Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.
Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:
а) кредитная организация как таковая;
б) системные связи кредитных организаций.
В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:
а) правовые отношения;
б) финансовые отношения;
в) бухгалтерских учет и отчетность.
Из общего числа проверок (1510), проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими (рис.3). По данным видно, что из года в год число проверок сокращается, так в 2007 году было проведено 1742 проверки, из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%)— тематическими. В 2006 году
Изменилось и соотношение
Рис.3. Динамика тематических и косплексных инспекционных проверок
При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций в 2008 году было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки), а в 2007 году – 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87— в филиалах Сбербанка России ОАО).
Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях, что на 4,8 % меньше, чем в 2007 год у (866). Это 72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитных организаций. 462 проверки были проведены в филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), что меньше по сравнению с 2007 годом (609) на 24,1 %. Сюда включаются 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО), меньше по сравнению с 2007 годом (84), меньше на 47,6 %(рис. 4).
Рис.4. Динамика инспекционной нагрузки на кредитные организации
В отчетном году продолжилась сложившаяся в последние годы тенденция снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количества проверок, так и в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок в пользу плановых.
В соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74 % от общего количества проведенных проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных организациях, 41— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385— в филиалах других кредитных организаций, 4— во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций.
В 2007 году было проведено по плану 1322 проверки (76 % от общего количества проведённых проверок), что на 15,55 больше, чем в 2008 году. Из них 726— в кредитных организациях, 511— в филиалах кредитных организаций, 85— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
В 2008 году было проведено 205 плановых межрегиональных проверок кредитных организаций (их филиалов), что на 18,5 % больше, чем в 2007 году.
Рис.5. Динамка плановых и внеплановых инспекционных проверок
В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов, гарантирования защиты прав и законных интересов вкладчиков банков проведены 92 плановые проверки банков — участников системы страхования вкладов с участием представителей государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, что на 29,8 % меньше, чем в 2007 году (131).
На внеплановой основе в 2008 году
уполномоченными
В ходе проведенных в 2008 году проверок
выявлены 16997 нарушений в деятельности
кредитных организаций и
Таблица 2
Нарушения в деятельности кредитных организаций [17; 18]
2007 |
2008 |
Темп роста 2008 года к 2007 году, % | |
Всего нарушений |
17969 |
16997 |
94,6 |
Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём |
4376 |
4651 |
106,3 |
Нарушения в проведении кредитных операций |
3469 |
3794 |
109,4 |
Организация работы по ведению бухгалтерского учёта |
1698 |
1569 |
92,4 |
Нарушения в области достоверности учёта и отчётности |
1425 |
1334 |
93,6 |
Кассовые операции |
1244 |
1013 |
81,4 |
Требования валютного |
1024 |
862 |
84,2 |
Наибольшее количество нарушений
касается требований законодательства
в области противодействия
Если сравнивать показатели 2008 и 2007
года, то можно сделать вывод о
том, что количество нарушений уменьшилось
на 5,4%. Увеличилось количество нарушений
по противодействии отмыванию
К сожалению, как указывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].
Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.
И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.
Надзор за деятельностью кредитных
организаций может
1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в
установленном порядке;
2) проверка отдельных
организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;
3) проведение внешнего аудита
аудиторской фирмой. Сведения о
фирме и ее аудиторское
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
При осуществлении функций
Конкретно, порядок инспектирования
кредитной организации и
- Инструкция Банка России от
25 августа 2003 года N 105-И "О порядке
проведения проверок кредитных
организаций (их филиалов) уполномоченными
представителями Центрального
- Инструкция Банка России от
1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации
инспекционной деятельности
- Указание Банка России от 27
октября 2006 г. N 1737-У "О внесении
изменений в Инструкцию Банка
России от 25 августа 2003 года N 105-И
"О порядке проведения
- Указание Банка России от 13
января 2005 г. N 1542-У "Об особенностях
проведения проверок банков с
участием служащих
Глава 2. Административно-правовые основы
контрольно-надзорной
2.1 Банка России как органа надзора
Банковская система
Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:
1) регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
2) отдельных функций Банка
Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции [7]:
1) проводит обсуждения, в том
числе по поручению Совета
директоров Банка России, Председателя
Банка России, по предложению
структурных подразделений
2) подготавливает по поручению
Председателя Банка России
3) принимает решения по вопросам:
государственной регистрации кредитных организаций при их создании;