Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение и изучение теорий денег и их роли в кредитно-денежном регулировании, в кредитно-денежной политике.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Различные теории денег………………………………………………………...4
1.1. Металлическая теория денег……………………………………………4
1.2. Номиналистическая теория денег……………………………………...5
1.3. Количественная теория денег…………………………………………..6
1.4. Другие теории денег…………………………………………………….7
2.Система денежно-кредитного регулирования………………………………...15
2.1. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики …………………………...15
2.2. Роль Центрального Банка России в денежно-кредитном регулировании……………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………………...
В историческом плане исследователи проблем регулирования исходят из так называемой холистской концепции общественной связи и в то же время не отрицают необходимости четкого установления опосредствующих факторов, которыми определяются коллективное и индивидуальное поведение.
Государственное регулирование осуществляется в целях:
а) защиты экономических интересов участников денежного оборота;
б) достижения баланса интересов субъектов регулирования;
в) развития конкурентной среды на денежном рынке;
г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение издержек обращения и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота, дальнейшего развития и модернизации средств и сетей электронной связи, расширения рынка банковских услуг и улучшения их качества;
д) создания условий для привлечения инвестиций.
Государственное
регулирование денежного
а) создание участникам денежного оборота условий для развития и модернизации средств и сетей связи (отношений), координация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием предоставляемых регулируемых услуг;
б) установление участникам денежного оборота обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг;
в) удовлетворение платежеспособного спроса на банковские услуги, защита интересов пользователей услуг от необоснованного повышения цен.
Денежно-кредитное регулирование должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
1) определение целей деятельности субъектов регулирования;
2) решение вопросов формирования и утверждения прогнозного планирования;
3) проведение мониторинга субъектов регулирования.
Эти
три компонента в совокупности обеспечивают
возможность реализовать свои обязанности
по качественному обеспечению
Цели,
инструменты и эффективность
государственного вмешательства в
денежно-кредитные отношения
Поэтому важной задачей государства становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного характера накопления в рыночной экономике.
Одновременно
в экономической практике сложилась
некая дилемма, перед которой
оказались представители
Кейнсианцы видели, какие последствия для государственного управления имел переход к интенсивному накоплению, ориентированному на массовое потребление. Но они полагали, что такой режим лишен каких бы то ни было противоречий и, следовательно, его прочность и длительная сохранность гарантированы.
Что до «слепого», то это не кто иной, как консерватор-неоклассик (монетарист), который верит, что, в конечном счете, возьмут верх добрые старые механизмы конкурентного регулирования. Не располагая полной и строго выверенной макроэкономической моделью, данная теория редко может дать ответы на проблемы регулирования оборота денег.
В то же время возникает и другая дилемма — «близорукого» и «дальнозоркого».
Порой
неоправданно большое значение придается
степени открытости экономики и
возникающей в этой связи неопределенности
при осуществлении
Существует три принципа действия институциональных форм, от которых исходит регулирование:
1) закон, правило или регламент, которые путем прямого, косвенного или опосредованного принуждения вынуждают принять тот или иной тип экономического поведения;
2) достижение компромисса — процесс превращения той ли иной нормы, например частного в общественное (коллективное);
3) общая система ценностей или представлений (долговременные ожидания).
Одновременно налицо методы, определяющие институциональные формы регулирования:
смягченное подчеркивание роли правил и норм;
частное
или государственное
коллективный или индивидуальный договор.
Всякая
институциональная форма
Регулирование
оборота денег, и прежде всего
с помощью кредита и банковской
деятельности, в данной трактовке
предстает как форма
Государственное
регулирование денежного
Теория
регуляции разделяет три
1) оптимальное поведение индивидов не гарантирует восстановления полной занятости; устойчивость целого не означает устойчивость каждой из составных частей, особенно в период структурного кризиса;
2) необходим учет особенностей институциональных характеристик, свойственных каждому периоду, и поиск инструментов экономической политики, совместимых с данными особенностями (роль кредитно-денежной политики в условиях негибкости номинальной заработной платы);
3)
отдельные организационные
Концепция
регуляции с точки зрения причинности
не обязательно увязана с
Главная мысль теории регуляции: происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, структурными кризисами, войнами, столкновениями между классами. И только позже каждой институциональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами расширенного воспроизводства в течение более или менее длительного периода. Хотя те или иные институты и основываются с определенной целью, их создание в конечном итоге может привести к неожиданным результатам.
Исходным
пунктом теории регуляции, которая
активно развивается как
Важны
промежуточные формы
Теория регуляции утверждает, что рынок такой же институт, как и другие, а не некая безынституциональная альтернативная экономика. Даже если предположить, что рынок — это саморегулирующаяся система, он все же никогда не может стать самообразующейся системой.
Как следует отличать рынок вообще от его конкретных форм, так же следует помнить, что государство заявляет о себе многочисленными актами и выступает в разных формах.
Неверно противопоставлять государство и рынок как два альтернативных механизма координации. Соотношение между этими двумя явлениями экономического действия определяется контекстом, то есть зависит от места и времени.
Институты, наделенные властью денежно-кредитного регулирования, даже в условиях оптимальной координации своих усилий не способны обеспечить желаемое регулирование.
В
отечественной литературе сложилось
достаточно определенное представление
о регулировании денежного
Экономические
основы кредитного регулирования рассматриваются
отечественными специалистами как
одно из основных направлений повышения
роли кредита в развитии экономики.
В качестве данной основы выступает
рынок, особенности его
Придается
большое значение характеристике и
оценке методов кредитного регулирования,
выбор которых зависит от объекта
и цели регулирования, а также
от степени зрелости рыночных отношений.
Но кредитное регулирование
3. Система денежно-кредитного регулирования Центрального Банка
Центральный
банк регулирует экономику через
денежно-кредитную систему. Воздействуя
на кредитные институты, он создает
определенные условия для их функционирования.
От этих условий в известной мере
зависит направление
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
Информация о работе Теории денег и их роль в денежно- кредитном регулировании