Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение влияния международного кредита на экономический рост и пути повышения эффективности использования международного кредита с целью обеспечения экономического роста экономики Казахстана.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы сущности международного кредита в экономике страны, его роль и значение;
- раскрыть международные кредитные отношения и их регулирование в Казахстане;
- исследовать состояния и развитие международных кредитных отношений в Казахстане.
Введение 3
1. Роль международного кредита в развитии экономики страны 5
1.1 Значение кредита в экономическом росте страны 5
1.2 Международный кредит и его виды 9
1.3 Роль кредита в мировой экономике, международных валютно-кредитных отношений 11
2. Международные кредитные отношения в Казахстане 17
2.1 Деятельность группы Всемирного банка в регулировании кредитных отношений 17
2.2 Условия и регулирование международных кредитных отношений 20
2.2 О задолженности Республики Казахстан по иностранным кредитам. 22
3. Состояние и проблемы развития международных кредитных отношений в экономике Казахстана 25
3.1 Место Казахстана в международном кредитном рейтинге 25
3.2 Импорт капитала как фактор развития 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33
Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как неустойчивость ее ведет к потерям кредитора. На выбор валюты займа влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов (например, контракты по поставкам нефти обычно заключаются в долларах США), степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита.
Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одной или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим условиям. Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений.
Стоимость кредита.
Различаются договорные и скрытые
элементы стоимости кредита. К основным
элементам стоимости кредита
относятся суммы, которые должник
непосредственно выплачивает
«Цена» международного кредита (как и интернациональная цена производства) базируется на процентных ставках стран - ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии.
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. С другой стороны противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам - в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, Казахстана и других стран бывшего СССР. Регулирование международного кредита осуществляется через региональные организации [14, c. 138].
Как известно, одной из наиболее негативных сторон международного кредита является то, что он увеличивает внешнюю задолженность страны.
Тема кредитов, полученных Казахстаном в первые годы независимости, долгое время имела характер тайны, будоражащей общественное сознание. Официальная информация на этот счет была предельно скудной. В 1995 году одна из казахстанских газет даже пыталась судиться с правительством РК, требуя от исполнительной власти предоставить перечень недобросовестных кредиторов, по долгам которых вынуждены расплачиваться налогоплательщики [10, 23].
Воображение граждан республики, чья средняя зарплата не превышает 80 долларов в месяц, поражали суммы растраченных денег: сотни миллионов долларов. За три года (1992-1994) первое правительство независимого Казахстана во главе с Сергеем Терещенко привлекло иностранные кредиты на общую сумму 1,3 млрд долларов. Некоторые из них были израсходованы эффективно, но большинство направлялись на финансирование экономически непроработанных, не валютоокупаемых проектов.
Независимо от того, кому давался кредит – частной или государственной компании, возврат долгов обычно гарантировало правительство Терещенко. Такая гарантия, как правило, была обязательным условием предоставления кредита, поскольку в республике еще не появились солидные страховые организации и надежные банковские учреждения, имеющие международный рейтинг и необходимый уровень капитализации. Подобная система объективно создавала стимул для того, чтобы «ручаться» казенными деньгами за возврат частных капиталовложений. И правительство ручалось, причем с такой легкостью, будто речь шла не о долларах, а о рублях советского образца. Вопреки элементарной логике, рыночным законам и даже нормативам и инструкциям советского периода, действующим в Казахстане до принятия новых, гарантированные государством кредиты предоставлялись без экономической экспертизы, без коллегиального обсуждения, а порой даже без составления контрактов с их конечными пользователями.
В процессе раздачи кредитов было несколько заинтересованных сторон. Среди банковских работников в те годы широкое распространение получила практика так называемого «отката», когда часть выданного кредита деньгами или товарами возвращалась конкретным лицам в качестве вознаграждения за услугу. Те, кто гарантировал кредит, по мнению экспертов, имели свою долю за вознаграждение. Не оставались в накладе и местные власти, лоббирующие в правительстве включение того или иного проекта для финансирования в кредитную линию: часть кредитных ресурсов нередко использовалась на приобретение дорогостоящих автомобилей, которые передавались в дар местным администрациям и правоохранительным органам. Тем самым кредитополучатели вдобавок надежно страховали себя от внимания местных стражей порядка.
Таким образом, одной из проблем для экономического развития Казахстана оказалась даже не «дикость» переходной модели, характерная для всех постсоветских республик, а то, что эта фаза оказалась в принципе неэффективна для экономики. Национальная элита так и не сумела сформировать значительные капиталы, которые в дальнейшем могли послужить существенным источником для внутренних инвестиций.
Неэффективность использования некоторых кредитов просто поразительна. Если трудности с окупаемостью инвестиционных проектов в ряде случаев еще можно объяснить определенными объективными обстоятельствами, то разбазаривание товарных кредитов явно имело криминальный характер. Приведем два примера.
Государственный холдинг «Береке» в 1994 году приобрел в Голландии детское питание, сухое молоко и маргарин на сумму 8,8 млн. долл. Продукция прибыла в Казахстан, но из-за своей дороговизны оказалась неконкурентоспособной и не нашла сбыта. Почти год голландские товары лежали на складах, срок хранения их истек, и когда наступила пора их выбросить, руководство холдинга сделало широкий жест: просроченные продукты приносятся «в дар» детским и лечебным учреждениям Казахстана. Тем временем с голландскими поставщиками расплачивается вовсе не «Береке», а бюджет: за счет денег, вынутых из карманов налогоплательщиков, был погашен долг на сумму 2,2 млн. долларов.
Второй пример связан с «экологическим» фондом «Елим-ай», который взялся за такое специфическое, требующее немалого опыта дело, как импорт лекарств. В Казахстане фармацевтическая промышленность развита слабо, поэтому при умном подходе на импорте можно получить немалую прибыль. Однако президент фонда Серик Абдрахманов не пожелал рисковать и подстраховался при помощи правительственной гарантии по кредиту в размере 33 млн. немецких марок. Такая страховка избавила предпринимателей от малейших забот об окупаемости проекта: раз полную финансовую ответственность за последствия этого предпринимательства несет казна, можно купить что угодно и по каким угодно ценам. Фонд неэффективно распорядился полученными средствами – как оказалось, купленные лекарства не пользуются спросом. Их безуспешно пытались продать через аптеки, и в конце концов стали в приказном порядке распределять между государственными лечебными учреждениями в разных областях.
Таким образом, растраченные кредиты оказались слишком большими, чтобы остаться незамеченными, эта тема утратила узкоспециализированный экономический характер и стала в Казахстане фактором большой политики. В первые же годы независимости республика нарушила святой для западного сознания принцип: не взявши в долг – крепись, а взявши – возвращай вовремя. Начиная с 1994 года Казахстан допустил десятки дефолтов по внешним долгам. Республика, принявшая «нулевой вариант» по внешней задолженности с Россией и потому на момент обретения государственной независимости вообще не имевшая внешних долгов, к началу 1994 года оказалась в роли хронического неплательщика.
Выкарабкиваться из долговой ямы пришлось
второму правительству во главе
с экономистом Акежаном Кажегельдиным.
Бюджет «разрывался» между текущими
социальными расходами и
Израсходованные при С. Терещенко
кредиты продолжают висеть дамокловым
мечом над тощим
Среди стран СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, которому присвоен международный кредитный рейтинг. Это, безусловно, существенное достижение, так как рейтинговые показатели подчеркивают ликвидность долговых инструментов Казахстана и способствуют притоку зарубежных инвестиций на национальный рынок. Доля привлеченных в Казахстан прямых иностранных инвестиций в годы независимости составила более 80% от общего объема вложений прямых инвестиций в Центральной Азии и 7,1% - в государствах бывшего коммунистического блока.
Среди стран Восточной Европы и СНГ Казахстан занимает пятое место по объему инвестиций на душу населения после Венгрии.
Инвестиционный спрос
По оценкам, потребность Казахстана в иностранных инвестициях составляет $4-5 млрд в год (для сравнения, потребность России оценивается в 2,5 раза выше - $10-12 млрд в год). Однако, учитывая капиталоемкость национального производства, международные эксперты считают, что оптимальный размер инвестиций в условиях Казахстана должен превышать $10 млрд, причем, по некоторым оценкам - вплоть до $50 млрд.
Динамика изменения основного капитала и величина инвестиций в годы независимости показывают, что постреформенная экономика Казахстана характеризуется глубоким и продолжительным инвестиционным кризисом. Так, реальные валовые инвестиции в основной капитал с 1991 года неуклонно снижались и к 2000 году составили менее 20% относительно объема 1990 года. При этом величина основного капитала уменьшилась на 19,1%.
Кроме того, с 1992
по 1998 год объемы чистых инвестиций,
характеризующие изменение
Так, если в 1998 году объем мировых прямых иностранных инвестиций равнялся $644 млрд, то на нашу страну пришлось всего $1,7 млрд. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в народное хозяйство Казахстана составил чуть более $10 млрд, из которых 79% составляют инвестиции в виде кредитов, денежных запросов и реинвестированного дохода, полученных отдельными предприятиями и организациями, и 17% - акционерный капитал. Начиная с 1996 года, ежегодный объем освоения Казахстаном иностранных инвестиций по отношению к объему 1993 года приобрел тенденцию роста, и за период с 1994 по 1999 год возрос в 7,1 раз. Тем не менее, динамика прямых иностранных инвестиций показывает, что, несмотря на принимаемые кардинальные меры в этом направлении, их стабильный рост или хотя бы удовлетворительные объемы, структура и показатели эффективного использования не достигнуты. В то же время активизация привлечения иностранного капитала необходима для перехода от стабилизационного этапа развития экономики к этапу устойчивого экономического роста [22, c. 77].
Кроме того, участие зарубежного капитала в развитии национальной экономики обусловлено объективными закономерностями участия страны в международном разделении труда и свободным движением капитала в мировом экономическом пространстве. История мировой экономики, в особенности развивающихся стран, убедительно показывает, что импорт капитала становится порой решающим фактором их экономического подъема. Такая роль международного капитала в подъеме экономики отчетливо видна, в частности, на примере новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.
При непосредственном участии прямых иностранных инвестиций, общий объем которых к концу 1980-х годов превысил $20 млрд, эти относительно набольшие страны ускоренными темпами прошли ставшие классическими три этапа современной индустриализации: развитие импортозамещающих отраслей - 1960-е годы, создание экспортного потенциала - 1970-е годы, и развитие наукоемких отраслей - 1980-1990-е годы. В результате по производству некоторых видов продукции новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве. Участие международного капитала является значительным фактором развития не только в экономике развивающихся стран, но и в промышленно развитых странах.
Информация о работе Роль международного кредита в развитии экономики Казахстана