Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
- выявление причин, мотивов и
обстоятельств,
- выяснение целей нарушения
нормативных актов ЦБ РФ, выяснение
причин искажения отчетных
- выяснение причин и целей
проведения банком убыточных,
неэффективных банковских
- проверка соблюдения кредитной
организацией предписаний
Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:
1) основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
2) вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].
Конкретное содержание банковского
регулирования и надзора
1) макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
2) социально-экономические приоритеты развития общества;
3) совершенство законодательной базы;
4) проводимая Банком России кредитная политика;
5) степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
6) исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России [9; с. 60].
Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].
Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].
То же самое касается антимонопольного
контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона
о банках и банковской деятельности,
который в большей мере является
разновидностью банковского надзора,
чем самостоятельным
Что же касается контрольных функций
Банка России, возложенных на него
другими (небанковскими) федеральными
законами, то они реализуются не
в связи с банковской деятельностью
кредитных организаций. Поэтому
соответствующие контрольные
Таким образом, выполнение Банком России
ряда надзорных функций
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:
1) лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;
2) текущий контроль (рис. 1).
Рис.1. Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]
Лицензирование выполняет
Рассматривая статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о деятельности центрального банка в области выдачи лицензий.
Таблица 1
Информация о регистрации
На 1.01.07 |
на 1.01.08 |
на 1.01.09 | |
1. Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом— всего в том числе: —банков —небанковских |
1345 1293 52 |
1296 1243 53 |
1228 1172 56 |
2. KО, имеющие право на осуществление банковских операций—всего в том числе: —банки —небанковские KО |
1189 1143 46 |
1136 1092 44 |
1108 1058 50 |
3. KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе: —банки —небанковские KО |
1 0 |
2 1 |
3 0 |
4. KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на: —привлечение вкладов населения —осуществление операций в иностранной валюте —генеральные лицензии —на проведение операций с драгметаллами —разрешения —лицензии |
921 803 287 4 188 |
906 754 300 4 195 |
886 736 298 3 200 |
В 2008 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2008 год обще количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2007 год (с 1345 до 1296).
Количество действующих
В отчетном году было зарегистрировано
13 вновь созданных кредитных
- 8 банкам выданы генеральные лицензии;
- 10 банкам - лицензии на привлечение
во вклады и размещение
- 7 банкам - лицензии на осуществление
банковских операций со
- 13 банкам - лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; 6банкам— участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, была выдана также лицензия на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;
- 3 банкам были заменены лицензии в связи со снятием имевшихся в их лицензиях ограничений на осуществление банковских операций.
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание того и другого методов (рис.2).
Рис.2. Виды банковского надзора
Контроль над работой банков
осуществляется для того, чтобы обеспечить
устойчивость отдельных банков, и
предусматривает целостный и
непрерывный надзор за работой каждого
банка в соответствии с действующим
законодательством и
Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.
Центральный банк выдает банковскую
лицензию юридическим лицам на проведение
банковских операций. Лицензирование
становится средством, с помощью
которого ЦБ определяет возможности
создаваемых кредитных
Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].
Дистанционное наблюдение - это наблюдение
за деятельностью кредитных
В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов
практически во всех крупных и
средних банках. Основными задачами
кураторов – формирование чёткого
представления о характере
Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
Серьезные нарекания вызывает качество
представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует
о нарушении коммерческими
Второй вид банковского
Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении 1.
Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.