Современная кредитная система , ее структура и механизм функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение кредитной системы республики и выработка направлений ее совершенствования.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
изучить теоретические и методические положения по вопросам кредитной системы и решения основной ее задачи - выбора эффективного метода оценки кредитоспособности заемщика;
изучить зарубежный опыт и с его учетом на основе анализа деятельности банка раскрыть содержание и обосновать мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в коммерческом банке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоритические основы кредитной системы 5
1.1 Сущность кредитной системы государства 5
1.2 Структура кредитной системы государства 6
1.3 Кредитная система Японии 8
ГЛАВА 2.Анализ кредитной системы Кыргызской Республики на современном этапе 14
2.1 Нормативно-правовая база кредитной системы КР 14
2.2 Механизм функционирования кредитной системы 17
2.3 Анализ кредитной системы КР 20
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

            В 1927 году в Японии разразился острый банковский кризис, который был следствием не только накопления в портфелях банков замороженных векселей, выпущенных на крупные суммы в связи с землетрясением, но и ухудшения их активов в двадцатые годы в результате чрезмерной кредитной экспансии и, следовательно, ослабления банковской ликвидности. Кризис повлек за собой дальнейшую концентрацию банковского капитала и усиление позиций монополистических банков. В 1928 году общее число банков сократилось вдвое по сравнению с 1918 годом.

Японские банки активно участвовали  в экономической подготовке ко второй мировой войне, были проводниками политики японских монополий в колониях, финансировали  государственные военные расходы и развитие основных отраслей военной экономики. 
           В 1942 году в условиях военной экономики, когда значительно усилился государственно - монополистический контроль над экономикой, была создана Национальная финансовая контрольная ассоциация, которой была подчинена деятельность всей кредитной системы. Монополистические банки и другие кредитные институты дзайбацу значительно обогатились, а их позиции усилились. Из трехсот семидесяти банковских институтов, существовавших в Японии в середине 1941 года в апреле 1945 года оставалось сто двадцать пять. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных банков не менее 75% прироста своих депозитов. В годы войны были созданы «ассоциации народных сбережений», в рамках которых из нищенской заработной платы рабочих и служащих и трудовых доходов крестьян в принудительном порядке делались отчисления для размещения облигаций военных займов. За счет ограбления рабочего класса, трудящихся, мелкой и части средней буржуазии было профинансировано не менее 40% военных государственных займов. 
В годы войны была создана специальная сеть кредитно-банковских учреждений для осуществления грабительской политики.

В послевоенный период развитие кредитной  системы Японии характеризуется  рядом важных особенностей. Масса  ссудных капиталов значительно расширилась в 1974 году она была больше показателей 1935 года в 8,4 раза (в сопоставимых ценах). Это явилось результатом экономического роста Японии, превращения ее во вторую после США страну по уровню экономического развития в капиталистическом мире. 
Кредитная система Японии состоит из частных, государственных и кооперативных кредитных институтов. Во главе находится Банк Японии, который является не только эмиссионным центром, но и органом, осуществляющим денежно-кредитную политику, регулирование экономики в системе государственно-монополистического капитала, он выполняет также кассовое обслуживание казначейства.

Городские банки являются коммерческими  банками и образуют сердцевину кредитной  системы. К ним относятся крупнейшие банковские монополии: «Дайити-Кангё», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва» и другие, пользующиеся широкой и систематической поддержкой Банка Японии.                                     

Местные банки также являются коммерческими  банками, но они уступают городским по объему капитала и масштабам операций. В послевоенный период зависимость местных банков от крупнейших монополистических банков увеличилась. Усилилось взаимопроникновение между трастовыми банками и коммерческими банками: в трастовых банках функционируют банковские отделы, в коммерческих банках - отделы доверительных операций.                     

Банки долгосрочного кредита мобилизуют капитал главным образом с  помощью эмиссии собственных облигаций в периоды, когда коммерческие банки японских монополий переключались на краткосрочный кредит, значение этих банков возросло. В число частных кредитных институтов входят около двадцати компаний по страхованию жизни и двадцать два - по страхованию имущества, двести тридцать компаний по операциям с ценными бумагами.                                    

К государственным институтам относится, прежде всего, Бюро доверительного фонда министерства финансов, являющееся одним из крупнейших банков Японии и оперирующее капиталами государственных страховых систем и почтово-сберегательных касс. К ним принадлежат государственные банки и финансовые корпорации. Поскольку в государственных системах страхования здоровья, жизни, пенсионного обеспечения сумма взносов намного больше выплат, разница ежегодно пополняет кредитные ресурсы государства, являясь по существу одной из разновидностей налогового обложения.         Вместе с остатком вкладов в системе, почтовых сбережений (сберегательные кассы) и ассигнованиями из бюджета эти средства используются в рамках ежегодных государственных кредитно-инвестиционных программ в интересах монополистического капитала. Распоряжаются ими государственные кредитно-инвестиционные институты, главным из которых является Бюро доверительного фонда. Основная часть его кредитов предоставляется государственным банкам и корпорациям, центральным и местным органам власти..                                         

   В настоящее время, помимо Банка Японии, функционируют два государственных банка и девять финансовых корпораций. Японский банк развития занимается долгосрочным кредитованием промышленности, транспорта, энергетики. Экспортно-импортный банк Японии кредитует внешнюю торговлю и заграничные инвестиции и кредиты. 
            Государственные банки и финансовые корпорации функционируют в тех отраслях, в кредитовании которых частные банки не заинтересованы, но развитие которых необходимо для всего процесса воспроизводства в целом, а также с социально-политической точки зрения.                                  

 Кредитная кооперация включает шесть тысяч кредитных сельскохозяйственных кооперативов, кооперацию городских мелких товаропроизводителей - пятьсот семь кредитных ассоциаций, пятьсот тридцать пять кредитных кооператива, трудовые кооперативы, их федерации и центральные кооперативные банки. Средства кредитной кооперации в значительной мере используются в интересах монополистического капитала. 
           Повышение роли кредитной кооперации (1/5 депозитов и учетно-ссудных операций) в значительной мере есть следствие расширившегося использования японскими монополиями этого источника кредитных ресурсов в обстановке научно-технической революции и быстрого роста спроса на ссудный капитал. С целью удовлетворения такого спроса расширился и импорт иностранных капиталов. Укрепились позиции государственного сектора в кредитно-банковской системе. В общей сумме депозитов доля государственных кредитно-финансовых институтов снизилась (до 17%), поскольку операции ряда таких институтов финансируются из бюджетных средств. Но в учетно-ссудных операциях на государственные банки и другие учреждения приходится свыше 1/5. В структуре портфеля ценных бумаг доля частных банков и страховых компаний в 1965—1974 годах заметно снизилась (с 69 до 57%), государственных институтов - возросла (с 19 до 25%). Это связано с возобновлением с 1965 года практики использования их для финансирования дефицитов государственного бюджета. 
           В послевоенный период процесс концентрации и централизации в сфере кредита происходил не в форме слияний и сокращения числа банков, а в форме расширившегося использования монополистическим капиталом кредитных ресурсов государства, с одной стороны, и страховой, сберегательной системы и кооперативов — с другой. Одновременно были приняты меры для расширения импорта в Японию иностранных капиталов. Это имело большое значение в период научно-технической революции и продолжающейся структурной модернизации экономики.                                       

В 1950/51 — 1975/76 финансовых годах инвестиции в акции японских компаний достигли 19,5 млрд. долл., кредиты— 14 млрд. долл. Японские фирмы разместили на зарубежных рынках свои облигации на сумму в 3,5 млрд. долл. Кроме того, значительно возросло число контрактов о технической помощи, в форме которых Япония импортирует зарубежные патенты, лицензии, техническую документацию. С 1950 года по март 1976 года было заключено двадцать восемь тысяч таких контрактов. Наряду с этим увеличился экспорт японских капиталов за границу, особенно со второй половины шестидесятых годов, когда Япония превратилась из нетто--импортера в нетто-экспортера капитала.                                                    Главными сферами вывоза японских капиталов являются страны американского континента, Южной и Юго-Восточной Азии. Растет активность японских фирм на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке. Прямые инвестиции к 1976 году достигли 15 млрд. долл. Важной формой экспансии японского капитала является предоставление экспортных кредитов.                                      

В послевоенной Японии кредит приобрел особое значение как метод монополистического контроля в связи с тем, что в условиях послевоенной модернизации экономики произошли серьезные изменения в структуре финансирования хозяйства и в структуре капиталов японских корпораций. Доля заемных средств в общей сумме капиталов японских фирм по сравнению с довоенным временем значительно возросла ,если в 1936 году на собственный капитал приходился 61%, на заемный — 39%, то в 1976 году доля заемного капитала возросла до 86%, собственного сократилась до 14%. В этом отношении Япония не имеет себе равных среди других капиталистических стран: в США доля собственного капитала в конце 1974 года составляла 53,2%, в ФРГ —30%. 
            Привлечение ссудного капитала в форме фиктивного капитала обходится дороже, чем в форме учета векселей и банковских ссуд. Это объясняет сдвиг в пользу последних: в 1976 году средняя норма ссудного процента по всем банкам (учет и ссуды) составляла 8,2 средний дивиденд - 12,4%. Кроме того, по действующему законодательству проценты, выплачиваемые по кредитам, в отличие от дивидендов налогами не облагаются, поскольку рассматриваются как оперативные расходы. В этих условиях в структуре ссудного капитала сократилась доля фиктивного капитала с 72% в 1935 году до 24% в 1975 году. Удельный вес учета и ссуд соответственно возрос с 28 до 76%. Изменения в структуре ссудного капитала и капиталов японских компаний сказались на распределении прибыли на предпринимательский доход и ссудный процент: доля последнего заметно увеличилась. 
В ходе послевоенной перестройки монополистические объединения в Японии - «Мицубиси», «Сумитомо», «Мицуи», «Фудзи», «Дайити - Кангё», «Санва» — приняли форму финансово-монополистических групп, банки превратились в их центры. 
В 1974 году на акции приходилось немногим больше 1/4, на облигации и другие ценные бумаги менее 3/4 стоимости фиктивного капитала. Концентрация владения акциями очень высока: в 1972году 4,6% владельцев акциями принадлежало 80% всех акций. Быстро растет значение межкорпоративного владения акциями, когда контрольный пакет размещается среди кредитно-банковских институтов и компаний, принадлежащих к данной финансово-экономической группе. В этих условиях для контроля над банками и компаниями нужно иметь значительно меньший пакет акций, чем прежде.

  

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1. Нормативно-правовая  база кредитной системы КР

1.        Общие положения

1.1.            Кредит последней инстанции применяется в исключительных случаях, при исчерпании коммерческими банками всех доступных средств и возможностей поддержания минимального уровня ликвидности. 

1.2.             Предоставляя  данный кредит, Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) реализует свою функцию кредитора последней инстанции в целях предотвращения системного риска, сохранения стабильности банковской системы и  защиты вкладов физических лиц в национальной валюте. 

1.3.             Кредит последней инстанции предоставляется проблемному банку, осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению, при этом, под проблемным банком, в целях реализации данного Положения,  понимается  банк, в котором установлены факты нарушений в деятельности банка, связанные с неспособностью администрации обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством, вовлечение банка в нездоровую банковскую практику (проблемы с руководством); нарушения  банком экономического норматива  адекватности капитала первого уровня; убыточная деятельность банка, приведшая его к неспособности выполнять        обязательства перед  клиентами.

1.4.           Решение о предоставлении Кредита последней инстанции и определение вида  его залогового обеспечения принимается   Правлением   НБКР.

1.5.           Процентная ставка  по Кредиту последней инстанции устанавливается Правлением НБКР  и по необходимости может быть изменена.  

 

2.                  Условия предоставления кредита.

2.1.                    Необходимым условием получения Кредита последней инстанции является выполнение Банком-заемщиком следующих требований:

-           полная реализация, имеющихся в распоряжении Банка-заемщика ликвидных  активов, с условием первоочередного предложения их Национальному банку,  и только в случае   отказа НБКР -  реализация на рынке; реализация имеющихся высоко ликвидных залогов и наличие программы реализации ликвидных залогов по невозвращенным    кредитам; нулевая валютная позиция на момент выдачи кредита и на период до его полного погашения; концентрация всех средств Банка-заемщика  на корреспондентском счете в    НБКР; разработка и принятие Советом Директоров программы финансового оздоровления Банка-заемщика  и программы погашения Кредита последней инстанции,  одобренных  Управлением банковского надзора НБКР;  Предоставление по возможности ликвидного залогового обеспечения; иные дополнительные условия, определенные Правлением  НБКР. 

2.2           Обязательным условием для получения Кредита последней инстанции является, введение  в Банк-заемщик временной администрации НБКР или другого вида контроля за выполнением  мероприятий по его финансовому оздоровлению и целевым  использованием средств Кредита последней инстанции. Сокращение расходов, включая снижение заработной платы. При этом устанавливается, что банк-заемщик не может принимать новые обязательства (межбанковские кредиты, депозиты и т.п.) без согласия  НБКР. 

Информация о работе Современная кредитная система , ее структура и механизм функционирования