Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 18:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование кредитной системы, как одного из элементов аккумуляции и распределения денежных средств с целью обеспечения сбалансированности секторов экономики Республики Беларусь и особенностей ее развития в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, значение, модели и принципы построения кредитной системы;
- охарактеризовать становление и современное состояние банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности специализированных финансово-кредитных учреждений Республики Беларусь;
- обозначить направления развития кредитной системы Республики Беларусь.
- трансформация капиталов
(укрупнительная функция). Банки
привлекают значительное
- трансформация сроков. Банки
привлекают и размещают
- трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов» [31, с. 307].
Становление банковской системы предопределено историческими особенностями становления государства.
Банковская реформа в Республике Беларусь началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики.
В начале 90-х годов в Республике Беларусь была сформирована стандартная, можно сказать, банковская двухуровневая система и начала она работать по общепринятым международным стандартам, то в последние годы значительно возросла регулирующая, контролирующая роль государства как в экономике в целом, так и в банковской сфере в частности. На становление банковской системы свой отпечаток и сохраняющееся в тот период такое явление, как множественность валютных курсов.
В становлении банковской системы существенное значение сыграло принятие 14 декабря 1990 г. Закона Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности».
С 2000 года проводилась стабилизационная политика в банковской деятельности. Главным образом это коснулось законодательной базы. Так, например:
2001 год - утверждена Инструкция
о государственной регистрации
банков и небанковских
2005 году был издан Банковский кодекс;
2006 год - утверждена Инструкция
о порядке раскрытия
− Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
- Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отражены на балансе;
2009 год - принято постановление
Правления Национального банка
Республики Беларусь «О
Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.
Развитие банковской системы в 2006-2010 гг. предопределялось складывающейся макроэкономической ситуацией и проводимой Национальным банком совместно с Правительством денежно-кредитной политики.
Прошедший пятилетний период характеризовался неоднородной динамикой экономического развития страны. До наступления мирового финансово-экономического кризиса проводимая Правительством экономическая политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических показателей, включая высокие темпы экономического роста, реальных денежных доходов населения, низкий уровень безработицы.
Однако начиная с сентября 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса отмечаются ухудшения экономической конъюнктуры, снижение спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке, деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста денежных роста денежных доходов населения, ухудшение платежного баланса страны, сокращение объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на финансовое положение ряда организаций нефинансового сектора.
В данных условиях, Национальный банк с 2 января 2009 г. осуществил переход к привязке обменного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в частности реагирования на изменение ситуации на внешних рынках, более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса банковского рубля.
Принятые в кризисный период меры монетарной политики на ряду с адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики позволили обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность, сохранить условия для быстрого возврата экономики к высоким устойчивым темпам роста.
В 2010 году Национальный банк продолжил постепенное снижение общего уровня процентных ставок.
Кроме того, были реализованы важные меры по формированию основы стабильной работы банковской системы, в том числе:
− принят Декрет Президента Республики Беларусь от 04 ноября 2008 г. №22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковские вклады (депозиты)»;
− увеличен до 25 млн. евро минимальный размер нормативного капитала для действующих банков, привлекающих денежные средства физических лиц во вклады (депозиты);
− введены дополнительные требования к формированию банками специальных резервов по активам, подверженным кредитному риску.
В целях повышения эффективности функционирования банковской системы, создания условий для внедрения новых технологий, расширения финансового потенциала банковского сектора, повышения его конкурентоспособности, а также увеличения количества и увеличения качества осуществляемых банковских операций и оказываемых услуг с 1 сентября 2008 г. был увеличен размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь с 25 до 50 процентов.
Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к росту доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 процентов на 01 января 2006 г. составил 24,02 процентов на 01 января 2011г.
Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функции. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики.
В связи с имеющимися проблемами в банковской системе, в рамках кредитно-денежной системы Республики Беларусь, приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Принимаемые шаги уже за 2011 год положительным образом отразились на устойчивости банковской системы, что в свою очередь позволяют говорить об эффективности регулирования банковской деятельности.
Так, за 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора в пределах 20 процентов. Доля проблемных активов в активах не превысило прогнозных показателей.
Масштабы кредитных операций банковского сектора определяются платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.
Прирост активов банков сложился на уровне 21 процента, составило около 72 процентов ВВП. Требования банков к экономике возросли до уровня 24 процентов и достигнув, таким образом, 58 процентов к ВВП.
Анализ основных тенденций реализации основных направлений кредитно-денежной политики за 1 квартал 2014 год, показывает, что в целом реализация кредитно-денежной политики так же соответствует намеченным основным прогнозным показателям банковской системы Республики Беларусь на 2014 год, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2014 г.
Наименование показателей |
Прогноз на 1.01.2014г. |
Состояние на 01.05.2014 |
Отклонения, % |
1. Международные резервные активы, млрд. долл. США |
6,1 - 7,0 |
7,9 |
0,9 |
2. Рублевая денежная база, прирост, % |
25-28 |
6 |
21 |
3. Рублевая денежная масса, прирост, % |
21-25 |
11,3 |
13,7 |
4. Широкая денежная масса, прирост, % |
22-24 |
11,6 |
12,4 |
5. Ставка рефинансирования, % |
20-23 |
36 |
-13 |
6. Требования банков в экономике (прирост), % |
17-23 |
15 |
8 |
7. Активы (пассивы) банков, % |
14-18 |
5,4 |
- |
8. Средства физических лиц, % |
24-25 |
6,8 |
- |
9. Средства юридических лиц, % |
21-23 |
9 |
- |
10. Средства нерезидентов, млн. долл. США |
250-1000 |
154 |
- |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения официальных сайтов банков Республики Беларусь. |
Так, например, из таблицы 2.1 видно, что при прогнозных показателях на 01.01.2014г. по состоянию за 5 месяцев 2014 г.:
− международные резервы уже превысили прогнозные показатели на 0,9 млрд. долл. США, составив тем самым 7,9 млрд. долл. США при прогнозном до 7,0 млрд. долл. США;
− прирост рублевой денежной базы составил за пять месяцев 6 %, т.е. 21% от прогнозного показателя;
− прирост рублевой денежной массы за 5 месяцев 2014 года составил 11,3%, т.е. прогнозный показатель выполнен почти на половину;
− широкая денежная масса приросла за 5 месяцев 2014 г. на 11,6 % или на 48% от прогнозного показателя;
− темпы снижения ставки рефинансирования так же соответствуют прогнозу и уже за 5 месяцев 2014 года она снизилась до 36%, к 01.09.2013 г. ставка рефинансирования составила 30,5 %, по состоянию на 12.09.2013г. - 30% при прогнозном показателе на 01.01.2014 г. до 23%;
− требования банков к экономике приросли за 5 месяцев на 15 %, при прогнозном показателе к концу 2014 года 17-23%;
− активы (пассивы) банков приросли на 5,4% за 5 месяцев 2014 года, при прогнозном показателе 14-18%, выполнение прогноза за 5 месяцев составило около 30%;
− средства физических лиц за 5 месяцев приросли на 6,8%, при прогнозе к концу 2014 года - 24-25%, или прогноз выполнен на 27%;
− прирост средств юридических лиц за 5 месяцев составил 9%, или 39% от прогноза;
− средства нерезидентов приросли за 5 месяцев на 154 млн долл. США, при прогнозе от 250 до 1000 млн долл. США, иными словами проноз за 5 месяцев выполнен на 60% при минимальном значении, но 15% при максимальном значении.
Кроме того, по результатам банковской деятельности за 1 квартал 2014 года нормативный капитал по банковскому сектору прирост составил 9,3% (на 01.01.2014 г. номинальный капитал составил в размере 37 416,9 млрд. рублей, на 01.04.2014 г. - 40 897,8 млрд. рублей). При этом необходимо отметить, что прирост произошел по государственным, иностранным, частным и крупным банкам. В течение первых четырех месяцев 2014 года наблюдался рост активов банков, которые на 01.05.2014 года составили 273,4 трлн. руб. или возросли с начала года на 5,4 процента (на 14 трлн. руб.). В составе активов банков требования к резидентам за четыре месяца 2014 г. увеличились на 13 трлн. руб., или 5,5 процента. Требования к нерезидентам за аналогичный период, напротив, сократились на 2,2 трлн. руб. (или на 11,5 процента), что одновременно сопровождалось увеличением объемов кредитования банками в иностранной валюте. По средним и мелким банкам - снижение на 5,7 процентов (таблица 2.2)
Таблица 2.2 - Динамика изменения нормативного капитала за 1 квартал 2013−2014 гг.
Показатель |
Млрд. руб. |
Изменения, % | |
01.04.2013г. |
01.04.2014г. | ||
1.Банковский сектор |
37 416,9 |
40 897,8 |
9,3 |
2. Государственные банки |
27 072,0 |
28 919,8 |
6,8 |
3. Иностранные банки |
9 936,6 |
11 533,5 |
16,1 |
4. Частные банки |
408,2 |
444,6 |
8,9 |
5. Крупные банки |
28 603,3 |
32 584,2 |
13,9 |
6. Средние банки |
5 270,2 |
4 971,8 |
-5,7 |
7. Малые банки |
3 543,3 |
3 341,8 |
-5,7 |
Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения официальных сайтов банков Республики Беларусь. |
Информация о работе Сбалансированность секторов экономики Республики Беларусь