Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление стратегических проблем кредитования малого и среднего бизнеса через анализ теоритического материала и рассмотрение проблемной ситуации на реальном предприятии.
В данной курсовой работе решены следующие задачи:
1. Изучить основы кредитования малого и среднего бизнеса.
2. Провести стратегический анализ организации ОСБ №8597.
Из таблицы 10 видно, что, за исключением кризисного 2008 года, количество зарегистрированных заявок с каждым годом увеличиваются, а количество отказов уменьшаются. В 2008 году выдано в 1,5 раза меньше кредитов, чем в 2010 году и в 1,7 раз меньше в 2009 году. В 2011 году, как видно из таблицы, ситуация значительно выровнялась, объем кредитования ощутимо возрос при уменьшении количества отказов.
Анализ механизма кредитования предприятий малого бизнеса существующего в ОСБ, а так же обзор стратегических проблем существующих в данной сфере, представленный выше, позволил сформировать предложение способствующего преодолению существующих проблем.
Суть предложения заключается в проведении общественной акции – встречи с представителями малого и среднего предпринимательства в Челябинске, а так же представителей крупного бизнеса. В результате может сформироваться взаимовыгодное сотрудничество. А ОСБ №8597 в этом случае выступит организатором встречи потенциальных партнеров, каждому из которых он может предложить свою финансовую помощь.
Акция будет длиться месяц, в течение которого банк будет рассматривать различные кредитные заявки заемщиков предприятий крупного и малого бизнеса на особых условиях. При встрече организации могут договориться, если им предложения друг друга подходят, либо могут оставить заявку о заинтересованности сотрудничества с каким-либо организациям, подходящей ему сферой деятельности. Если организации договариваются, то они смогут получить кредит по сниженной процентной ставке и при этом крупные организации могут найти заказы и покупателей, а малый бизнес – продукцию по цене производителя, так как организации могут работать напрямую, без посредников. Таким образом, малый бизнес будет развиваться.
Встреча предприятий будет проходить в актовом зале, который имеется в отделении Сбербанка России. Поэтому банк не понесет дополнительных затрат на проведение этого мероприятия.
В период акции предприниматели и малые организации смогут получить кредит в Сбербанке России на срок до 5 лет под 13-15% годовых в зависимости от срока кредита (таблица 11-12)
Таблица 11
Условия обслуживания в обычных условиях
Срок кредита |
Ставка, % годовых | |
По кредитам с объемом кредитования до 10 млн. руб. (%) |
По кредитам с объемом кредитования свыше 10 млн. руб. (%) | |
- до 1 года |
15 |
14,25 |
- свыше 1 года до 3 лет |
16 |
15,5 |
- от 3 до 5 лет |
17 |
16,5 |
Расчетно-кассовое обслуживание | ||
Открытие счета |
1,00 |
Таблица 12
Специальные условия обслуживания в период акции
Срок кредита |
Ставка, % годовых | |
По кредитам с объемом кредитования до 10 млн. руб. (%) |
По кредитам с объемом кредитования свыше 10 млн. руб. (%) | |
- до 1 года |
13 |
12,25 |
- свыше 1 года до 3 лет |
14 |
13,5 |
- от 3 до 5 лет |
15 |
14,5 |
Расчетно-кассовое обслуживание | ||
Открытие счета |
бесплатно |
Во время проведения акции предприниматели могут получать наиболее полные консультации по банковским услугам. Также во время акции могут действовать специальные предложения не только по кредитам по сниженным ставкам, но и льготы по расчетно-кассовому обслуживанию, например, ведение счета в течение двух месяцев бесплатно.
Многие предприниматели могут переступить порог банка именно во время этой акции и связать свой бизнес, свой завтрашний день, свое развитие со Сбербанком. Главное в акции - диалог банка с клиентом, который полезен для обеих сторон. В результате этой акции должны увеличиться заявки на кредитование путем привлечения большого количества заемщиков, открыться расчетные счета и минимизироваться кредитные риски тем, что у банка будет гарантия и уверенность в том, что клиенты смогут выплачивать кредит. У предприятий заключенные контракты и стабильный доход.
Рассмотрим выгодность акции для банка и для субъектов малого и среднего бизнеса путем сравнения выданных кредитов в Челябинском отделении в обычных условиях и в период акции.
Таблица 13
Кредиты, выданные субъектам малого и среднего бизнеса за месяц в обычных условиях в Челябинском отделении Сбербанка России в 2012 г.
Срок кредита |
Процентная ставка, % годовых |
Объем выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, руб. |
Количество выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, шт. |
- на 1 год |
15 |
2 000 000 |
2 |
- на 3 года |
16 |
4 000 000 |
2 |
- на 5 лет |
17 |
7 500 000 |
3 |
Итого |
13 500 000 |
7 |
Таблица 14
Кредиты, выданные субъектам малого и среднего бизнеса в период акции за месяц
Срок кредита |
Процентная ставка, % годовых |
Объем выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, руб. |
Количество выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, шт. |
- на 1 год |
13 |
3 500 000 |
3 |
- на 3 года |
14 |
7 000 000 |
5 |
- на 5 лет |
15 |
15 000 000 |
7 |
Итого |
25 500 000 |
15 |
Из таблиц видно, что обычных условиях в Челябинское отделение Сбербанка в среднем приходит 7 клиентов за месяц из представителей малого бизнеса, а в период акции может прийти 15 клиентов, заинтересованных получить кредит на выгодных условиях. Соответственно и прибыль у банка будет значительно выше.
Произведем расчет по данным таблицы 11.
Первый случай, когда 2 клиента берут кредит на общую сумму 2 000 000 руб. под 15% годовых сроком на 1 год:
2 000 000 × 0,15 = 300 000 руб.
Второй случай, когда 2 клиента берут кредит на общую сумму 4 000 000 руб. под 16% годовых сроком на 3 года:
4 000 000 × 0,16 × 3 = 1 920 000 руб.
Третий случай, когда 3 клиента берут кредит на общую сумму 7 500 000 руб. под 17% годовых сроком на 5 лет:
7 500 000 × 0,17 × 5 = 6 375 000 руб.
Сравним с доходами банка в период акции:
На 1 год: 3 500 000 × 0,13 = 455 000 руб.
На 3 года: 7 000 000 × 0,14 × 3 = 2 940 000 руб.
На 5 лет: 15 000 000 × 0,15 × 5 = 11 250 000 руб.
Занесем все данные в таблицу 15.
Таблица 15
Расчет доходов банков
Срок кредита |
Процентная ставка, % годовых |
Общая сумма кредита, руб. |
Прибыль банка и сумма переплаты кредита для субъектов малого бизнеса |
Разница в прибыли, руб. | |
Обычные условия |
На 1 год |
15 |
2 000 000 |
300 000 |
155 000 |
Период акции |
На 1 год |
13 |
3 500 000 |
455 000 | |
Обычные условия |
На 3 года |
16 |
4 000 000 |
1 920 000 |
1 020 000 |
Период акции |
На 3 года |
14 |
7 000 000 |
2 940 000 | |
Обычные условия |
На 5 лет |
17 |
7 500 000 |
6 375 000 |
4 875 000 |
Период акции |
На 5 лет |
15 |
15 000 000 |
11 250 000 | |
Обычные условия |
8 595 000 |
6 050 000 | |||
Период акции |
14 645 000 |
Как видно из примера, банк за счет привлечения большего числа клиентов, даже с более низким процентом по кредиту получит значительно большую прибыль, чем в обычных условиях. И она будет почти в 2 раза больше, чем при обычных условиях кредитования. Чем больше клиентов придут за кредитом, тем больше и прибыли получит банк. Благодаря новому способу привлечения клиентов, банк может извлечь выгоду не только для себя, но и для малого бизнеса, выдавая кредиты по сниженным ставкам на 2 %.
Таким образом, банк в следствии проведения предложенной акции может привлечь большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, а так же способствовать их развитию обеспечив возможность контакта с представителями крупного бизнеса, которые могут выступить в роли альтернативного кредитора в слишком рисковых для банка случаях.
В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:
1. Изучены основы кредитования малого и среднего бизнеса.
2. Проведен стратегический анализ организации ОСБ №8597.
3. Проанализирована система кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на примере ОСБ №8597.
В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:
1. Кредит играет важную роль в рыночной экономике. Через кредитную систему проходит банковский объем денежных расчетов и платежей, при помощи кредита мобилизуются свободные денежные средства населения, предприятий, государства и перераспределяются в качестве кредитов и ссуд населению, организациим, нуждающимся в них. По экономическому содержанию кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процентов. Кредиты для бизнеса можно разделить на: кредит на текущую деятельность; . инвестиционные кредиты; коммерческая ипотека; особые виды бизнес кредитов (лизинг, факторинг, аккредитив). С точки зрения банков кредитованию малого и среднего бизнеса мешают: непрозрачность малого бизнеса, недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей, отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса, высокие риски невозврата кредитов. Тогда как с точки зрения предпринимателей: высокая стоимость кредитов, слишком жесткие условия получения кредитов, большие сроки рассмотрения заявок, недостаточная государственная поддержка малого бизнеса; невозможность получить кредит на создание бизнеса "с нуля".
2. Челябинское отделение Сбербанка №8597 (ОСБ №8597) является структурным подразделением Сберегательного банка России и является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ. Челябинское ОСБ №8597 представляет собой крупнейшее отделение как в городе Челябинск, так и в Челябинской области в целом. Филиал входит в единую систему банка, организационно подчиняется головному банку Сбербанка России и непосредственно руководит работой подразделений системы банка, расположенных на обслуживаемой им территории. Челябинское ОСБ №8597 осуществляет банковские операции и сделки. Сильными внутренними факторами являются маркетинг, инновационный потенциал производственных мощностей, производство, управление персоналом, организационная структура, особенно высока оценка финансов. SWOT-анализ показал недостатки в системе маркетинга компании и взаимодействия с клиентами, а так же недостаточная реализация потенциала продвижения новых банковских технологий (интернет кредитование, развитие пластиковых карт). Ключевые мероприятия, позволяющие сформулировать цель и стратегию организации для достижения проектного конкурентного профиля: активное продвижение бренда через рекламу; сокращение сроков рассмотрения заявки на кредит по всем направлениям; изучение инновационных технологий кредитования; стимулирование системы безналичного расчета и кредитования. Исходя из SWOT-анализа для ОСБ №8597 наиболее целесообразно выбрать стратегию централизованной диверсификации.
3. Анализ механизма кредитования предприятий малого бизнеса существующего в ОСБ, а так же обзор стратегических проблем существующих в данной сфере, представленный выше, позволил сформировать предложение способствующего преодолению существующих проблем. Суть предложения заключается в проведении общественной акции – встречи с представителями малого и среднего предпринимательства в Челябинске, а так же представителей крупного бизнеса. В результате может сформироваться взаимовыгодное сотрудничество. А ОСБ №8597 в этом случае выступит организатором встречи потенциальных партнеров, каждому из которых он может предложить свою финансовую помощь. Банк за счет привлечения большего числа клиентов, даже с более низким процентом по кредиту получит значительно большую прибыль, чем в обычных условиях. И она будет почти в 2 раза больше, чем при обычных условиях кредитования. Чем больше клиентов придут за кредитом, тем больше и прибыли получит банк. Благодаря новому способу привлечения клиентов, банк может извлечь выгоду не только для себя, но и для малого бизнеса, выдавая кредиты по сниженным ставкам на 2 %. Банк в следствии проведения предложенной акции может привлечь большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, а так же способствовать их развитию обеспечив возможность контакта с представителями крупного бизнеса, которые могут выступить в роли альтернативного кредитора в слишком рисковых для банка случаях.
I Нормативно — правовые и другие официальные документы
II. Литература