Совершенствование банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

совершенствование банковского надзора.docx

— 160.21 Кб (Скачать файл)

Повышение функциональной эффективности  предполагает развитие содержательного  начала (компонента) банковского надзора  и его ориентацию на реальные риски  банковской деятельности. Это должно быть обеспечено развитием методики банковского регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, развитием практических навыков сотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных форм надзора [25].

Другим аспектом повышения эффективности  банковского надзора является прагматическая задача достижения целей надзора  меньшими ресурсами, т.е. задача повышения  операционной эффективности или  «производительности» надзора. Подходы, выработанные мировой практикой  в целях повышения производительности банковского надзора, в общем  и целом сводятся к переходу на риск-ориентированный надзор (далее - РОН).

Реализация системы РОН обеспечивает повышение функциональной эффективности  банковского надзора, если рассматривать  РОН в широком смысле слова[1]. Использование методов РОН в узком смысле[2] позволяет повысить операционную эффективность надзора.

Минимально необходимые возможности  для развития РОН в России в  полноценную систему имеются, так  отмечает Симановский А.Ю [24; с.4 ].

Наибольшее значение для эффективности  надзора имеют три аспекта  законодательство, политическая поддержка  и кадровый потенциал.

Дефектом действующего законодательства является то, что оно задает банковскому  надзору в целом формальный вектор. Статьи 56 и 57 Закона «О Банке России»  весьма жестко определяют набор функций (направлений деятельности) банковского  надзора, реализуемых им для достижения поставленных целей [6]. Тем самым  банковский надзор направляется в колею фиксации отклонений от установленных норм и правил и применения за это мер воздействия к банкам.

Дефектом законодательства является и отсутствие в нем упоминания о том, что банкротство отдельных  банков является нормальным следствием рыночных отношений и конкурентной борьбы. Отсутствие упоминания этой общеизвестной  истины способно порождать ошибочные  представления широкой публики  о задачах и роли надзора, равно  как и неоправданные надежды  на «непотопляемость» банков. Следствием краха необоснованных надежд являются раздражение и негативные эмоции по поводу состояния надзора. В то же время, более продвинутое законодательство стран с устоявшейся рыночной экономикой, например, английское, содержит прямое указание на упомянутый феномен рынка, презумпируя возможность банкротства банков [24; с. 5].

Другим принципиальным аспектом проблемы формирования РОН является политическая поддержка надзора. Не секрет, что  основная часть «значимых» банков с  российским капиталом имеет серьезную  политическую поддержку. Результатом  является аномальная политическая связанность, обусловливающая зависимость и  одновременно политическую защищенность таких банков от требований надзора. Данная ситуация выступает, возможно, самым серьезным практическим препятствием на пути формирования эффективного надзора. Устранение или нейтрализация данного  препятствия состоит в обеспечении  действенной поддержки решениям, принимаемым по линии надзора, на самом высоком уровне.

Следующий аспект внедрения РОН - кадровые возможности. Здесь следует констатировать, что коммерческий сектор по-прежнему выигрывает соревнование за кадры у  Банка России. Решением проблемы могла  бы стать система гибкой организации  труда и его гибкой оплаты, ориентированная  на создание условий для выполнения приоритетных задач. Однако такая система, очевидно, выпадает из традиций организации  и оплаты труда в общественном секторе экономики.

На основании отчёта Центрального банка РФ о развитии банковского  сектора и банковского надзора  в надзорном блоке Банка России работают 4177 руководителей и специалистов, из них 13,6% - в центральном аппарате, 86,4% в территориальных учреждениях. Большинство специалистов имеют  высшее профессиональное образование (96,7%), возраст от 30 до 50 лет (63,9%) и  опыт работы в банковской системе  более трёх лет (91,7%) [18; с. 88]. Работники  надзорного блока периодически обучаются  в рамках программ повышения квалификации, в специализированных семинарах, в  ходе стажировок.

Практическими задачами по внедрению  структурных компонентов РОН, которые  предстоит решать в обозримой  перспективе, являются:

1) формирование классической системы  раннего реагирования[3], базирующейся на прогностическом эффекте статистических моделей функционирования банков и их относительно однородных групп;

2) развитие методических подходов и системы оценок качества организации деятельности кредитных организаций, включая уровень управления и внутреннего контроля;

3) доработка и формализация системы  покомпонентных оценок деятельности  банков (системы надзорных рейтингов);

4) совершенствование организации  надзора [25].

Требования, предъявляемые к кредитным  организациям на стадии лицензирования, имеют тенденцию к развитию и  совершенствованию. Тем не менее, они  еще не вполне отвечают международным  подходам, в том числе и потому, что российское законодательство пока регулирует вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно. Так, законодательство предоставляет  лицензирующему органу лишь ограниченные возможности оценки корпоративной  структуры будущей кредитной  организации и характеристик  ее учредителей, не предусматривает  возможность отказа в согласовании претендентов на занятие руководящих  постов по критерию неудовлетворительной деловой репутации.

Имеются недостатки и в самой  системе лицензирования. Будучи сформированной под влиянием разнообразных подходов и тенденций, система лицензирования является недостаточно четкой и обоснованной. На это указывает, в частности, существование  нескольких разновидностей лицензий, на основании которых работают банки, в то время, как универсальный статус банка, предусмотренный ФЗ «О банках и банковской деятельности», с точки зрения автора, делает вполне достаточным два вида банковских лицензий.

Неретин М.С. указывает, что в целях совершенствования статуса Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо в главе 23 КоАП РФ уточнить его полномочия относительно возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении кредитных организаций [14; с.79]. Кроме того, полномочия Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо увязать с его функциями в сфере осуществления банковского надзора, а также установить конкретные меры административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности для должностных лиц кредитной организации.

Необходимо отметить, что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретный характер [1]. В этой связи для усиления мер административной ответственности в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе было бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитной организации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, который установлен надзорной деятельностью Банка России.

Торохов М.Е. среди направлений совершенствования банковского надзора и контроля предлагает перенести центра тяжести на содержательную оценку ситуации в кредитной организации, основанную на реализации риск-ориетированных подходов в организации контроля [15; с.96 ]. При этом основные усилия должны быть направлены на мониторинг тех областей банковской деятельности, которые подверженные наибольшим рискам, таким как легализация преступных доходов, кредитование, достаточность капитала.

Кроме вышеперечисленного, необходимо внедрить новые методы оценки деятельности кредитных организаций, нацеленные на достижение единых подходов к оценке деятельности банков, применяемых Банком России в рамках текущего надзора  за деятельностью кредитных организаций  и подходами, используемыми при  оценке соответствия банков требованиям  к участию в системе страхования  вкладов.

Нужна реализация комплекса надзорных  мер, в области учета и отчетности кредитных организаций, повышение  требований к процедурам контроля объема и качества публикуемой информации, реализацию при составлении отчетности критериев, признанных международной  практикой, связанных с использованием международных стандартов финансовой отчетности.

Развитие банковского контроля предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредитных  организаций на базе сведений о степени  соблюдения банком пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся на мотивированном суждении о качестве активов, состоянии обязательств и собственных средств кредитной организации, качестве элементов системы управления.

Применение указанных подходов при построении банковского контроля гарантирует, что ее функционирование обеспечит:

− выявление сфер деятельности подразделений  банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или  областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам в  силу дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;

− выявление слабых подразделений  и осуществление контроля над  ними в более интенсивном режиме, чем за подразделениями, чье состояние  не вызывает мотивированных опасений.

 

Заключение

Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемая Банком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовой природе контрольно-надзорной.

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый Банком России за соблюдением  нормативных предписаний кредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов кредитных  организации и их клиентов, а также  предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна. Контрольно-надзорная деятельность Банка России сочетает в себе как  регулирующее, так и управляющее  воздействие на работу кредитных  организаций с отведением преобладающего места и значения регулирующему  методу.

Банковский надзор относится к  внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности, содержащей в себе элементы самоопределения  поднадзорных субъектов.

Классификацию видов банковского  надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия у надзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организацией на дистанционные и контактные проверки. 

Объектом банковского надзора  является деятельность кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций  в сфере банковского надзора  -урегулированная нормами права, локальными нормативными актами, актами применения Банка России, обычаями делового оборота, совокупность действий кредитной организации, непосредственно связанная с совершением банковских операций и других операций кредитных организаций, так и непосредственно не связанная с ними, но их обеспечивающая, вытекающая из их существа или могущая повлиять на их совершение.

При осуществлении надзора за деятельностью  кредитных организаций необходимо руководствоваться общеправовыми  и специальными принципами: правовой исследовательской деятельности, контрольно-надзорной (контрольной и надзорной) деятельности, принципами банковского надзора.

Суммируя сказанное по вопросу  о повышении системной эффективности  банковского надзора, необходимо отметить следующее:

1. Во главу угла всех решений,  принимаемых по линии банковского  надзора, должна ставиться цель, определенная банковскому надзору  законодательством.

2. Конкретные методы, способы и  приемы банковского надзора должны  обеспечивать реализацию надзором  своих задач и в этом смысле  играть подчиненную роль. Одновременно  необходимо обеспечить развитие  инструментов банковского надзора  с учетом международного опыта  его осуществления.

3. Повышение эффективности банковского  надзора предполагает развитие  содержательного начала (компонента), т. е. ориентацию надзора на  риски банковской деятельности.

4. Задачи по повышению эффективности  банковского надзора могут быть  наиболее успешно решены в  условиях совершенствования законодательства, политической поддержки функций  по банковскому надзору и банковского  надзора, а также при улучшении  конкурентных позиций банковского  надзора на рынке труда.

 

Список использованных источников

Законодательные акты

1.  Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.

2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»  (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.

Информация о работе Совершенствование банковского надзора