Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:26, шпаргалка
1. Характеристика банковской системы РФ 1
2. Классификация коммерческих банков 1
3. Общая характеристика операций и услуг коммерческого банка 1
4. Принципы деятельности 1
5. Порядок открытия, регистрации и ликвидации 1
6. Виды лицензий на осуществление банковских операций 1
7. Структура ресурсной базы коммерческого банка 1
8. Собственные средства коммерческого банка 1
9. Депозиты до востребования и срочные депозиты 1
10. Вклады населения 1
11. Депозитный и сберегательный сертификаты 1
12. Банковский вексель 2
13. Межбанковские кредиты 2
14. Кредиты Банка России 2
4. Участие банка в
5. Другие способы, не противоречащие действующему законодательству.
Предоставление банком денежных средств заемщику производится на основании распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.
В распоряжении указываются номер и дата договора, сумма предоставляемых средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок уплаты процентов, графики погашения кредита, обеспечение по кредиту с указанием вида и стоимости, категории качества выдаваемого кредита.
Погашение кредита и уплата процентов производятся в следующем порядке:
1. Путем списания денежных средств с банковского счета клиента по его платежному поручению.
2. Путем списания денежных
средств в порядке очередности,
установленной
3. Путем перечисления средств
со счетов клиентов - физических
лиц на основании их
Погашение кредита в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.
Прекращение обязательств по кредитному договору может производиться и иным путем:
- договор отступного;
- договор зачета встречных требований и т.д.
Порядок формирования и использования резервов для возможных потерь по ссудам регламентируется Положением Центрального банка РФ №254-П.
Резервы создаются банками в целях снижения кредитных рисков.
Для формирования резервов анализируются риски каждого заемщика и выносится профессиональное суждение, на основании которого кредит относится к одной из 5 категорий.
I категория качества.
Высшая категория - стандартные ссуды - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю).
II категория качества.
Нестандартные ссуды - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20%);
III категория качества.
Сомнительные ссуды - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50%);
IV категория качества.
Проблемные ссуды - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 до 100%);
V категория качества.
Низшая категория - безнадежные ссуды - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100%) обесценение ссуды.
На оценку риска и определения категории качества влияют 2 основных фактора:
- финансовое состояние заемщика;
- качество обслуживания долга.
Для определения финансового состояния банки разрабатывают методику оценки заемщика.
Для крупных ссуд банк должен в своих методиках установить нормативные значения показателей, когда финансовое положение заемщика может быть оценено как хорошее или среднее.
Центральный банк РФ устанавливает общие ограничения по оценки финансового состояния заемщика.
При формировании резерва учитывается обеспечение по кредиту.
Категории обеспечения:
Обеспечение I категории:
1. Залог, если в качестве предмета залога выступают:
- котируемые государственные ценные бумаги;
- облигации Банка России;
- ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов РФ;
- векселя Министерства финансов РФ;
- котируемые ценные бумаги,
эмитированные третьими
- собственные долговые
ценные бумаги кредитной
2. Гарантийный депозит (вклад).
3. Гарантия РФ, банковская гарантия Банка России, поручительства (гарантии) правительств и банковские гарантии центральных банков стран, входящих в группу развитых стран.
4. Поручительства (гарантии)
юридических лиц с
Обеспечение II категории:
1. Ликвидный залог:
- залог ценных бумаг;
- залог земельных участков,
предприятий, зданий, сооружений, квартир
и другого недвижимого
- залог сырья, материалов, готовой продукции, товаров;
2. Гарантии (банковские гарантии) и поручительства (применительно к векселям - авали и (или) акцепты).
Условия использования имущества для снижения резерва:
1. Залогодатель должен иметь финансовое состояние не хуже среднего, если он является заемщиком; финансовое состояние должно быть хорошим, если залогодателем выступает третье лицо.
2. Ликвидность имущества, т.е. его можно реализовать в течение 180 дней со дня возникновения основания взыскания.
3. Регулярная оценка
Справедливая стоимость равна рыночной стоимости. Справедливая стоимость может отличаться от залоговой стоимости.
При ухудшении показателей ссуда выводится из портфеля однородных ссуд.
1. Анализ просроченной задолженности
Анализ объема, динамики, определение относительных показателей, характеризующих просроченную задолженность.
норма не более 8%.
2. Анализ структуры
портфеля по категориям
Определяется доля каждой категории в общей доли портфеля и динамика.
Агрегированный показатель качества:
3. Анализ диверсификации кредитного портфеля.
Анализируется структура кредитного портфеля по направлениям кредитования, структура кредитов по отраслям, динамика этой структуры.
Чем больше диверсификация портфеля, тем меньше риск.
4. Анализ категории качества.
Определяется доля крупных кредитов
5. Анализ соответствия
ресурсной базы кредитного
Проводится по срокам, по ставкам, по направлениям и объемам.
1. По функциональному назначению:
- операции по открытию счета;
- операции по ведению счета.
2. По составу участников:
- внутрибанковские (между клиентами одного банка);
- межбанковские (осуществляются через систему РКЦ, систему корреспондентских отношений).
3. По форме расчетов:
- аккредитив;
- инкассо;
- переводы и т.д.
4. По платежному инструменту:
- наличные;
- безналичные (расчеты платежными поручениями, чеками, векселями, платежными требованиями, аккредитивами).
Для хранения денежных средств и осуществления расчетов предприятия и организации открывают расчетный счет в банке (расчетных счетов может быть несколько либо в одном банке, либо в нескольких).
Для открытия счета предприятие должно подать стандартный пакет документов для юридических лиц:
1. Заявление на открытие счета.
2. Учредительный договор
(подлинник или нотариально
3. Устав со всеми изменениями и дополнениями (подлинник и нотариальная заверенная копия).
4. Свидетельство о
5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати (заверенная нотариусом или банком).
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговые органы (копия, заверенная нотариально или регистрирующим органом).
7. Выписка из протокола
собрания учредителей о
8. Копия приказа о назначении руководителя.
9. Контракт или трудовой договор с руководителем (копия).
10. Копия приказа о назначение должность главного бухгалтера.
11. Копия приказа о назначении на должность всех лиц, обладающих правом первой (руководитель, заместитель) и второй подписи (главный бухгалтер).
12. Копии паспортов ответственных лиц, внесенных в карточку подписей.
13. Анкета, заполненная клиентом
(другая информация, которой нет
в учредительных документах, но
которая требуется для
14. Расчет на установление
кредитного лимита на остаток
кассы или копия такого
15. Договор банковского счета.
Затем проверяются документы на достоверность, полноту, правильность заполнения, после чего принимается решение об открытии счета.
Отказ может быть дан в случаях:
1. Недостоверность документов или их неполный комплект.
2. Если есть сведения
об участии этих лиц в
3. При отрицательном заключении ФСБ, в том числе по причине отсутствия юридического лица по месту регистрации.
После принятия решения об открытии счета заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все моменты по поводу его ведения.
После открытия расчетного счета банк в обязательном порядке сообщает налоговой организации об открытии расчетного счета, затем могут осуществляться операции.
Организация безналичных расчетов регламентируется Гражданским кодексом РФ и Положением Центрального банка РФ №2-П.
Основные правила ведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ:
1. Основная часть расчетных
операций осуществляется в
2. Безналичные расчеты
осуществляются через
3. Списание денежных
средств со счета
4. Безакцептное списание
денежных средств может
5. Банк принимает все платежные документы к счету клиента вне зависимости от наличия средств на счете.
При недостаточности денежных средств платежные документы помещаются в картотеку, и списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
6. Законодательно
При наличии денежных средств списание происходит в последовательной очередности по мере поступления платежных документов.
Расчетные документы должны содержать все необходимые реквизиты:
- наименование расчетного документа и код формы;
- дата;
- вид платежа;
- сумма;
- наименование плательщика (ИНН, номер счета);
- банк плательщика (БИК, номер счета);
- наименование получателя средств;
- банк получателя;
- назначение платежа;
- подписи и печати.
10. Расчетные документы
действуют и могут быть
11. Расчетные документы
предъявляются в количестве
Списание со счета производится на основании одного экземпляра, на котором должны быть подписи и оттиск печати. Максимальное число экземпляров – 5. Они направляются в РКЦ, банк, получателю.
12. Расчетные документы
могут быть отозваны из банка
полностью или частично
13. В случае закрытия
счета расчетные документы
14. Платежные документы
принимаются банком в течение
операционного дня, установленного
каждым банком (например, с 8:30 до 16:00
– операционный день, с 8:00 до 17:00
– рабочий день). Документы, принятые
в операционное время
Платежное поручение – поручение плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. С помощью платежных поручений осуществляется основная часть расчетов.