Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа
Целью дипломного исследования является анализ депозитной политики коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ» в и разработка предложений по совершенствованию депозитной политики коммерческого банка в системе укрепления его экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
– дано понятие коммерческого банка, рассмотрены его основные функции и операции;
– изучена классификация банковских ресурсов;
– дана классификация депозитных операций коммерческого банка, рассмотрены их особенности;
– исследованы теоретические основы депозитной политики коммерческого банка, раскрыта ее сущность и принципы формирования, цели и задачи;
Введение
1 Теоретические основы формирования депозитной политики
коммерческого банка
1.1 Коммерческие банки и их основные депозитные операции
1.2 Депозитные операции банков
1.3 Понятние, состав и принципы депозитной политики
2 Характеристика деятельности филиала ОАО «УРАЛСИБ» в
г. Уфа
2.1 Депозитная политика филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Уфа
2.2 Анализ основных показателей депозитной политики филиала
ОАО «УРАЛСИБ» в г. Уфа
2 Анализ депозитной политики филиала ОАО «УРАЛСИБ» в
г. Уфа
3.1 Современное состояние депозитной политики в России и филиала
ОАО «УРАЛСИБ» в г. Уфа, анализ проблем
3.2 Пути совершенствования депозитной политики филиала
Заключение
Список использованной литературы
Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном порядке в соответствии со срочностью вклада, а теперь банки могут самостоятельно устанавливать конкурентоспособные процентные ставки, ориентируясь на учетную ставку ЦБ РФ, состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики.
По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг и зависит от соблюдения клиентом условий вклада.
Уплата банком процентов по депозитам – основная часть операционных расходов.
Поэтому банк, с одной стороны, не заинтересован в высоком уровне процентной ставки, а с другой – вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов.
Стараясь привлечь депозиты, особенно крупного размера и на длительный срок, коммерческие банки предлагают клиентам высокие процентные ставки, несмотря на рост процентных расходов. Однако привлечение средств населения банками не беспредельно.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральным банком России установлен обязательный норматив Н11 – максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения. Он рассчитывается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов населения и величины собственных средств (капитала) банка.
Максимально допустимое значение этого показателя 100% .
Одним из направлений процентной политики коммерческого банка является расчет и анализ стоимости всех ресурсов и депозитных операций.
Для этого необходимо:
– установить приемлемый процент по вкладам (депозитам);
– изучить динамику процентной ставки по привлеченным ресурсам;
– рассчитать реальную стоимость ресурсов в условиях инфляции;
– проанализировать изменения процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем объеме расходов банка.
Процентные ставки по вкладам устанавливают кредитные организации по соглашению с клиентами с учетом требований Гражданского кодекса РФ.
Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по депозитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» или договором с клиентом.
Положением ЦБ РФ о порядке исчисления процентов установлено, что доход по вкладу выплачивается вкладчику в денежной форме в виде процентов, которые начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. При закрытии счетов клиентов банка проценты начисляются до дня фактического закрытия счета.
В соответствии с Положением о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета для начисления процентов по счетам в аналитическом учете в учреждениях банков открываются лицевые счета по каждому владельцу депозитного счета: по срокам хранения и размеру процентных ставок.
Бухгалтерский учет операций по начислению процентов по вкладам может осуществляться двумя способами:
- кассовый - банк относит начисленные проценты по депозитам на его расходы, произведенные на дату их уплаты;
- метод начисления - все проценты, начисленные в текущем месяце не позднее последнего рабочего дня текущего месяца, относятся на расходы банка.
При начислении процентов в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства. Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента.
Дело в том, что при исчислении его одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода.
Начисление процентов ведется по одному из способов:
– простые проценты;
– сложные проценты;
– с фиксированной процентной ставкой;
– с плавающей процентной ставкой.
Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.
Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:
– содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;
– регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;
– обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;
– поддерживать ликвидность баланса;
– минимизировать процентный риск.
Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам.
Процентная политика в области депозитных операций должна учитывать объективность условий установления процентов по всем видам вкладов и/экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а также необходимость обеспечения увязки депозитных процентов с процентными ставками по активным банковским операциям.
Поэтому процентные ставки по депозитным операциям банков должны учитывать реальные экономические процессы, происходящие в наличном обращении и безналичном платежном обороте, реагировать на тенденции изменения денежной массы, обладать соответствующей мобильностью. При этом депозитный процент может выступать как:
- показатель прибыльной деятельности банковского учреждения;
- инструмент сохранения покупательной силы денег, особенно в условиях высокой инфляции;
- форма социально-экономической защиты вкладчиков от обесценения их сбережений;
- инструмент конкурентной борьбы банков, носящей макроэкономический характер;
- инструмент поддержания равновесия локального денежного рынка, осуществляемого на микроуровне;
- стимул к созданию вкладов (депозитов) физических и юридических лиц.
Для стабилизации процентных ставок по пассивным и активным операциям необходимо наличие специальных резервных или страховых фондов, которые помогают покрыть потребности банка в части обязательств и прибыли при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Без создания таких фондов, одним из назначений которых является возмещение расходов по выплате процентов в случае повышения требований депозиторов или падения доходов, невозможно обеспечить устойчивую работу банка.
Уровень инфляции должен быть исчислен нарастающим итогом с момента открытия счета до последней даты, предшествующей его закрытию. Вследствие невозможности точного учета инфляции и других факторов рыночной конъюнктуры на длительный срок (свыше года) шкала процентных ставок также не может быть жестко фиксированной.
Жестко фиксироваться могут
только базовая процентная
Повышение уровня процентных ставок по депозитам является объективным экономически и социально, поскольку в условиях инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также заинтересовать помещать вклады в банк на длительные сроки. В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за “пассивы” субъектов хозяйствования, а также за вклады населения.
Выдержать же эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их стоимость, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять какие-либо льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков.
Средством регулирования депозитной политики банков является депозитный процент по вкладам, при установлении которого учитываются уникальность услуг и оригинальность условий хранения денежных средств в данном банковском учреждении, лидерство банка на рынке в части предоставления услуг, необходимость удержания банком позиций на рынке, процентная политика конкурирующих банков, методы установления платы за депозиты (надбавки, скидки, выигрыши) и т.д.
Размер процента по депозитным операциям складывается под воздействием множества факторов, к которым можно отнести срок привлечения ресурсов, состояние спроса на кредит, сложившиеся условия предложения кредитных ресурсов, степень надежности клиента, уровень ставок налогов на доходы банка, характер (физическое или юридическое лицо, государственное или частное предприятия и др.), уровень инфляции, размер привлекаемого депозита, затраты банка на проведение операций и др.
Депозитный процент и плата за депозитную операцию не совпадают между собой, поскольку последняя представляет собой комиссионные банка за ведение операции.
При установлении платы за депозитную операцию могут учитываться скрытые элементы цены кредита, например, требования центрального банка об обязательном страховании депозитов, банковские комиссии за открытие счетов и др. Доходы, выплачиваемые по вкладам, выступают серьезным стимулом для населения и субъектов хозяйствования в выборе форм хранения и накопления денежных средств.
В завершение данного вопроса необходимо отметить, что процентная политика является неотъемлемой частью формирования депозитной политики коммерческого банка. Это заключается в соблюдении ряда принципов, на которых должна базироваться оптимальная процентная политика банка. Среди них, в первую очередь, следует назвать принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений, принцип «социальной» дифференциации процента по вкладам, принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности и принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков. При формировании эффективной процентной и депозитной политики банка требуется сочетание всех этих принципов.
Контроль за проводимой Банком депозитной политикой и конкретным банковскими операциями, связанными с привлечением ресурсов, осуществляется в рамках общей системы внутреннего контроля, действующей в Банке. При этом, к числу основных контролирующих органов относятся как внутренние подразделения Банка (Отдел оформления операций, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Финансовое управление, Служба внутреннего контроля), так и внешние проверяющие органы (Ревизионная комиссия, Аудиторская организация, Налоговые органы, отделение ЦБ РФ, курирующее деятельность Банка).
Отдел оформления операций осуществляет свои контрольные функции в ходе оформления сделок, проводимых Казначейством и имеющим отношение к привлечению ресурсов (выпуск собственных банковских векселей, привлечение межбанковских кредитов и так далее).
Управление бухгалтерского учета и отчетности осуществляет свои контрольные функции в ходе визирования соответствующих договоров, оформляемых на проводимые банковские операции, бухгалтерского отражения проводимых операций, подготовки соответствующей бухгалтерской отчетности, дающей представление об объемах и структуре пассивов Банка на конкретную отчетную дату. Примером такой отчетности может служить форма №125, подготавливая по состоянию на 1-е число каждого месяца и дающая представление об объемах и структуре пассивов Банка во временном разрезе. Сопоставление получаемых на основе этой формы результатов с аналогичными результатами за предыдущий период, а также своевременное информирование Руководства Банка о существенных изменениях в объемах и структуре пассивов Банка позволяет принимать оперативные меры, направленные на выполнение общих задач, стоящих перед Банком, гибко регулировать условия привлечения и размещения ресурсов.
Финансовое управление осуществляет контрольные функции за проводимой Банком депозитной политикой в ходе подготовки ежедневной отчетной информации, представляемой Руководству Банка и содержащей, в частности, данные об объемах и структуре пассивов. Эта информация конкретизируется Департаментом клиентского обслуживания, ежедневно подготавливающим данные об остатках денежных средств на текущих и срочных счетах основных клиентов Банка.
Кроме того, Финансовое управление осуществляет ежемесячный расчет основных банковских показателей, в том числе и показателей, дающих представление о среднемесячных объемах пассивов Банка в конкретной разбивке. Динамика данных показателей позволяет судить о тенденциях в объемах и структуре пассивов, предпринимать, в случае необходимости, меры, направленные на решение возникающих проблем.
Служба внутреннего контроля осуществляет контрольные функции за проводимой Банком депозитной политикой, а также за самими операциями, связанными с привлечением ресурсов в ходе плановых и внеплановых проверок, осуществляемых по тем направления деятельности Банка и тем банковским операциям, в ходе которых формируется ресурсная база Банка.
Ревизионная комиссия Банка, действуя в рамках своих полномочий, осуществляет оценку финансового состояния Банка и, тем самым, косвенно касается вопросов депозитной политики, проводимой Банком в отчетном периоде. Кроме того, в случае необходимости, Ревизионная комиссия вправе проводить целевые сверхплановые проверки по конкретным направлениям деятельности Банка, в том числе и по вопросам проводимой депозитной политики.
Аудиторская организация, проводя ежегодные проверки деятельности Банка, наряду с другими вопросами большое внимание уделяет проводимой Банком депозитной политики.
Налоговые органы, в ходе своих проверок повышенное внимание уделяют вопросам начисления процентов по вкладам физических лиц, и связанным с этими процентами расчетами налогов (когда они имеют место), то есть косвенно касаются вопросов депозитной политики Банка.
Ранее размер дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках определялся как превышение суммы процентов, начисленной по условиям договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены проценты.
С 2012 г. при данных расчетах ставка рефинансирования должна увеличивается на пять процентных пунктов (ст. 214.2 НК РФ).
Соответственно, налоговая база в отношении данных доходов будет меньшей. Если же проценты выплачиваются в пределах сумм, которые рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять пунктов, НДФЛ не уплачивается вовсе.