Совершенствование деятельности банка по расчетно-кассовому обслуживанию на примере ОО № 74/01 Екатеринбургского филиала ООО «ХКФ банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены основные нормативно-правовыми акты, регулирующие процесс расчетно-кассового обслуживанию в Российской Федерации; проанализированы основные показатели финансового состояния, проведен анализ расчетно-кассовых операций ОО № 74/01 Екатеринбургского филиала ООО «ХКФ Банк»; разработана рекомендация по совершенствованию кредитования расчетно-кассовых операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1 Понятие, сущность и виды расчетно-кассовых операций коммерческих банков …….10
1.2 Порядок организации расчетно-кассового обслуживания в кредитной организации .…18
2 АНАЛИЗ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОО 74 ООО «ХКФ БАНК»
2.1 Экономическая характеристика ООО «ХКФ Банк»………………...…….…32
2.2 Анализ расчетно-кассовых операций в ООО «ХКФ Банк»………………….40
2.3 Анализ доходности расчетно-кассовых операций в ООО «ХКФ Банк»...….48
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ООО «ХКФ БАНК»
3.1 Разработка рекомендации по совершенствованию
расчетно-кассовых операций в ООО «ХКФ Банк»………… …………….....58
3.2 Расчет эффективности предложенного мероприятия………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………......81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 474.39 Кб (Скачать файл)

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России ‒ и в  иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами [14].

В настоящий  момент коммерческие банки предлагают своим клиентам различные виды  расчетно-кассовых операций:

‒ открытие счетов в рублях и иностранной  валюте;

‒ обслуживание через системы удаленного доступа  «Банк-Клиент» 

‒ инкассация и пересчет денежной наличности;

‒ конверсионные  операции;

‒ расчеты  аккредитивами;

‒ предоставление банковских гарантий;

‒ операции с векселями;

‒ осуществление  валютного контроля;

‒ осуществление  рублевых платежей;

‒ осуществление  платежей в иностранной валюте;

‒ системы  управления ликвидностью;

‒ операции с наличными;

‒ эквайринг  и многие другие [15].

Выбор клиентом банка зависит в большей степени  от тех видов операций, которые  ему необходимы,  качества и быстроты обслуживания, надежности и тарифных ставок [33].

Таким образом, мы определили, что под расчетно-кассовыми  операциями следует понимать ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. В основе данного понятия заложено два ключевых момента:

‒ операции осуществляются для юридических и физических лиц, которые обращаются в банк для получения тех или иных услуг;

‒ операции связаны с ведением счетов и осуществлением расчетов по ним.

Для обслуживания юридического или физического лица в банке открывается счет. Банки открывают текущие счета, расчетные счета, бюджетные счета, корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, счета доверительного управления, счета по вкладам (депозитам) [16].

 Порядок открытия и круг  операций, осуществляемых с расчетного  или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

На сегодняшний день банки предлагают клиентам многообразие видов расчетно-кассовых операций: открытие счетов, предоставление банковских гарантий, осуществление платежей (в наличной и безналичной форме), инкассация и пересчет денежной наличности, эквайринг, операции с векселями и денежными чеками и др. [17].

Выбор банка  для расчетно-кассового обслуживания зависит от количества услуг, которые  банк может предоставить клиенту, тарифных ставок, что не мало важно, качества и быстроты проведения предоставляемых им операций [32].

 

    1. Порядок организации расчетно-кассового обслуживания   в кредитной организации

 

Порядок организации и проведения расчетно-кассового  обслуживания коммерческих банков регулируется Положениями Банка России: № 385-П  от 16.07.2012 « О правилах ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях, расположенных на территории Российской Федерации Банка России, N 222-П от 25.06.2009 «О порядке осуществления  безналичных расчетов физическими  лицами в Российской Федерации», 318-П  от 24.04.2008 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки  и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», № 384-П от 29.06.2012 «О платежной системе  Банка России»[18].

Для открытия расчетного (текущего или  иного) банковского счета клиент представляет в банк следующие документы:

  • заявление на открытие счета, которое должно быть подписано лицами, имеющими право первой и второй подписи (руководитель и главный бухгалтер), и скреплено оттиском печати клиента;
  • копии устава, учредительного договора, протокола общего собрания, свидетельства о регистрации предприятия, приказа о назначении главного бухгалтера;
  • справки о присвоении кодов (из Государственного комитета по статистике);
  • документ из налогового органа о постановке на учет (подлинник);
  • копии документов, подтверждающие регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования;
  • 2 карточки с образцами подписей и оттиска печати [19].

Учредительные документы должны быть удостоверены нотариальными, регистрирующими органами, в банке, открывающем счет. При заполнении банковских карточек подписи фиксируются только в присутствии нотариуса или должностного лица вышестоящей организации. Банковские карточки могут быть заполнены так же, как и заявление  от руки. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, право второй  главному бухгалтеру, а при отсутствии этой должности в штате лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Предоставление права подписания документов указанным лисам должно быть оформлено приказом по предприятию. Наличие этих 2 подписей на расчетных документах важнейшее условие для принятия их к исполнению банком. Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным названием, то об этом должна быть сделана отметка в карточке. Если в штате предприятия нет должности бухгалтера или лица, выполняющего его функции, фиксируется лишь подпись руководителя [31].

Кредитная организация (банк) открывает  клиенту банковский счет на условиях, согласованных с обеими сторонами. Кредитная организация не вправе отказать клиенту в открытии счета, если совершающиеся по нему операции предусмотрены законом, учредительными документами и лицензией банка, за исключением тех случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка технической и производственной возможности принять на расчетно-кассовое обслуживание [20].

Открытие счета происходит на основании  договора о расчетно-кассовом обслуживании, заключаемом между банком и клиентом. В соответствии с заключенным договором банк берет на себя обязательства:

  • по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и др.);
  • по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, что гарантируется всем движимым и недвижимым имуществом банка, его денежными фондами и резервами, а также мерами, осуществляемыми им для обеспечения своей стабильности и ликвидности;
  • по обеспечению банковской тайны о счетах и операциях клиента. 
         Клиент соответственно обязуется:
  • представлять в банк документы, необходимые для открытия и ведения счета;
  • соблюдать действующее законодательство и имеющие обязательную юридическую силу для банков и юридических лиц, осуществляющих расчеты, нормативные акты по вопросам расчетного обслуживания, осуществления безналичных расчетов и кассовых операций;
  • представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания;
  • предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета [21].

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Так, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту.

Клиент, в свою очередь, несет ответственность:

  • за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему;
  • за неполучение наличных денег, забронированных банком для него, в день, указанный в заявке, и др.

В договоре могут фиксироваться  размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как для одной, так и для другой стороны. В договоре предусматривается порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия. После предоставления всех указанных документов на открытие счета, подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание по распоряжению управляющего банком счету предприятия присваивается номер и заводится лицевой счет для учета его средств [22].

Закрытие счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества предприятия, банка, арбитражного суда. По инициативе клиента договор банковского счета может быть расторгнут в любое время и без всяких условий. Банк может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании в следующих случаях, если это специально предусмотрено договором:

  • несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;
  • в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;
  • при отсутствии операций по счету в течение года [23].

Счет может быть закрыт при признании  предприятия банкротом, в случае принятия решения о запрете деятельности данного субъекта хозяйствования и в других предусмотренных законом случаях: при изменении характера деятельности, связанном с утратой хотя бы одного из признаков, необходимых для данного вида счета; по решению органа, создавшего предприятие.

Ключевую  роль в осуществлении расчетно-кассовых операций играют безналичные расчеты. Банки проводят безналичные операции как при обслуживании юридических, так и  физических лиц.

В соответствии с действующим сегодня законодательством  допускается использование следующих  форм безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручения;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо (рисунок 3) [24].

 




 

 

 

Рисунок 3 ‒  Формы безналичных расчетов

 

Формы безналичных  расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное  расчетным документом, перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение  исполняется банком в срок, предусмотренный  законодательством, или в более  короткий срок, установленный договором  банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота [30].

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств  по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому  банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи.

 Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными) (рисунок 4) [25].

 

 



 

 

Рисунок 4 ‒  Виды аккредитивов

 

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления  чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя».

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством  которой банк (далее – банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее – исполняющий банк).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств (взыскателем) к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя) [26].

Списание  денежных средств с текущего счета  физического лица  осуществляется  банком  по распоряжению владельца  счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на  основании  расчетных  документов в пределах имеющихся на счете  денежных средств.

Физическое  лицо может предоставить другому  физическому лицу   (далее  –  доверенное  лицо)  право  распоряжения  денежными средствами,   находящимися  на  его  текущем  счете, на  основании доверенности,    составленной    в  соответствии   с  требованиями законодательства.

Доверенность  на распоряжение текущим счетом физического  лица в присутствии   доверителя   удостоверяется  банком  (уполномоченным работником банка) и заверяется оттиском печати банка [27].

Документом  на прием наличности в приходную  кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий  из трех частей: объявления, ордера и  квитанции.

Информация о работе Совершенствование деятельности банка по расчетно-кассовому обслуживанию на примере ОО № 74/01 Екатеринбургского филиала ООО «ХКФ банк»