Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение кредитной системы республики и выработка направлений ее совершенствования.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
изучить теоретические и методические положения по вопросам кредитной системы и решения основной ее задачи - выбора эффективного метода оценки кредитоспособности заемщика;
изучить зарубежный опыт и с его учетом на основе анализа деятельности банка раскрыть содержание и обосновать мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоритические основы кредитной системы 5
1.1 Сущность кредитной системы государства 5
1.2 Структура кредитной системы государства 6
1.3 Кредитная система Японии 8
ГЛАВА 2.Анализ кредитной системы Кыргызской Республики на современном этапе 14
2.1 Нормативно-правовая база кредитной системы КР 14
2.2 Механизм функционирования кредитной системы 17
2.3 Анализ кредитной системы КР 20
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В 1927 году в Японии разразился острый банковский кризис, который был следствием не только накопления в портфелях банков замороженных векселей, выпущенных на крупные суммы в связи с землетрясением, но и ухудшения их активов в двадцатые годы в результате чрезмерной кредитной экспансии и, следовательно, ослабления банковской ликвидности. Кризис повлек за собой дальнейшую концентрацию банковского капитала и усиление позиций монополистических банков. В 1928 году общее число банков сократилось вдвое по сравнению с 1918 годом.
Японские банки активно
В 1942
году в условиях военной экономики, когда
значительно усилился государственно
- монополистический контроль над экономикой,
была создана Национальная финансовая
контрольная ассоциация, которой была
подчинена деятельность всей кредитной
системы. Монополистические банки и другие
кредитные институты дзайбацу значительно
обогатились, а их позиции усилились. Из
трехсот семидесяти банковских институтов,
существовавших в Японии в середине 1941
года в апреле 1945 года оставалось сто
двадцать пять. Банки были обязаны вкладывать
в облигации государственных банков не
менее 75% прироста своих депозитов. В годы
войны были созданы «ассоциации народных
сбережений», в рамках которых из нищенской
заработной платы рабочих и служащих и
трудовых доходов крестьян в принудительном
порядке делались отчисления для размещения
облигаций военных займов. За счет ограбления
рабочего класса, трудящихся, мелкой и
части средней буржуазии было профинансировано
не менее 40% военных государственных займов.
В годы войны была создана специальная
сеть кредитно-банковских учреждений
для осуществления грабительской политики.
В послевоенный период развитие кредитной
системы Японии характеризуется
рядом важных особенностей. Масса
ссудных капиталов значительно расширилась
в 1974 году она была больше показателей
1935 года в 8,4 раза (в сопоставимых ценах).
Это явилось результатом экономического
роста Японии, превращения ее во вторую
после США страну по уровню экономического
развития в капиталистическом мире.
Кредитная система Японии состоит из частных,
государственных и кооперативных кредитных
институтов. Во главе находится Банк Японии,
который является не только эмиссионным
центром, но и органом, осуществляющим
денежно-кредитную политику, регулирование
экономики в системе государственно-
Городские банки являются коммерческими
банками и образуют сердцевину кредитной
системы. К ним относятся крупнейшие
банковские монополии: «Дайити-Кангё»,
«Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва»
и другие, пользующиеся широкой и систематической
поддержкой Банка Японии.
Местные банки также являются коммерческими банками, но они уступают городским по объему капитала и масштабам операций. В послевоенный период зависимость местных банков от крупнейших монополистических банков увеличилась. Усилилось взаимопроникновение между трастовыми банками и коммерческими банками: в трастовых банках функционируют банковские отделы, в коммерческих банках - отделы доверительных операций.
Банки долгосрочного кредита
К государственным институтам
относится, прежде всего, Бюро доверительного
фонда министерства финансов, являющееся
одним из крупнейших банков Японии и оперирующее
капиталами государственных страховых
систем и почтово-сберегательных касс.
К ним принадлежат государственные банки
и финансовые корпорации. Поскольку в
государственных системах страхования
здоровья, жизни, пенсионного обеспечения
сумма взносов намного больше выплат,
разница ежегодно пополняет кредитные
ресурсы государства, являясь по существу
одной из разновидностей налогового обложения.
Вместе с остатком вкладов в системе, почтовых
сбережений (сберегательные кассы) и ассигнованиями
из бюджета эти средства используются
в рамках ежегодных государственных кредитно-инвестиционных
программ в интересах монополистического
капитала. Распоряжаются ими государственные
кредитно-инвестиционные институты, главным
из которых является Бюро доверительного
фонда. Основная часть его кредитов предоставляется
государственным банкам и корпорациям,
центральным и местным органам власти..
В настоящее время, помимо
Банка Японии, функционируют два государственных
банка и девять финансовых корпораций.
Японский банк развития занимается долгосрочным
кредитованием промышленности, транспорта,
энергетики. Экспортно-импортный банк
Японии кредитует внешнюю торговлю и заграничные
инвестиции и кредиты.
Государственные
банки и финансовые корпорации функционируют
в тех отраслях, в кредитовании которых
частные банки не заинтересованы, но развитие
которых необходимо для всего процесса
воспроизводства в целом, а также с социально-политической
точки зрения.
Кредитная кооперация включает
шесть тысяч кредитных сельскохозяйственных
кооперативов, кооперацию городских мелких
товаропроизводителей - пятьсот семь кредитных
ассоциаций, пятьсот тридцать пять кредитных
кооператива, трудовые кооперативы, их
федерации и центральные кооперативные
банки. Средства кредитной кооперации
в значительной мере используются в интересах
монополистического капитала.
Повышение
роли кредитной кооперации (1/5 депозитов
и учетно-ссудных операций) в значительной
мере есть следствие расширившегося использования
японскими монополиями этого источника
кредитных ресурсов в обстановке научно-технической
революции и быстрого роста спроса на
ссудный капитал. С целью удовлетворения
такого спроса расширился и импорт иностранных
капиталов. Укрепились позиции государственного
сектора в кредитно-банковской системе.
В общей сумме депозитов доля государственных
кредитно-финансовых институтов снизилась
(до 17%), поскольку операции ряда таких
институтов финансируются из бюджетных
средств. Но в учетно-ссудных операциях
на государственные банки и другие учреждения
приходится свыше 1/5. В структуре портфеля
ценных бумаг доля частных банков и страховых
компаний в 1965—1974 годах заметно снизилась
(с 69 до 57%), государственных институтов
- возросла (с 19 до 25%). Это связано с возобновлением
с 1965 года практики использования их для
финансирования дефицитов государственного
бюджета.
В послевоенный
период процесс концентрации и централизации
в сфере кредита происходил не в форме
слияний и сокращения числа банков, а в
форме расширившегося использования монополистическим
капиталом кредитных ресурсов государства,
с одной стороны, и страховой, сберегательной
системы и кооперативов — с другой. Одновременно
были приняты меры для расширения импорта
в Японию иностранных капиталов. Это имело
большое значение в период научно-технической
революции и продолжающейся структурной
модернизации экономики.
В 1950/51 — 1975/76 финансовых годах инвестиции
в акции японских компаний достигли
19,5 млрд. долл., кредиты— 14 млрд. долл.
Японские фирмы разместили на зарубежных
рынках свои облигации на сумму в 3,5 млрд.
долл. Кроме того, значительно возросло
число контрактов о технической помощи,
в форме которых Япония импортирует зарубежные
патенты, лицензии, техническую документацию.
С 1950 года по март 1976 года было заключено
двадцать восемь тысяч таких контрактов.
Наряду с этим увеличился экспорт японских
капиталов за границу, особенно со второй
половины шестидесятых годов, когда Япония
превратилась из нетто--импортера в нетто-экспортера
капитала.
В послевоенной Японии кредит приобрел
особое значение как метод монополистического
контроля в связи с тем, что в условиях
послевоенной модернизации экономики
произошли серьезные изменения в структуре
финансирования хозяйства и в структуре
капиталов японских корпораций. Доля заемных
средств в общей сумме капиталов японских
фирм по сравнению с довоенным временем
значительно возросла ,если в 1936 году на
собственный капитал приходился 61%, на
заемный — 39%, то в 1976 году доля заемного
капитала возросла до 86%, собственного
сократилась до 14%. В этом отношении Япония
не имеет себе равных среди других капиталистических
стран: в США доля собственного капитала
в конце 1974 года составляла 53,2%, в ФРГ —30%.
Привлечение
ссудного капитала в форме фиктивного
капитала обходится дороже, чем в форме
учета векселей и банковских ссуд. Это
объясняет сдвиг в пользу последних: в
1976 году средняя норма ссудного процента
по всем банкам (учет и ссуды) составляла
8,2 средний дивиденд - 12,4%. Кроме того, по
действующему законодательству проценты,
выплачиваемые по кредитам, в отличие
от дивидендов налогами не облагаются,
поскольку рассматриваются как оперативные
расходы. В этих условиях в структуре ссудного
капитала сократилась доля фиктивного
капитала с 72% в 1935 году до 24% в 1975 году.
Удельный вес учета и ссуд соответственно
возрос с 28 до 76%. Изменения в структуре
ссудного капитала и капиталов японских
компаний сказались на распределении
прибыли на предпринимательский доход
и ссудный процент: доля последнего заметно
увеличилась.
В ходе послевоенной перестройки монополистические
объединения в Японии - «Мицубиси», «Сумитомо»,
«Мицуи», «Фудзи», «Дайити - Кангё», «Санва»
— приняли форму финансово-монополистических
групп, банки превратились в их центры.
В 1974 году на акции приходилось немногим
больше 1/4, на облигации и другие ценные
бумаги менее 3/4 стоимости фиктивного
капитала. Концентрация владения акциями
очень высока: в 1972году 4,6% владельцев акциями
принадлежало 80% всех акций. Быстро растет
значение межкорпоративного владения
акциями, когда контрольный пакет размещается
среди кредитно-банковских институтов
и компаний, принадлежащих к данной финансово-экономической
группе. В этих условиях для контроля над
банками и компаниями нужно иметь значительно
меньший пакет акций, чем прежде.
2.1. Нормативно-правовая база кредитной системы КР
1. Общие положения
1.1. Кредит последней инстанции применяется в исключительных случаях, при исчерпании коммерческими банками всех доступных средств и возможностей поддержания минимального уровня ликвидности.
1.2. Предоставляя данный кредит, Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) реализует свою функцию кредитора последней инстанции в целях предотвращения системного риска, сохранения стабильности банковской системы и защиты вкладов физических лиц в национальной валюте.
1.3. Кредит последней инстанции предоставляется проблемному банку, осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению, при этом, под проблемным банком, в целях реализации данного Положения, понимается банк, в котором установлены факты нарушений в деятельности банка, связанные с неспособностью администрации обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством, вовлечение банка в нездоровую банковскую практику (проблемы с руководством); нарушения банком экономического норматива адекватности капитала первого уровня; убыточная деятельность банка, приведшая его к неспособности выполнять обязательства перед клиентами.
1.4. Решение о предоставлении Кредита последней инстанции и определение вида его залогового обеспечения принимается Правлением НБКР.
1.5. Процентная ставка по Кредиту последней инстанции устанавливается Правлением НБКР и по необходимости может быть изменена.
2. Условия предоставления кредита.
2.1. Необходимым условием получения Кредита последней инстанции является выполнение Банком-заемщиком следующих требований:
- полная реализация, имеющихся в распоряжении Банка-заемщика ликвидных активов, с условием первоочередного предложения их Национальному банку, и только в случае отказа НБКР - реализация на рынке; реализация имеющихся высоко ликвидных залогов и наличие программы реализации ликвидных залогов по невозвращенным кредитам; нулевая валютная позиция на момент выдачи кредита и на период до его полного погашения; концентрация всех средств Банка-заемщика на корреспондентском счете в НБКР; разработка и принятие Советом Директоров программы финансового оздоровления Банка-заемщика и программы погашения Кредита последней инстанции, одобренных Управлением банковского надзора НБКР; Предоставление по возможности ликвидного залогового обеспечения; иные дополнительные условия, определенные Правлением НБКР.
2.2 Обязательным условием для получения Кредита последней инстанции является, введение в Банк-заемщик временной администрации НБКР или другого вида контроля за выполнением мероприятий по его финансовому оздоровлению и целевым использованием средств Кредита последней инстанции. Сокращение расходов, включая снижение заработной платы. При этом устанавливается, что банк-заемщик не может принимать новые обязательства (межбанковские кредиты, депозиты и т.п.) без согласия НБКР.
Информация о работе Современная кредитная система , ее структура и механизм функционирования