Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение влияния международного кредита на экономический рост и пути повышения эффективности использования международного кредита с целью обеспечения экономического роста экономики Казахстана.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы сущности международного кредита в экономике страны, его роль и значение;
- раскрыть международные кредитные отношения и их регулирование в Казахстане;
- исследовать состояния и развитие международных кредитных отношений в Казахстане.
Введение 3
1. Роль международного кредита в развитии экономики страны 5
1.1 Значение кредита в экономическом росте страны 5
1.2 Международный кредит и его виды 9
1.3 Роль кредита в мировой экономике, международных валютно-кредитных отношений 11
2. Международные кредитные отношения в Казахстане 17
2.1 Деятельность группы Всемирного банка в регулировании кредитных отношений 17
2.2 Условия и регулирование международных кредитных отношений 20
2.2 О задолженности Республики Казахстан по иностранным кредитам. 22
3. Состояние и проблемы развития международных кредитных отношений в экономике Казахстана 25
3.1 Место Казахстана в международном кредитном рейтинге 25
3.2 Импорт капитала как фактор развития 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33
Возрастает значение международных регулирующих институтов в мировой экономике, таких, как ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ОЭСР, Международная организация труда и т.д., ежегодные встречи руководителей и министров финансов ведущих стран. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, охрану окружающей среды, деятельность финансовых институтов (пруденциальный надзор), бухгалтерскую отчетность, национальную статистику (систему национальных счетов) и т.д. Эти стандарты распространяются на образование и культуру. Через международные организации внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований в валютно-кредитной, налоговой, внешнеэкономической политике, политике в области занятости, разрабатываются международные правила конкуренции и т.д.
Однако мировая экономика еще не стала действительно глобальной и находится в начале этого пути. Примерно половина населения развивающихся стран живет в замкнутой экономике, мало затронутой увеличением международного экономического обмена и движением капитала. Государствам с переходной экономикой потребуется немало времени, чтобы полностью интегрироваться в мировое рыночное хозяйство. Последнее не является единой системой и с социально-экономической точки зрения. На всемирном рынке взаимодействуют производители, находящиеся на различных ступенях общественного развития.
В принципе лежащий в основе глобализации либерализм несовместим с современной ситуацией, когда одни рынки открыты, а другие жестко регламентированы [5, c. 106].
В результате растущей глобализации, регионализации, интеграции и транснационализации экономики старый, межгосударственный механизм регулирования претерпел изменения. Экономические отношения между странами выходят за рамки двухсторонних; центр тяжести смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. И что важнее — этот механизм перестал быть всеобъемлющим. Расширился круг субъектов мировой экономики и мирохозяйственных связей. Наряду с национальными государствами все более активную роль в международных экономических отношениях (МЭО) играют хозяйственные субъекты, действующие на территории многих стран (региональные группировки и интеграционные объединения, ТНК, ТНБ, «глобальные компании»). Влиятельными субъектами мировой экономики стали международные экономические и финансовые организации, регулирующие различные сферы мирохозяйственной деятельности. Огромные изменения происходят в функциях этих организаций. Они обусловлены приспособлением регулирующей деятельности к условиям возросшей взаимозависимости государств современного мира, тесного переплетения различных сфер национальной и мировой экономики.
В этой связи встает вопрос о роли национального государства в системе мирового хозяйства и международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений. Усиление тенденции к глобализации и регионализации способствует выходу рыночных сил из-под контроля государства, подрыву его хозяйственных функций, сужению возможности регулирования экономики и обеспечения благосостояния своих граждан. Таковы же последствия деятельности ТНК: подавляющая часть мировой торговли, прямых инвестиций, торговли лицензиями контролируются ими непосредственно; расширяется их международное производство как взаимосвязанное производство им принадлежащих предприятий; международная специализация и конкурентоспособность национальных хозяйств в значительной мере определяются ТНК; международное разделение труда все больше принимает вид разделения внутри и между ТНК. Транснационализация делает экономические границы все более прозрачными. Деление на внутреннюю и внешнюю экономическую среду во многих случаях становится условным. В таких условиях все больше происходит «размывание» национально-государственных комплексов. Все чаще хозяйственные решения диктуются не национальными или государственными соображениями, а интересами транснациональных корпораций, как отечественных, так и иностранных, а также международных экономических и финансовых организаций.
Современные международные
экономические отношения —
Окончание XX в. и вступление в XXI в. знаменуются новой эпохой глобализации экономики. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике. Неравномерность распределения выгод экономической глобализации неизбежно усиливает дифференциацию стран [1, c. 115].
Группа Всемирного банка (ВБ) – специализированное учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многосторонне агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Всемирный банк – это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью, стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
Международный банк реконструкции и развития – головной институт группы, учрежден в июле 1944г. в рамках Бреттон-Вудских соглашений, начал свою деятельность с июля 1946г. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие человеческого потенциала.
Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизуется на мировом финансовом рынке путем эмиссий облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рынка. Условия кредитования пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным мотивом деятельности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25-0,5%. Для многих стран это значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заемщика. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период – 3-5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.
Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития в июле 1992 года. С тех пор МБРР предоставил Казахстану 21 заем на общую сумму 1,819 млрд долл. США. Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл. США. Группа Всемирного банка является одним из крупнейших источников внешнего финансирования в Казахстане.
В дополнение к прямому кредитованию, МБРР способствовал привлечению со-финансирования и параллельного финансирования в размере 175 млн. долл. США из других источников в тот же самый период. Вместе с тем четыре встречи Консультативной группы по Казахстану, проведенные под председательством Всемирного банка, способствовали мобилизации около 4 млрд долл. США в виде официальной помощи развитию Казахстана.
Предыдущие займы Всемирного банка (реабилитационный, на поддержку структурных преобразований и развитие финансового сектора) были направлены на поддержку усилий правительства оп разработке и проведению структурных преобразований в таких основных сферах как приватизация, реформирование предприятий, реформа финансового сектора и социальная защита. Хотя большинство займов МБРР направлены на поддержку конкретных проектов, МБРР также предоставляет займы на поддержку структурных преобразований в экономической, финансовой и других ключевых сферах. Предоставление средств в рамках таких займов обусловлено достижением определенных целей и задач. Займы на поддержку структурных преобразований оказали помощь в развитии валютных рынков и обеспечили безинфляционное финансирование дефицита бюджета.
Инвестиционные займы
Географический охват проектов,
финансируемых Всемирным
Международная финансовая корпорация (МФК)– создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран и укрепления частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от деятельности МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР, МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски, поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Для МФК кредитование промышленности является одним из основных направлений деятельности. Кредиты предоставляются в среднем на срок в 7-8 лет, максимально – на 15 лет. МФК финансирует инвестиции с помощью своих собственных средств, а также путем привлечения капитала на международных финансовых рынках; кроме того, МФК предоставляет техническую помощь и консультационные услуги правительствам и компаниям. Являясь независимым брокером, МФК помогает определить и сбалансировать интересы каждого из участников проекта: иностранных инвесторов, местных партнеров, других кредиторов и государственных органов. Несмотря на то, что МФК начала свои первые операции а Казахстане только в 1994 финансовом году, страна уже успела стать крупнейшим партнером Корпорации в Центральной Азии.
За последние годы МФК утвердила финансирование для 17 проектов на общую сумму 1,7 млрд долл. США. Сюда входит финансирование собственно МФК на сумму свыше 300 млн. долл. США и дополнительно 196 млн. долл. США, мобилизованных посредством синдицированных займов МФК. Корпорация инвестирует в различные отрасли с целью поддержки структурных изменений в Казахстане. Первоначально МФК в основном направляла свою деятельность на построение институциональной базы и создание оптимальных моделей для финансового сектора. С недавних пор Корпорация переместила фокус своей деятельности на развитие казахстанских финансовых институтов. В 1996 году в рамках программы, направленной на расширение деятельности организации и охват наиболее отдаленных рынков, МФК открыла свой постоянно действующий офис в г. Алматы. В настоящее время МФК способствует повышению значимости малых и средних предприятий (МСП) в экономике Казахстана. Местное представительство позволит МФК отбирать и поддерживать проекты по МСП в стране. В 1999 финансовом году МФК одобрила несколько значительных инвестиций в Казахстане, в том числе:
Финансовый сектор.
Кредит на сумму 15 млн. долл. США банку «ТуранАлем», который позволит улучшить платежный баланс и повысить его ликвидность, что является признаком доверия к банковскому сектору. Этот проект был подписан в г. Алматы 17 сентября 1999 года.
МСП.
Долгосрочная кредитная линия
в размере 2.5 млн. долл. США «Казкоммерцбанку»,
одному из ведущих банков в республике.
Кредитная линия будет
Промышленность.
Заем в 20 млн. долл. США для «Алаутрансгаз», осуществляющего поставки сжиженного газа местному населению, которое использует его прежде всего для приготовления пищи. Инвестиции будут направлены на обновление и модернизацию существующего оборудования для распределения сжиженного газа, что, по расчетам, позволит удвоить объемы поставляемого газа. В мае 1999 года МФК одобрила заем на сумму 11 млн. долл. США, который предполагал содействие в финансировании проекта «Рамбутя-Рамстор», предусматривающего строительство первого современного супермаркета в г. Алматы. Спонсорами проекта являлись Кoc Group из Турции и “Бутя-Холдинг” из Казахстана. Реализация проекта проходила успешно, и средства займа были полностью выделены в июле 1999 года.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) образовано в 1988 году для стимулирования инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; военные действия; политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями. Департамент инвестиционных маркетинговых услуг (ДИМУ) МАГИ поддерживает прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны, являющиеся членами МАГИ, а также страны с переходной экономикой. Основные услуги охватывают три главных направления: (а) формирование институциональных возможностей; (б) распространение информации; (в) стимулирование инвестиций. МАГИ, кроме того, распространяе информацию по инвестиционным возможностям, условиям ведения бизнеса и партнерам по бизнесу через информационную сеть IPA, электронную информацию группы Всемирного банка по рынку инвестиций и приватизации и по новым рыночным услугам по приватизации на вновь появляющихся рынках [7, c. 83].
Информация о работе Роль международного кредита в развитии экономики Казахстана