Совершенствование банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

совершенствование банковского надзора.docx

— 160.21 Кб (Скачать файл)

- выявление причин, мотивов и  обстоятельств, способствовавших  банковским нарушениям;

- выяснение целей нарушения  нормативных актов ЦБ РФ, выяснение  причин искажения отчетных показателей,  экономических нормативов;

- выяснение причин и целей  проведения банком убыточных,  неэффективных банковских операций  и сделок, прежде всего создающих  повышенный риск и повлекших  нарушение экономических нормативов;

- проверка соблюдения кредитной  организацией предписаний Банка  России.

Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные  функции как основные действия Банка  РФ и разделяет их на:

1)  основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).

2)  вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].

Конкретное содержание банковского  регулирования и надзора формируется  под воздействием ряда факторов:

1)  макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

2)  социально-экономические приоритеты развития общества;

3)  совершенство законодательной базы;

4)  проводимая Банком России кредитная политика;

5)  степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

6)  исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Основными принципами банковского  надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих  лиц по отношению к поднадзорному  объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора  именно Банком России [9; с. 60].

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные  организации. Иными словами, его  объектом является только нижний уровень  банковской системы. Верхний уровень  банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].

Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].

То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках и банковской деятельности, который в большей мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.

Что же касается контрольных функций  Банка России, возложенных на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью  кредитных организаций. Поэтому  соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом  регулирования иных отраслей российского  законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское  и т.п.) и могут именоваться  банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет  важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сфере банковской деятельности.

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической  целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.

 

1.2 Формы и виды банковского  надзора и контроля

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

1)  лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;

2)  текущий контроль (рис. 1).

Рис.1. Формы и методы контроля над  деятельностью банков со стороны  ЦБ РФ [11; с. 98]

Лицензирование выполняет функцию  входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска  на рынок банковских услуг или  на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению  эффективного надзора, заведомая неэффективность  управления, исходная слабость капитальной  или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

Рассматривая статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно сделать вывод  о деятельности центрального банка  в области выдачи лицензий.

Таблица 1

Информация о регистрации кредитных  организаций [16;17;18]

 

На 1.01.07

на 1.01.08

на 1.01.09

1.  Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом— всего

в том числе:

—банков

—небанковских

1345

1293

52

1296

1243

53

1228

1172

56

2.  KО, имеющие право на осуществление банковских операций—всего

в том числе:

—банки

—небанковские KО

1189

1143

46

1136

1092

44

1108

1058 

50

3.  KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе:

—банки

—небанковские KО

1

0

2

1

3

0

4.  KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:

—привлечение вкладов населения

—осуществление операций в иностранной  валюте

—генеральные лицензии

—на проведение операций с драгметаллами

—разрешения

—лицензии

921

803

287

4

188

906

754

300

4

195

886

736

298

3

200


 

В 2008 году сохранилась тенденция  предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных  организаций. За 2008 год обще количество зарегистрированных кредитных организаций  сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2007 год (с 1345 до 1296).

Количество действующих кредитных  организаций, имеющих лицензию на осуществление  банковских операций, в 2008 году в сравнении  с предыдущим годом также сократилось— c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).

В отчетном году было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных  организаций за 2007 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации). Из общего числа  банков, вновь зарегистрированных в 2008 году, 5 контролируются иностранным  капиталом. За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных  организаций, расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько видов лицензий), из них:

- 8 банкам выданы генеральные  лицензии;

- 10 банкам - лицензии на привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов, в том числе 3 банкам  такие лицензии были выданы  наряду с генеральной лицензией;

- 7 банкам - лицензии на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады  денежных средств физических  лиц), которые выдавались наряду  с лицензией на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц в рублях и  иностранной валюте;

- 13 банкам - лицензии на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц в рублях и  иностранной валюте; 6банкам— участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, была выдана также лицензия на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;

- 3 банкам были заменены лицензии  в связи со снятием имевшихся  в их лицензиях ограничений  на осуществление банковских  операций.

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает  сочетание того и другого методов (рис.2).

Рис.2. Виды банковского надзора

Контроль над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за работой каждого  банка в соответствии с действующим  законодательством и инструкциями.

Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью  которого ЦБ определяет возможности  создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.) [8; с. 206].

В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов  практически во всех крупных и  средних банках. Основными задачами кураторов – формирование чёткого  представления о характере бизнеса  и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности [].

Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует  о нарушении коммерческими банками  и их филиалами правил ведения  учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части  неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы [19; с.11]. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном  начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в  деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах  ЦБ РФ по результатам сдачи годовых  отчетов коммерческими банками.

Второй вид банковского надзора  – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Инспектирование кредитных организаций  осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении 1.

Общая цель инспектирования состоит  в том, чтобы Банк России получил  информацию о реальном положении  кредитной организации. Эта общая  цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования  следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Совершенствование банковского надзора