Роль международного кредита в развитии экономики Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение влияния международного кредита на экономический рост и пути повышения эффективности использования международного кредита с целью обеспечения экономического роста экономики Казахстана.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы сущности международного кредита в экономике страны, его роль и значение;
- раскрыть международные кредитные отношения и их регулирование в Казахстане;
- исследовать состояния и развитие международных кредитных отношений в Казахстане.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль международного кредита в развитии экономики страны 5
1.1 Значение кредита в экономическом росте страны 5
1.2 Международный кредит и его виды 9
1.3 Роль кредита в мировой экономике, международных валютно-кредитных отношений 11
2. Международные кредитные отношения в Казахстане 17
2.1 Деятельность группы Всемирного банка в регулировании кредитных отношений 17
2.2 Условия и регулирование международных кредитных отношений 20
2.2 О задолженности Республики Казахстан по иностранным кредитам. 22
3. Состояние и проблемы развития международных кредитных отношений в экономике Казахстана 25
3.1 Место Казахстана в международном кредитном рейтинге 25
3.2 Импорт капитала как фактор развития 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33

Файлы: 1 файл

Роль международного кредита в развитии экономики Казахстана.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Так, при участии  прямых иностранных инвестиций в  США, Италии и Австралии ежегодно производится до 10% ВВП, в ЮАР - 15%, в  Германии и Великобритании - до 20%. Таким образом, при всем разнообразии форм и принципов привлечения, импорт международного капитала для развивающихся стран становится мощным катализатором ускорения социально-экономического роста. В особенности привлекательно и эффективно его использование при наличии природных богатств, на освоение которых требуются значительные средства и которые способны дать гораздо больший и гарантированный эффект. В этом случае эффект зарубежных инвестиций становится интегральным.

Отраслевое  распределение

Как известно, для страны-реципиента инвестиций особую важность представляет структурно-отраслевое распределение иностранных прямых инвестиций. В Казахстане потенциальный интерес для иностранных инвесторов представляет: доступ к богатым природным (прежде всего, углеводородным) ресурсам по низким ценам; прибыльность и окупаемость инвестиционных проектов; возрастающая роль Казахстана как крупнейшего поставщика углеводородного сырья; квалифицированная и дешевая рабочая сила; географическое положение Казахстана как важного связующего транспортно-транзитного, коммуникационного и общекультурного звена между Востоком и Западом, Европой и Азией. Таким образом, в Казахстане традиционно привлекательной для иностранных доноров остается сфера нефти и газа. За 1993-2000 годы в нефтегазовую отрасль вовлечено более $6 млрд, что составляет 65% от суммарных поступлений в виде кредитов и денежных средств прямых инвесторов. Кроме того, третья часть всего иностранного акционерного капитала представлена также нефтегазовой отраслью.

Такая ситуация, конечно, грозит перенасыщением отдельных отраслей экономики за счет недоинвестирования других. А это, в свою очередь, приводит к уменьшению степени открытости экономики, снижению интернационализации сфер производства и, как следствие, к сокращению валютных поступлений в Республику. Поскольку сегодня на переходном этапе экономики нефть и газ для молодого Казахстана являются практически единственной отраслью промышленности, развитие которой позволит улучшить экономическое благосостояние страны в целом, то приходится смириться с этим, на первый взгляд, не совсем для нас выгодным явлением и искать пути удовлетворения своих интересов. Мы вынуждены признать, что в нынешних условиях увеличение объема добычи такого важного стратегического ресурса, как нефть и газ, путем освоения новых углеводородных залежей и повышения конечного уровня нефтеотдачи на старых месторождениях невозможно без привлечения значительных прямых иностранных инвестиций

Равновесие  интересов

При всем этом необходимо отметить, как естественное явление, что привлечение иностранного прямого капитала непременно приведет к жесточайшей борьбе за достижение условий оптимальной выгодности для различных участников этого процесса, особенно в нефтяном секторе. И здесь особое значение приобретает возможность определения и достижения разумного равновесия между государственными интересами страны-реципиента и интересами транснациональных компаний. Создание атмосферы сотрудничества и диалога между страной и иностранными компаниями в равных и взаимовыгодных условиях - задача трудная, но необходимая. В этом процессе чрезвычайно важно для страны-реципиента учреждение эффективного и компетентного общественного управления, как на политическом, так и на техническом и деловом уровнях. Компетентность привлеченных компаний и людские ресурсы, эффективность используемой техники и технологий, правила уступки, стратегия государственного участия и бюджетная система - все это влияет на увеличение объема добываемой нефти и на экономическую эффективность в целом для всех участников. Поэтому существует вероятность того, что страна-реципиент и различные действующие исполнители могут влиять на качество и стоимость нефтяных ресурсов. Цель страны-реципиента заключается в максимальном увеличении долгосрочной стоимости углеводородных ресурсов. Для достижения этой цели должна быть выработана четкая стратегия.

Одним из элементов  подобной стратегии может быть создание законодательной базы, от которой, в  конечном счете, должны выиграть как  страна-реципиент, так и транснациональные компании. В настоящее время в Казахстане в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Особую роль применительно к рассматриваемой проблеме призваны сыграть Законы Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" и "О государственной поддержке прямых инвестиций". Первый закон направлен на определение основных правовых и экономических основ привлечения иностранных инвестиций, закрепление государственных гарантий защиты иностранных инвестиций, установление организационных форм осуществления и порядка разрешения споров с участием иностранных инвесторов.

Второй закон  устанавливает целый ряд льгот  и преференций для инвесторов, одновременно регулируя отношения, возникающие в процессе поддержки прямых инвестиций. По общим оценкам, за годы независимости Казахстана инвестиционная политика в целом и в области привлечения и использования иностранных инвестиций в частности претерпела изменения в положительную сторону. Этому способствовали активная деятельность главы государства, его внимание к вопросам совершенствования деловой среды, сохранения благоприятной макроэкономической и социально-политической ситуации, структурные реформы в экономике, последовательное обновление законодательства и т.д. Учитывая, что общемировые инвестиционные процессы вследствие финансового кризиса в отдельных регионах и странах приобретают неблагоприятную динамику, характеризующуюся ростом недоверия инвесторов к развивающимся рынкам, к которым по большинству показателей относится также Казахстан. Поэтому очевидно, что позитивные тенденции могут быть сохранены и упрочены лишь при последовательном продолжении избранного курса [10, c. 31].

 

Заключение

 

Итак, международный  кредит играет важную роль в развитии международной торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его негативной роли для государства.

Позитивная роль международного кредита  заключается в стимулировании внешнеэкономической  деятельности страны, создании благоприятного климата для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.

Негативная роль международного кредита  в развитии  рыночной экономики заключается в обострении её противоречий. Международный кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный капитал не привлекается. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом.

В целях укрепления позиций ведущих  стран банки, государства, международные  и региональные кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации  и кредитной блокады по отношению  к определенным странам, которые проводят неугодную им политику.

Группа Всемирного банка (ВБ) –  специализированное учреждение ООН, в  состав которого входят: Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многосторонне агентство  по гарантированию инвестиций (МАГИ). Всемирный банк – это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью, стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Международный банк реконструкции  и развития – головной институт группы, учрежден в июле 1944г. в рамках Бреттон-Вудских соглашений, начал свою деятельность с июля 1946г. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие человеческого потенциала.

Поскольку преобладающая часть  ресурсов МБРР мобилизуется на мировом  финансовом рынке путем эмиссий  облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рынка. Условия кредитования пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным мотивом деятельности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25-0,5%. Для многих стран это значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заемщика. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период – 3-5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.

В заключение следует сказать, что  основой развития международного кредита,  служит усиливающаяся интернационализация  производства и обмена, а также  появление новых форм мирохозяйственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  3. Андросова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2005
  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити, 2000
  5. Васильев Г.И., «Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса», М., 1992г.
  6. Долженкова Л. Реформирование международной валютно-кредитной системы // Банковское дело №12, 2001 г.
  7. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  8. Маршалл А. Принципы экономической науки./М., 1993. Т. 2
  9. Международные валютно - кредитные отношения: Учебное пособие.- М.2003.
  10. Мендыбаев С., Фомин Н., Шелгунов В., «Тайны кредитных историй. Факты. Документы. Комментарии.», Алтамы., 2006 г..
  11. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. /И.П. Николаева, В.В. Клочков, И.П. Павлова; Под ред. И.П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  12. Моравецкий. В. Функции международные организаций. 2000 г.
  13. Морозов. Г. И. Международные организации. 2001 г.
  14. Павлов В. В., «Кредитование внешнеэкономической деятельности», М., 1998г.
  15. Пезенти А Очерки политической экономии капитализма. /М., Прогресс, 1976, Т.2
  16. Самуэльсон П. Экономика: вводный курс – М.: Прогресс. 2003 г.
  17. Семенов К. А., «Международные валютно-финансовые отношения», М., 1999г.
  18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /М., 1935, Т.П
  19. Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения.//Соч.в Зт. ,М. Госполитиздат, 1935, Т.2
  20. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002 г.
  21. Уолтерс А., МВФ: измените или распустите его // Независимая газета, 7 марта 2001 г.
  22. Финансово-кредитные проблемы развития Казахстана. под ред. К. К. Ильясова, Алматы, 2004г..
  23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  24. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002.
  25. Шумпетер И.Теория экономического развития/М, Прогресс, 1982 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Основные элементы национальной и мировой валютных систем

Национальная валютная система

Мировая валютная система

Национальная валюта

Резервные валюты, международные  счетные валютные единицы

Условия конвертируемости национальной валюты

Условия взаимной конвертируемости валют

Паритет национальной валюты

Унифицированный режим  валютных паритетов

Режим курса национальной валюты

Регламентация режимов  валютных курсов

Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль

Межгосударственное регулирование  валютных ограничений

Национальное регулирование  международной валютной ликвидности  страны

Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности

Регламентация использования  международных кредитных средств  обращения

Унификация правил использования  международных кредитных средств  обращения

Регламентация международных  расчетов страны

Унификация основных форм международных расчетов

Режим национального  валютного рынка и рынка золота

Режим мировых валютных рынков и рынков золота

Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны

Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование



Информация о работе Роль международного кредита в развитии экономики Казахстана