во многом они  схожи, так как охватывают примерно одинаковый круг показателей и сведений и позволяют сопоставить множество  факторов кредитного риска.

Рассмотрим основные методики оценки кредитоспособности заемщика в  зарубежных странах [19].

Английские клиринговые  банки производят оценку возможного риска неплатежа по кредиту с  использованием методик PARSEL и CAMPARI.

Методика PARSEL включает:

Р - Person - информация о персоне потенциального заемщика, его репутация; А - Amount - обоснование суммы запрашиваемого кредита;

R - Repayment - возможность погашения;

S - Security - оценка обеспечения;

Е - Expediency - целесообразность кредита;

R - Remuneration - вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита.

Методика CAMPARI более расширена  в системе оценки:

С - Character - репутация заемщика; А - Ability - оценка бизнеса заемщика; М - Means - анализ необходимости обращения за ссудой; Р - Purpose - цель кредита; А - Amount - обоснование цели кредита; R - Repayment - возможность погашения; I - Insurance - способ страхования кредитного риска.

В практике американских банков применяют "правило пяти си":

1C - customer's character (характер заемщика) - репутация заемщика, степень ответственности, готовность и желание погашать долг;

2С - capasity to pay (финансовые возможности) - предполагает тщательный анализ доходов и расходов заемщика и перспектив изменения их в будущем;

ЗС - capital (капитал, имущество) - большое внимание банк уделяет собственному (акционерному) капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов;

4С - collateral - обеспечение займа, достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды;

5С - current business conditions and goodwill (общие экономические условия) - определяют деловой климат в стране и оказывают влияние на положение и банка, и заемщика.

Многие американские банки  для оценки способности заемщика погасить кредит используют четыре группы основных показателей финансового  состояния, рассчитываемых на основе данных бухгалтерской отчетности: ликвидность  активов, оборачиваемость капитала, привлечение средств, прибыльность.

Показателями ликвидности  активов являются:

  1. коэффициент ликвидности (отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным долговым обязательствам);
  2. коэффициент покрытия (отношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств).

Показатели оборачиваемости  капитала - это оборачиваемость всех активов, оборачиваемость основного  капитала, оборачиваемость дебиторской  задолженности, оборачиваемость запасов.

 

Коэффициенты привлечения  рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме  активов или к основному капиталу.

Показатели прибыльности рассчитываются как доля прибыли  в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию.

Во Франции для общей  оценки предприятия на предмет кредитования используется методика, в которую  входят следующие показатели:

1. Финансово-экономическая  оценка предприятия, включающая  характер деятельности предприятия  и длительность его функционирования, а также следующие факторы  производства: трудовые ресурсы;  производственные ресурсы; финансовые  ресурсы; экономическая среда.

2. Оценка кредитоспособности  предприятия, базирующаяся на  его отчетных балансах и отчетах  о прибылях и убытках. Методики  оценки кредитоспособности заемщика  дифференцированы по отраслевой  принадлежности и формам собственности.  Они различаются для фирм и  частных лиц.

Данные по предприятию  собираются в Центре по определению  рисков, который находится в ведении  Банка Франции.

В картотеке Центра четыре раздела. В первом разделе 10 групп (от "А" до "К") в зависимости  от размера актива баланса. Второй раздел называется кредитной котировкой, имеет 7 групп с шифрами от 0 до 6. В  зависимости от оценок руководителей  других предприятий, имеющих с ним  деловые связи, предприятие получает свой шифр. Третий раздел классифицирует предприятие по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей, и в зависимости от этого клиенты банков разделяются  на три группы:

 

 

 

 

 

· шифр 7 - пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года;

· шифр 8 - временные затруднения, которые не ставят под угрозу платежеспособность предприятия;

· шифр 9 - платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит  всех клиентов на две  группы в зависимости  от того, принимает  к учету или  нет Банк Франции  их векселя и ценные бумаги.

Банки Германии применяют методику кредитного рейтинга, который включает в себя оценку кредитоспособности заинтересованной в  кредите фирмы  и представляемых ею гарантий. Кредитоспособность клиента в одном  из германских банков определяется по 17 критериям, разбитым на 5 групп:

· менеджмент: качество менеджмента, грамотность ведения финансовой документации;

· рынок (отрасль): развитие рынка и отрасли, влияние динамики конъюнктуры, географии получателей продукции и поставщиков, экспортных и импортных рисков, острота конкуренции, продукция и ассортимент, стандарты;

· отношение с клиентом: ведение счетов, открытость клиента и его готовность представлять информацию о своей деятельности;

· экономические условия: оценка годового баланса, общие имущественные условия;

· перспектива развития предприятия: развитие за период после опубликования последнего годового баланса, производственное планирование, планирование доходности и будущего обслуживания капиталов, специфические риски производства.

По каждому  из указанных критериев  оценка делается по шестибалльной шкале ("6" - наихудший показатель). Обеспечивается проверяемость оценок на основе имеющейся документации. Рейтинг кредитоспособности рассчитывается как средний показатель на основании выставленных по каждому параметру баллов. Отдельно, также по шестибалльной шкале, определяется рейтинг стоимостных гарантий в зависимости от полноты их предоставления и покрытия ими обязательств по кредиту и процентам. На основании оценки кредитоспособности и предоставляемых гарантий определяются риски кредитования и принимается решение о предоставлении кредита: при общей степени риска 1-4 класса кредитование осуществляется, при риске 5 и 6 - кредитование не осуществляется или прекращается.

Рассмотренные методики основаны на балльной оценке фирмы - получателя кредита по каждому  компоненту оценки. Критерии, по которым  производится проставление того или иного  количества баллов, строго индивидуальны  для каждого банка, базируются на его  практическом опыте  и периодически пересматриваются. Допустимые и оптимальные  значения отдельных  экономических показателей  опираются на накопленную  статистику.

Важное внимание уделяется также  достоверности сведений. Информация для проверки рейтинга подбирается  обычно на основе анализа  кредитной заявки. Из нее выделяют наиболее существенные факторы, определяющие деятельность клиента. Дополнительная информация получается из личной встречи  с клиентом, внутрибанковской информации о счетах и истории кредитных взаимоотношений с заемщиком, личных наблюдений и инспекций, сведений из прочих источников.

Очень интересен  и важен зарубежный опыт прогнозирования  финансового состояния  заемщика в предстоящем  кредитном периоде. Так, на основе расчета  ожидаемого объема доходов (прежде всего суммы выручки  от продажи продукции), суммы расходов, размера  прибыли составляются сопоставительные балансы  доходов и расходов. Затем составляется кассовая смета заемщика на предстоящий период с данными об источниках денежных средств (прибыль, амортизация, кредиторы) и их использовании (капиталовложения, погашение задолженности). Прогнозные данные о  денежных потоках  также представляются заемщиком и служат основанием оценки кредитоспособности.

При оценке кредитоспособности учитываются также  предстоящие изменения  конъюнктуры, наличие  реальных условий  поступления средств  от реализации продукции  с учетом намечаемого  уровня цен, платежеспособного  спроса на соответствующие  виды продукции. При  этом используются в  практике работы зарубежных банков приглашения  специалистов для  анализа отраслевого  и инвестиционного  аспекта кредитной  заявки (если сотрудники кредитного отдела не обладают необходимыми знаниями о тех  отраслях производства и сфере услуг, в которых занят  клиент).

При выявлении  неблагополучной (проблемной) ссуды принимаются  меры для обеспечения  погашения кредита.

Таким образом, опыт работы зарубежных банков развитых стран, основанный на детальной проработке всех кредитных процедур, многофакторном анализе  кредитоспособности потенциальных заемщиков, позволяет значительно  снизить кредитный  риск.

3.2. Оптимизация  системы управления  рисками деятельности  ЗАО «ВТБ 24»

Разработка направлений  совершенствования  управления рисками  деятельности ЗАО  «ВТБ 24» должна основываться на оценке приоритетов  развития Банка в  среднесрочной перспективе, поскольку именно на данных участках и целесообразно  в первую очередь  производить оптимизацию  риск-менеджмента Банка с обязательным учетом кризисных тенденций развития банковского сектора страны в целом.

Еще в сентябре 2006г. Наблюдательным советом  ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги была утверждена «Стратегия развития ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги в 2007-2010гг. в рамках развития розничного бизнеса Группы ВТБ». Стратегия предполагает развитие розничного бизнеса Группы ВТБ  на базе ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, теперь ЗАО «ВТБ 24». Банк должен стать  лидером в обслуживании верхнемассового и состоятельного сегментов на рынке банковского обслуживания физических лиц, а в целом по рынку занять позицию второго банка после Сбербанка. Также, предполагается, что Банк станет лидером в области обслуживания предприятий малого бизнеса.

Информация о работе Риски ЗАО «ВТБ 24»