Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:07, доклад
ЗАО «ВТБ 24» создан на основании решения общего собрания Участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (общество с ограниченной ответственностью) (протокол №77 от 31 марта 2000 года о преобразовании общества). ЗАО «ВТБ 24» является правопреемником КБ «ГУТА-БАНК» ООО по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.
Для достижения целевой доли рынка (от 8 до 15% в различных сегментах рынка) ЗАО «ВТБ 24» планирует предпринимать следующие меры:
· существенное расширение и развитие региональной сети;
· предоставления широкого спектра современных услуг;
· внедрения высоких стандартов в скорости предоставления и удобстве обслуживания кредитов;
· установления высоких кредитных лимитов;
· инновационный подход в разработке продуктов и услуг;
· развития альтернативных каналов продаж;
· развитие брэнда Банка.
Таким образом, ЗАО «ВТБ 24» планирует в течение 3-5 лет стать одним из лидеров рынка розничных банковских услуг (в сегментах потребительского и ипотечного кредитования, автокредитования, депозитах физических лиц, кредитования малого бизнеса и т.д.).
Источниками будущих доходов (в перспективе на 3-5 лет) ЗАО «ВТБ 24» будут являться, в первую очередь, доходы от кредитования физических лиц (77% от операционных доходов) и предприятий малого бизнеса (около 14% от операционных доходов).
Таким образом, даже в условиях кризиса ЗАО «ВТБ 24» планирует продолжать кредитовать население и предприятия сегмента малого бизнеса.
Среди стратегических целей на 2009 год:
1. Увеличение доли рынка по объемам кредитования физических лиц до 9,5%
Приоритетными направлениями работы в сфере кредитования населения и малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса при этом будут являться:
· с точки зрения роста активов приоритет отдается «коротким» и высокодоходным активам (что предполагает ограничение роста в сегменте ипотечного кредитования);
· кредитование населения: смещение приоритетов в сторону более «коротких» кредитных продуктов (кредиты наличными, автокредиты);
· продолжение кредитования малого бизнеса; развитие лизинга для малых предприятий;
· оперативное управление ставками;
ЗАО «ВТБ 24» продолжит наращивать депозитную базу за счет привлечения средств населения.
2. Увеличение доли рынка по объемам привлечения средств населения до 6,5%.
Приоритетными направлениями работы в сфере привлечения средств населения и малого бизнеса в условиях дефицита ресурсов, обусловленных кризисом, являются:
· повышение активности по привлечению депозитов как наиболее устойчивой долгосрочной ресурсной базы;
· оперативное управление ставками;
· повышение качества обслуживания клиентов;
Одним из важнейших направлений деятельности Банка становится работа, направленная на эффективное управление и сокращение портфеля просроченной задолженности.
3. Оптимизация процедур управления проблемной задолженностью:
· оптимизация процедур управления проблемной задолженностью: активизация работы по сбору проблемной задолженности (усиление соответствующих подразделений банка, оптимизация внутренних процедур, повышение эффективности работы с коллекторскими агентствами);
· мониторинг портфеля на предмет усиления долговой нагрузки на клиентов, проактивная работа клиентами;
· переход к более консервативным процедурам оценки заемщиков: оперативная корректировка скоринговых моделей;
· рефинансирование валютного кредитного портфеля в рубли.
Учитывая вышесказанное, первоочередные усилия ЗАО «ВТБ 24» должны быть сосредоточены на оптимизации управления кредитным и операционными рисками.
Если в отношении кредитных рисков Банком планируются определенные мероприятия (см. выше), то практика управления операционным риском, на наш взгляд. явно нуждается в совершенствовании.
К сожалению, сегодня в ЗАО «ВТБ 24» практически не уделяется внимание таким аспектам, как:
· управление проектами (отслеживание всего алгоритма разработки и внедрения проекта не ведется, в весьма слабой степени контролируются результаты);
· управление информационными технологиями (качество информационных систем и технологий не соответствует требованиям бизнеса);
· создание системы управления рисками (не осуществляются идентификация, оценка, анализ и управление операционными рисками на уровне всей организации и по всем направлениям деятельности).
Актуальными для ЗАО «ВТБ 24» являются угрозы со стороны операционного риска, связанные прежде всего с факторами политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов. Так, в некоторых подразделениях нередко ощущается недостаток персонала на уровне исполнителей. В результате отдельные сотрудники (в том числе менеджеры среднего звена) перегружены и совмещают исполнительские и административные функции, работу с клиентами и техническое проведение платежей, что не может не сказаться отрицательно на качестве и безопасности проводимых ими операций. ЗАО «ВТБ 24» также следует пересмотреть и политику формирования человеческого капитала и обратить внимание на профессионализм менеджеров, непосредственно занимающихся отбором персонала. Это проявляется в том, что потенциальные кандидаты "отсеиваются" не по принципу профессиональной пригодности, а по формальному соответствию зарубежным тестам психологического характера.
В части обеспечения ЗАО «ВТБ 24» информационными системами можно отметить недостатки, связанные с отсутствием гибкости используемых платформ, - введение новых модулей обычно является трудоемким, дорогостоящим и растянутым во времени процессом. Сегодня значительная часть банковских отчетов, включая аналитические, составляется вручную.
В ЗАО «ВТБ 24» еще не сформирована до конца база данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска. Пока она имеет лишь информативный характер и существенного влияния на деятельность подразделений, демонстрирующих повышенную концентрацию операционного риска, не оказывает.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию управления операционным риском в ЗАО «ВТБ 24» должно включать в себя:
1. Пересмотр политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов.
2. Улучшение программного обеспечения бизнес-процессов Банка.
3. Формирование полноценной базы данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска и ее практическое внедрение в механизм принятия решений основными подразделениями Банка.
2
Заключение
Подводя краткие итоги настоящей работы, можно следующим образом резюмировать вышеизложенный материал.
Практика управления рисками деятельности коммерческого банка была рассмотрена в настоящей работе на примере ЗАО «ВТБ 24», система управления рисками которого базируется на следующих основополагающих принципах:
· управление рисками носит комплексный характер и находит отражение в регламентах и процедурах всех типовых операций и процессов;
· принятие рисков (утверждение сделок, портфелей, операций) осуществляется коллегиально в рамках полномочий исполнительных органов Банка;
В состав используемых инструментов и технологий риск-менеджмента Банка входит:
· система сквозного внутреннего рейтингования корпоративных клиентов и допустимые уровни рейтинга заемщиков;
· расчет вероятности дефолтов эмитентов долговых ценных бумаг;
· статистический расчет вероятности потерь и восстановления проблемной задолженности по группам корпоративных заемщиков;
· расчета рыночных рисков методами Value-At-Risk (и известных его модификаций), применение показателей чувствительности, стресс-тестирование;
· расчет рисков по программам развития розничного бизнеса Банка по кредитованию физических лиц, определение лимитов допустимых рисков и контроль их использования;
· мониторинг динамики совокупного риска (экономического капитала) Банка;
· утверждаемые уровни максимальных потерь по программам кредитования физических лиц, портфелям ценных бумаг и отдельным позициям Банка;
· гибкая и разветвленная структура позиционных лимитов на проводимые операции, направленная на диверсификацию и снижение принимаемых рисков Банка, включая процедуры их постоянного мониторинга и контроля;
· лимиты концентрации на одного и группу связанных заемщиков;
· регламентация взаимодействия подразделений Банка в случае кризисных ситуаций различной природы.
Заключительный раздел работы был посвящен возможностям уменьшения рисков деятельности ЗАО «ВТБ 24».
Как было отмечено в исследовании, стратегические цели деятельности ЗАО «ВТБ 24» на среднесрочную перспективу определены руководством кредитной организации следующим образом: 1. Увеличение доли рынка по объемам кредитования физических лиц до 9,5%; 2. Увеличение доли рынка по объемам привлечения средств населения до 6,5%; 3. Оптимизация процедур управления проблемной задолженностью.
Учитывая вышесказанное, первоочередные усилия ЗАО «ВТБ 24» должны быть сосредоточены на оптимизации управления кредитным и операционными рисками.
Если в отношении кредитных рисков Банком планируются определенные мероприятия, адекватные стратегическим целям – ужесточение требований к организации кредитного процесса, обновление скоринг – моделей и т.д., то практика управления операционным риском, на наш взгляд. явно нуждается в совершенствовании.
К сожалению, сегодня в ЗАО «ВТБ 24» практически не уделяется внимание таким аспектам, как управление проектами и управление информационными технологиями.
Актуальными для ЗАО «ВТБ 24» являются угрозы со стороны операционного риска, связанные прежде всего с факторами политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов.
В части обеспечения ЗАО «ВТБ 24» информационными системами можно отметить недостатки, связанные с отсутствием гибкости используемых платформ, - введение новых модулей обычно является трудоемким, дорогостоящим и растянутым во времени процессом. Сегодня значительная часть банковских отчетов, включая аналитические, составляется вручную.
В ЗАО «ВТБ 24» еще не сформирована до конца база данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска. Пока она имеет лишь информативный характер и существенного влияния на деятельность подразделений, демонстрирующих повышенную концентрацию операционного риска, не оказывает.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию управления операционным риском в ЗАО «ВТБ 24» должно включать в себя:
1. Пересмотр политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов.
2. Улучшение программного обеспечения бизнес-процессов Банка.
3. Формирование полноценной базы данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска и ее практическое внедрение в механизм принятия решений основными подразделениями Банка.
2
Приложение 1.
Классификация банковских рисков [23, с. 343]
Уровни рисков |
Виды рисков |
Риски макроуровня — это риски,
распределяемые внешними по ношению
к банку макроэкономическими
и нормативно-правовыми Это внешние риски, которые связаны с изменениями ситуации в экономике в целом, они не зависят от деятельности самого банка - их нужно по возможности предвидеть и приспосабливаться к ним |
Текущая емкость и доходность отечественных и международных финансовых рынков, на которых банк проводит операции и сделки, не отвечает интересам банка. Негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития. Неблагоприятные изменения государственной экономической политики. Неблагоприятные изменения отечественных и зарубежных нормативно-правовых условий банковской деятельности |
Риски микроуровня — это риски потери ликвидности и снижения стоимости капитала. Они сочетают в себе элементы как внутренних, так и внешних рисков. Многое зависит от качества и компетентности управленческого аппарата банка, и в тоже время на внутренних и зарубежных рынках действует множество факторов, порождающих внешние по отношению к банку риски |
Кредитный риск Страновой риск Риск неперевода средств Рыночный риск Операционный риск Процентный риск Риск потери ликвидности Правовой риск Риск потери репутации банка Хищение ценностей |
Риски индивидуального уровня (уровень сотрудника). Внутренние риски, уровень которых коренным образом зависит не столько от профессионализма, сколько от порядочности служащих банка |
Проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, сокрытие результатов этих операций. Вовлечение банка в |
Приложение 2.
Внешняя бухгалтерская отчетность ЗАО «ВТБ 24» (публикуемая форма)
2.3 Система управления
Система управления банковскими рисками АКБ ОАО «Банк Москвы» включает в себя следующие этапы:
- идентификация риска, выявление его факторов;
- оценка степени риска (измерение);
- определение приемлемого
уровня риска,
- контроль уровня риска (текущий мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка мероприятий по его ограничению (снижению).