Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
определить понятие, роль и значение государственного кредита, разграничить понятия государственного и банковского кредитов;
рассмотреть основные формы государственного кредита, выделить преимущества внешних займов для национальной экономики;
рассмотреть особенности формирования государственного долга и особенностей управления им.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность, формы государственного кредита………………………………………………………………….6
1.2.Аспекты управления государственным кредитом……………………………………………………................15
Глава 2 .ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
2.1. Анализ государственного кредита (государственных заимствований)………………………………………………………..20
2.2. Современные проблемы государственного кредита в РФ……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАпппБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2.ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Анализ государственного кредита (государственных заимствований)

Объем государственного долга  Российской Федерации в 2010 году по сравнению  с 2009 годом увеличился на 40,2 %, к концу 2012 года - увеличится более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП.

Рис. 5. Объем государственного долга

Объем государственного внутреннего  долга увеличился в 2010 году по сравнению  с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года увеличится в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,6 раза, к концу 2012 года - увеличится в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.

С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы  федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они  стали выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза.

 

 

Рис. 6. Объем государственного долга

Возросшие объемы заимствований  увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти  превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга  к доходам федерального бюджета. Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) в 2010 году превышает объем международных резервов Российской Федерации. Объем государственного долга в 2010 году составил 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза .

Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько  изменится: доля внутреннего долга  сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%. 5

Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.

В целях определения безопасных уровней объемов и структуры  государственного долга в мировой  практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые  значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих  объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.

Данные свидетельствует  о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2007 - 2012 годов  отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга  в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4 % в 2007 году до 5,8 % в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта. Кроме  того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение  и обслуживание долговых обязательств в 2011-2012 годах наблюдается превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам  федерального бюджета. В 2007 - 2012 годах  отмечается его рост с 5,8 % в 2007 году до 14,6 % в 2012 году.

В 2009 - 2012 годах резко сокращается  долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2010 году (-96,6) млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении  долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что  значительное увеличение долгового  финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения  приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга  на душу населения (с 16,9 тыс. рублей в 2007 году до 58,5 тыс. рублей в 2012 году).

В то же время планируемое  постепенное уменьшение в 2009 - 2012 годах  отношения дефицита федерального бюджета  к ВВП (с 8,3 % в 2009 году до 3 % в 2012 году) обусловливает снижение в перспективе  долговой нагрузки на федеральный бюджет и, соответственно, повышение долговой устойчивости. Кроме того, такой  показатель, как отношение государственного долга к доходам федерального бюджета к концу 2012 года, предусмотрен практически в 2,5 раза ниже принятого  в мировой практике порогового значения (99,4 %), что также положительно характеризует  ситуацию, складывающуюся в долговой сфере.

В настоящее время ведущие  международные рейтинговые агентства  оценивают способность Российской Федерации выполнять свои обязательства  в полном объеме как достаточную. Вместе с тем агентства Standard & Poor's и Fitch Ratings понизили суверенный рейтинг  Российской Федерации соответственно с ВВВ+ до ВВВ- и с ВВВ+ до ВВВ(стабильный).Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусмотрены в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличились на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза.

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем  объеме расходов федерального бюджета  в 2010 году вырастет до 3,1 % по сравнению  с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превышается.

Основными направлениями  бюджетной политики на 2011 - 2012 годы прогнозируется рост процентных расходов в 2012 году до 561,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем утверждено на 2009 год. Относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,5 % в 2009 году до 1 % в 2012 году, их доля в  общих расходах федерального бюджета  вырастет с 2,1 % до 5,8 % соответственно.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию  на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг  будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту  составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.

Доля внутреннего госдолга, выраженного в государственных  ценных бумагах, в объеме ВВП резко  возрастала в 1993 - 1997 годах, достигла максимума  в 1997 году (19,3 % ВВП), за 1998 - 2008 годы снизилась  до 3,4 % ВВП, с 2009 года увеличивается с 5,9 % до 6,7 %.

Общий объем эмиссии государственных  ценных бумаг Российской Федерации  в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего  госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных  гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %). В связи с увеличением государственных внутренних заимствований расходы на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 2010 году они спрогнозированы в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей). Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году. При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11-12% по среднесрочным и долгосрочным инструментам. В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.

По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и  увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию  на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года - 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро.

Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза.

Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов  предоставляемых гарантий в иностранной  валюте.

Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный  на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что  в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.

В 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в связи с увеличением  заимствований на международных  финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением  указанных гарантий для поддержки  экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.

Законопроектом предусматривается  рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные  расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 % . Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза). Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Дополнительные расходы  федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов заимствований  в виде еврооблигаций составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).

Расчет процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных  займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также  роста курса доллара США по отношению к рублю.

По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации  необходимо в целях повышения  обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного  и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и  бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований  на покрытие дефицита федерального бюджета  возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.6

2.2. Современные  проблемы государственного кредита  в РФ

Считается, что  государственные займы менее  опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают  заметное негативное воздействие на экономику.

Во-первых, правительство  часто прибегает к принудительному  их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных  финансовых институтов.

Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает  среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских  расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно  ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний  государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому  правительства прибегают к новым  займам; покрывая старые долги, они  делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста  инфляции. Он только создает временную  отсрочку для этого роста, что  характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита