Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
определить понятие, роль и значение государственного кредита, разграничить понятия государственного и банковского кредитов;
рассмотреть основные формы государственного кредита, выделить преимущества внешних займов для национальной экономики;
рассмотреть особенности формирования государственного долга и особенностей управления им.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность, формы государственного кредита………………………………………………………………….6
1.2.Аспекты управления государственным кредитом……………………………………………………................15
Глава 2 .ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
2.1. Анализ государственного кредита (государственных заимствований)………………………………………………………..20
2.2. Современные проблемы государственного кредита в РФ……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАпппБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

Эффективное управление государственным долгом должно максимально  способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее  время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Анализ имеющейся  законодательной базы в сфере  государственного долга позволяет  сделать вывод, что вопросы правового  регулирования управления государственным  долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое  закрепление. Также существенным недостатком  управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей  государственных заимствований. В  то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы  взаимодействия и координации соответствующих  органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией  между государственными органами, осуществляющими  валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

Отдельной проблемой  в сфере государственного долга  является проблема восстановления и  защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона (Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"). Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений.

В то же время  в законодательстве не закреплен  порядок перевода гарантированных  сбережений граждан во вкладах в  Сбербанке России и организациях государственного страхования в  целевые долговые обязательства, а  также порядок обслуживания и  погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.

На основании  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным  долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими  экономическими и практическими  реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить  цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом.

Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как  в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики. Острая необходимость в  инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящее  время по самым оптимистическим  оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осуществление  новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков»  платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. Указанные  недостатки действующей системы  управления долгом в полной мере реализованы  в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко  платежи в течение одного финансового  года также концентрируются в  пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета.

Рассмотрение  портфеля проектов программы государственных  внешних заимствований за последние  несколько лет в целом позволяет  сделать вывод о том, что наблюдается  значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов: проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»  
по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю за государственным долгом и Федеральный закон Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

Во многом это  явилось следствием того, что у  России нет единой стратегии привлечения  средств. Значительное отставание от первоначально  утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального бюджета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов.

В итоге необходимо отметить, что в настоящее время  инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды  и другие активы. Поэтому при реализации стратегии экономического роста  Правительством должны быть созданы  условия и механизмы управления, необходимые для предложения  долгосрочных «дешевых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить  в рамках государственного регулирования  кредитно-денежных отношений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эффективностью реализации кредитно-денежной политики.

О состоянии дел  в экономике весьма уверенно можно  судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее  положение внутри страны, размер национального  дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций  с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также  реальные активы, например машины, которые  требуются для производства и  продажи некоего товара. В самом  широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.

Инвестиция —  это любой инструмент, в который  можно поместить деньги, рассчитывая  сохранить или умножить их стоимость  и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как  ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств  поместить на сберегательный счет в  банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход.

Например, в такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на  субсидирование и  инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в с/х, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе дается анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта организации государственного кредита. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что  государственный кредит играет особую роль в экономике современных  промышленно развитых стран. Из чрезвычайного  источника доходов он давно уже  превратился в обычный, регулятивный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов.

Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

Государственный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь  обнаруживается тесная взаимосвязь  между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами. В макроэкономическом аспекте государственный кредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Государственный кредит способствует правильной организации  сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных  ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей  сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий  и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной  и валютной политики.

           Главное же, для чего используется государственный кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.  

     Долговая проблема является одной из наиболее важных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны.

Особое внимание в работе обращается на недостатки управления государственным долгом, которые  вызваны отсутствием:

  • взаимодействия государственных структур, принимающих решения в области государственного долга и осуществляющих контроль в этой области;
  • прозрачности операций с долговыми обязательствами, ввиду чего данные агентов правительства по управлению долгом расходятся с аналогичными данными Минфина России, не обладающего оперативной информацией об объемах и структуре долговых обязательств;
  • законодательно закрепленных целей государственных заимствований: вне правового урегулирования остается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов;
  • ответственности отдельных лиц или организаций за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут  являться:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры государственного долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по государственному долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • диверсификация портфеля долговых инструментов;
  • повышение эффективности использования заемных средств;
  • анализ и снижение рисков управления долгом.

В связи с этим в качестве первоочередных задач по повышению

эффективности государственного финансового контроля необходимо:

  • разработать соответствующую информационно-аналитическую базу показателей, определяющих процесс государственных заимствований, состояние и динамику государственного долга;
  • сформировать систему критериев, позволяющих проводить оценку эффективности управления государственным долгом;
  • прогнозировать варианты изменения государственного долга в зависимости от выбранной стратегии и тактики развития экономики страны.
  • обеспечить более гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований, а также создать надежные механизмы перевода заемных средств в инвестиции, ставящие реальные заслоны на пути их нецелевого использования;
  • максимально использовать для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России и других зарубежных активов, а также просроченной задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
  • обеспечить более тесную координацию государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур;
  • исключить необоснованное использование внешних и внутренних посредников при операциях по выкупу долга у официальных кредиторов;

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита