Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа
Поэтому целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
проведение анализа управления кредитными операциями на примере конкретного коммерческого банка;
рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;
разработка рекомендаций по повышению эффективности управления кредитными операциями.
Сумма прибыли, предоставляемая клиенту в кредит |
= |
Годовая ставка прибыли |
х |
Часть года, в течение которой доступны средства по депозиту |
х |
Чистые инвестируемые (используемые) средства |
Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22%. После переговоров с клиентом банк принял решение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исходя из средней ставки по коротким ГКО в 35%. В данном случае чистые используемые (инвестируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:
Чистые используемые (инвестируемые) средства для банка |
= 1 125 000 - 125 000 – 22/100 х 1 000 000 = |
= 780 000 руб. |
Размер кредита на сумму прибыли для данного клиента |
= 35% х 1/12 х 780 000 = 22 750 руб. |
Таким образом, после расчета всех доходов и расходов от всех сделок банка с данным клиентом банк предоставит ему кредит порядка 22 750 руб., которые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.
Анализ доходности клиента за рубежом в последние годы становился все более сложным и всеобъемлющим. Была разработана подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от обслуживания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, крупнейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управляющие банком могли иметь цельное представление относительно всех взаимоотношений банка с клиентом. Подобный консолидированный отчет может определять, насколько убытки по обслуживанию одного счета компенсируются прибылью по другому счету, что составляет общую картину взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ставок по кредитам и депозитам для выявления оптимального для банка и клиента уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно работающих кредитных инспекторов.
Были рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, ОАО АКБ Лесбанк использовал такую ставку только при привлечении средств населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать кредитные риски, используя их с разными категориями заемщиков.
Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.
Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибылях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием основного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолженности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует связаться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.
Таблица 2.3.1.
Агрегированный баланс предприятия-заемщика
Агрегат |
Статья баланса |
Фирма А |
Фирма Б |
А1
А2 АЗ
А4 А5 А6
А6* А7 А8
А9
П1
П2
П2* П3
П3* П4 П5
П6 П7 П8 П9 П10 П11 |
АКТИВЫ Оборотные активы – всего В том числе: Денежные средства Расчеты и прочие текущие активы – всего Из них: Расчеты с дебиторами в течение 12 месяцев Товарно-материальные запасы (ТМЗ) Прочие текущие активы В том числе: Краткосрочные ценные бумаги Основной капитал Иммобилизованные активы В том числе: Убытки БАЛАНС (А1+А7+А8)
ПАССИВЫ Обязательства – всего В том числе: Долгосрочные обязательства Из них: Долгосрочные кредиты банков Краткосрочные обязательства Из них: Краткосрочные кредиты банков Прочие обязательства Собственный капитал В том числе: Уставный капитал Резервный капитал Прочие фонды Нераспределенная прибыль прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Добавочный капитал БАЛАНС (П1+П6) |
5826
22 5804
4122 1634 0
0 203 18010
0 24039
8197
0
0 8197
1600 0 15840
417 0 15340 0 0 83 8614 |
943
304 290
94 603 0
0 1304 50
0 2297
387
0
0 364
80 0 1860
1600 16 260 0 7 0 1987 |
Таблица 2.3.2.
Агрегированные показатели отчета о
прибылях и убытках (форма № 2)
Агрегат |
Статья |
Фирма А |
Фирма Б |
П12 П13
П14 П15 П16 П17 |
Выручка от реализации Затраты на производство реализованной продукции Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12) Отвлеченные из прибыли средства Прибыль (убыток) отчетного периода Брутто-доходы |
335
168 -17928 5 30 335 |
4136,6
2524 -2586,6 1658 706,6 4138,6 |
В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собственного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.
Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:
Коэффициенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам мы получим следующие данные:
Таблица 2.3.3
Коэффициенты финансового левереджа
Коэффициент |
Фирма А |
Фирма Б |
Оптимум |
К1 – коэффициент автономии Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования |
0,6589 |
0,8098 |
|
К2 – коэффициент мобильности средств Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства |
0,3199 |
0,6965 |
|
К3 – коэффициент маневренности средств (чистая мобильность) Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства |
-0,4070 |
0,6140 |
|
К4 – отношение собственного капитала к общей задолженности Экономическое содержание: обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом |
1,9324 |
5,1099 |
|
К5 – коэффициент обеспеченности собственными средствами Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия |
-0,4073 |
0,5366 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):
Таблица 2.3.4
Коэффициенты прибыльности
Коэффициент |
Фирма А |
Фирма Б |
К9 – коэффициент рентабельности выручки от реализации Экономическое содержание: рентабельность продаж |
0,0896 |
0,1708 |
К10 – коэффициент рентабельности общего капитала Экономическое содержание: рентабельность общего капитала |
0,0012 |
0,3076 |
К11 – коэффициент рентабельности акционерного капитала Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала |
0,0019 |
0,3799 |
К12 – отношение отвлеченных из прибыли средств к балансовой прибыли Экономическое содержание: способность самофинансирования |
0,1667 |
2,3464 |
По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В данном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельности фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансового левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.
Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показателей ликвидности и оборачиваемости. До этого еще раз обратимся к агрегированным балансам предприятий и для начала определим классы ликвидных активов предприятий. Фирма Б имеет большую сумму ликвидных активов 1-го класса (денежные средства) (304 тр против 22 тр), но уступает фирме А в сумме ликвидных активов 2-го (к/с дебиторская задолженность) и 3-го (ТМЗ) классов (94 и 603 против 4122 и 1634 соответственно). Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 2.3.5 и 2.3.6). Таблица 2.3.5.
Коэффициенты ликвидности
Коэффициент |
Фирма А |
Фирма Б |
Оптимум |
К13 – коэффициент покрытия задолженности Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в перспективе |
0,7107 |
2,5907 |
|
К14 – коэффициент общей ликвидности Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время |
0,5114 |
0,9341 |
|
К15 – коэффициент текущей ликвидности Экономическое содержание: текущая ликвидность |
0,0027 |
0,8352 |
|
К16 – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности Экономическое содержание: способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности |
0,5029 |
0,2582 |
Таблица 2.3.6.
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Коэффициент |
Фирма А |
Фирма Б |
К6 – отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств Экономическое содержание: фондоотдача – объем реализации на 1 рубль немобильных активов |
0,0184 |
3,0551 |
К7 – коэффициент деловой активности Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов |
0,0139 |
1,8009 |
К8 – отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств |
0,0575 |
4,3866 |
Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А - ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика.