Сбалансированность секторов экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование кредитной системы, как одного из элементов аккумуляции и распределения денежных средств с целью обеспечения сбалансированности секторов экономики Республики Беларусь и особенностей ее развития в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, значение, модели и принципы построения кредитной системы;
- охарактеризовать становление и современное состояние банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности специализированных финансово-кредитных учреждений Республики Беларусь;
- обозначить направления развития кредитной системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Кредитная система РБ нумерация!!!!! все печатать..doc

— 85.48 Кб (Скачать файл)

 С точки зрения В.И. Тарасова, «сама кредитная система состоит из соответствующим образом организованных, звеньев управления или иерархичной образом организованных звеньев управления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которым относятся центральный орган и низовые (функциональные) органы» [28, с. 239].

В целях координации деятельности низовых звеньев центральный управляющий орган должен осуществлять надзор за функционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитных учреждений и ее направление в нужное руло с тем, чтобы обеспечить бесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективность кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допустить необоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. В соответствии с этим кредитная система характеризуется функциональной специализацией, объем кредитных операций и количеством кредитных учреждений, а также количеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствования кредитно-финансовых услуг.

Что касается Республики Беларусь, то ее кредитная система включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования - банковская деятельность.

Банковская деятельность - совокупность, осуществляемых банками и небанковскими кредитно − финансовыми организациями, банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

По мнению М.И. Ноздрина-Плотницкого, «функционирование кредитной системы осуществляется в тесной взаимосвязи с банковской деятельностью, то построение кредитной системы необходимо учитывать принципы построения банковской системы, основными из которых в Республике Беларусь являются:

- обязанность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензий на осуществление банковских операций;

- независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением предусмотренных законодательством случаев;

- разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациям и государством;

- обязательность соблюдения экономических нормативов, установленных Национальным банком;

- обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

- обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков» [31, с. 305].

С точки зрения С.С. Вабищевича, «в Республике Беларусь в структуру кредитной системы входят в банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Управление кредитной системой осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, который является государственным учреждением и возглавляющий банковскую систему Республики Беларусь» [3, с. 132].

В отличии от Национального Банка, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения, преследую цель получения максимальной прибыли от своей деятельности. При этом, коммерческие банки являются основой кредитной системы, основными функциями которых, на ряду с приемкой, хранением депозитов вкладчиков, выдача средств со счетов и выполнение операций по перечислению, является размещение аккумулированных денежных средств, путем выдачи ссуд. Кредитование является активными банковскими операциями.

По мнению С.С. Вабищевича, «в соответствии с нормой ч.1 ст. 8 Банковского кодекса банком признается организация со статусом юридического лица, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

          - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических лиц и организаций со статусом юридического лица» [3, с. 134].

Небанковская кредитно-финансовая организация - это коммерческая организация, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком, имеет право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, кроме совокупности операций, исключительное прав осуществлять которые принадлежит банкам. Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.

Таким образом, построение кредитной системы Республики Беларусь находится в непосредственной связи с построением системы банковского кредитования, которая содержит множество элементов.

 

 

 

 

 

2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЕЁ СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Кроме того, банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Следовательно, банковскую систему можно определить следующим образом.

Так, А.С. Нешитой, «рассматривает банковскую систему как «совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой» [8, с. 313].

Колпина Л. Г. определяет банковскую систему как «совокупность различных видов банков в их взаимосвязи, существующая в стране в определенный исторический период» [31, с. 306].

Банковская система не существует сама по себе. Она обслуживает потребности экономики и социальной сферы, а поэтому должна быть адекватна им. В условиях экономического роста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот, экономический спад и низкий уровень жизни населения ограничивают потребности в банковских услугах. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуют платежеспособные ссудозаемщики, научно-обоснованные инвестиционные проекты для кредитования, несовершенная законодательная база, регулирующая банковскую деятельность. Поэтому банковская система должна быть нацелена на использование интенсивных факторов роста, когда исчерпание резервов экстенсивного роста банковской системы обусловлено усилением дефицита денежных средств, обслуживающих экономку и являющихся ограничителем ресурсного предложения на рынке банковских услуг, а также снижением доходности банковских операций до уровня, соразмерного с другими сферами деятельности, и, следовательно, выравниванием нормы прибыли в вкладываемый капитал.

Помимо этого, банковская система должна иметь устойчивые контакты и связи между высшим, руководящим и низовыми звеньями. Для проведения мероприятий центрального банка служат его региональные учреждения, а при необходимости - специально назначенные и уполномоченные центральным банком институты. В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий центрального банка практикуется деление банковской и внебанковской систем на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты, например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т.д.

Основная цель подобного дробления состоит в установлении дифференцированных регулирующих процедур и правил в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора.

Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы:

1) Одноуровневая банковская система - предполагает преобладание горизонтальных связей между банками. А также универсализацию операций банков и их функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно-финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

2) Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень - это центральный банк, непосредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функций «банка банков» и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы - это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.

Коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальные все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют одну или несколько банковских операций.

В отличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали - это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При таких отношения происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле слова только для коммерческих и специализированных банков, а также правительственных структур.

По мнению, В.И. Тарасова, «существование двухуровневой банковской структуры позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Поэтому в глобальном плане регулирование банковской деятельности приводит к использованию банковской системы как инструмента макроэкономического регулирования» [28, с. 249].

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны - Национальный банк Республики Беларусь. Второй уровень - коммерческие банки.

Национальный банк Республики Беларусь является важнейшим звеном банковской системы и выполняет следующие функции:

- разработка и осуществление  денежно-кредитной политики;

- эмиссия денег;

- эмиссия ценных бумаг  Национального банка;

- регулирование денежного  обращения и кредитных отношений;

- валютное регулирование;

- рефинансирование коммерческих  банков;

- организация эффективного, надежного и безопасного функционирования  системы межбанковских расчетов  и т.д.

Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правил совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Это означает:

         - утверждением Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений, дополнений, вносимых в него;

- назначение с согласия  Совета Республики Национального  Собрания Республики Беларусь  Председателя и членов Правления  Национального банка и освобождение  их от должности;

- определение Президентом  Республики Беларусь аудиторской  организации для проверки Национального  банка;

- утверждение Президентом  Республики Беларусь годового  отчета Национального банка и  распределения прибыли.

Национальный банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Председатель Правления Национального банка - член правительства Республики Беларусь.

Однако Национальный банк не отвечает по обязательствам правительства, и. наоборот, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

С точки зрения, М.И. Ноздрина-Плотницкого, «коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего времени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

Информация о работе Сбалансированность секторов экономики Республики Беларусь