Валютная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение валютной политики ЦБ РФ в современных условиях.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
Изучить основополагающую роль Центрального банка в системе валютного контроля.
Проанализировать валютную политику Центрального Банка России за период 1994-2004 года.
Выявить современное состояние и перспективы валютной политики на среднесрочную перспективу.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля 7
1.1. Понятие и содержание валютного регулирования 7
1.2. Основополагающая роль Центрального банка в системе валютного контроля 12
Глава 2. Анализ валютной политики Центрального Банка России 18
2.1. Стабилизационная валютная политика ЦБ РФ в период 1999-2003 18
2.2. Современная валютная политика и валютный курс в 2004 30
Глава 3. Пути совершенствования валютной политики и валютного контроля 34
3.1. Политика валютного курса в 2005 году 34
3.2. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютной политики ЦБ РФ 35
3.3. Защитные меры, вводимые для противодействия развитию валютно-финансового кризиса 45
Заключение 51
Список литературы 55
Приложения 59

Файлы: 1 файл

refland.ru_n0923.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка полноты и  объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.4

Органы валютного  контроля — это

•   Центральный  банк Российской Федерации;

•   Правительство  Российской Федерации;

•   Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю.

Агенты валютного  контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

Законом «О валютном регулировании  и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля.

Указанные органы:

1) издают в пределах  своей компетенции нормативные  акты, обязательные к исполнению  всеми резидентами и нерезидентами  в Российской Федерации;

2) определяют порядок  и формы учета, отчетности и  документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Операции с иностранной  валютой являются объектом валютного контроля. Операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона, указам Президента, постановлениям Правительства, а также нормативным документам Центрального Банка и Министерства финансов России. Основным документом, регламентирующим проведение валютных операций, является Закон. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).5

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней  и внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

1. Органами валютного  регулирования в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом, Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации издают в пределах  своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

3. Не допускается установление  органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных  разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

4. Центральный банк  Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности  по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк  Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, а также  специально уполномоченные на  то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.6

Регулирование Центральным  банком Российской Федерации валютных операций движения капитала.

1. Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в настоящей статье, регулируются Центральным банком Российской Федерации, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании.

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных  настоящим Федеральным законом.

2. Требование об использовании  специального счета резидентом  может быть установлено Центральным  банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов  при предоставлении кредитов  и займов в иностранной валюте  резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов  при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними  ценными бумагами, включая расчеты  и переводы, связанные с передачей  внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных  внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных  организаций, за исключением банковских  операций.

3. Требование об использовании  специального счета нерезидентом  может быть установлено Центральным  банком Российской Федерации  при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов  при предоставлении кредитов  и займов в валюте Российской  Федерации резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов  при получении кредитов и займов  в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними  ценными бумагами, включая расчеты  и переводы, связанные с передачей  внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных  внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами  обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций, связанных  с приобретением нерезидентами  у резидентов прав на внутренние  ценные бумаги, включая расчеты  и переводы, связанные с передачей  внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными  бумагами);

6) операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

4. Расчеты и переводы  при предоставлении кредитов  и займов в валюте Российской  Федерации резидентами нерезидентам  осуществляются путем зачисления  суммы кредита или займа на  банковский счет нерезидента  в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке.

5. Центральный банк  Российской Федерации может устанавливать  требование о резервировании  суммы, не превышающей в эквиваленте  100 процентов суммы осуществляемой  валютной операции, на срок не  более 60 календарных дней.

6. Центральный банк  Российской Федерации может устанавливать  требование о резервировании  суммы, не превышающей в эквиваленте  20 процентов суммы осуществляемой  валютной операции, на срок не  более года.

 

Глава 2. Анализ проведения валютной политики ЦБ РФ

 

2.1. Стабилизационная валютная политика ЦБ РФ в период 1999-2003

 

Денежно-кредитная политика в 1999 году проводилась в условиях режима плавающего валютного курса. Банк России исходил из объективной  необходимости сближения фактического валютного курса и валютного курса, соответствующего фундаментальным макроэкономическим параметрам.

Система экономических мер, направленных на ограничение спекулятивного давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мер административного характера: были изменены лимиты открытых валютных позиций, продолжалось совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказали позитивное влияние на состояние валютного рынка. Рост положительного внешнеторгового сальдо обусловил возможность реального укрепления валютного курса рубля. При этом, несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу за счет средств Банка России, не произошло значительного сокращения его золотовалютных резервов. На 1.11.99 они составили 11,7 млрд. долларов (3-месячный объем импорта), что на 4% ниже уровня начала года.7

Основным фактором, определившим понижательную  динамику мультипликатора, было изменение  предпочтения наличных денег, отражающее в этот период как погашение задолженности  по заработной плате, так и уменьшение нетто-покупок наличной иностранной валюты физическими лицами в период укрепления (номинального и реального) валютного курса рубля. Изменение норм обязательных резервов (в марте и июне) способствовало корректировке уровня денежного мультипликатора.

Ставки по кредитам банков конечным заемщикам в течение 1999 года были относительно устойчивы, принимая невысокие положительные значения в реальном выражении. В то же время в первом полугодии наблюдалось заметное снижение депозитных ставок. В результате маржа по рублевым кредитно-депозитным операциям с небанковскими клиентами находилась на весьма высоком уровне, который был обусловлен оценкой банками рисков, сопряженных с их кредитно-депозитной деятельностью. При сохранении текущих тенденций вероятно увеличение денежной массы М2 в реальном выражении, а ее номинальный прирост в целом за год может составить 44-50%. При этом среднегодовая скорость обращения составит 7,8-7,9. Таким образом, в 1999 году скорость обращения будет несколько выше, чем в предыдущем году (6,6). Данная оценка спроса на деньги соответствует реальному приросту ВВП на 1-2%, инфляции около 40% и реальному укреплению рубля в целом за год.8

Обменный курс рубля на протяжении всего 1999 года в целом был относительно стабильным. Стабилизация курса рубля  стала прежде всего следствием постепенного преодоления негативных последствий валютно-финансового кризиса, приведшего к девальвации рубля в августе- сентябре 1998 года, проведения Банком России взвешенной денежно-кредитной политики, улучшения показателей платежного баланса России, (см. рис. 1).

Рис. 1 Официальный курс рубля к доллару США в 1999 году

Динамика валютного курса рубля  в 1999 году определялась рядом факторов экономического и внеэкономического  характера. К факторам, способствовавшим стабилизации курса рубля, следует  отнести возрастание притока иностранной валюты на внутренний рынок, обусловленное улучшением платежного баланса страны, происшедшим в результате повышения мировых цен на основные экспортируемые товары и сокращения импорта в связи с девальвацией рубля. Усилению действия данного объективного фактора способствовали меры, принятые Банком России для предотвращения сокрытия экспортной выручки и утечки капиталов за рубеж. Среди них наиболее значимыми явились изменения, внесенные Банком России в порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для проведения платежей по импорту, установление порядка ведения счетов типа “С” нерезидентов, сделок нерезидентов с ценными бумагами российских эмитентов и конверсионных сделок, запрет покупки иностранной валюты банками на спецсессии для исполнения обязательств по вкладам физических лиц.9

 Расчет индекса реального эффективного курса рубля по методике Международного валютного фонда (с учетом удельного веса стран - торговых партнеров во внешней торговле России) показывает рост этого показателя на 14% за первое полугодие 1999 года, что учтено при определении перспектив курсовой политики на оставшийся период 1999 года и 2000 год (рис. 2).

Рис. 2 Индексы реальных обменных курса рубля к другим валютам в 1998-1999 годах

Динамика валютного  курса рубля в 1999г определялась рядом факторов экономического и  внешнеэкономического характера. К  факторам, способствовавшим стабилизации курса рубля, следует отнести  возрастание притока иностранной  валюты на внутренний рынок, обусловленное улучшением платежного баланса страны, происшедшем в результате повышения мировых цен основные экспортируемые товары и сокращение импорта в связи с вальвацией рубля. В начале года были созданы предпосылки для увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Важную роль в этом сыграло инициирование ЦБ повышение с 1 января 1999г норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 до 75% и усиления за ее возвратом в странy. С введение единых торгов Банк России установил предельное ежедневное отклонение курса рубля на торгах в ETC в размере 15% при сохранении банков в условиях нестабильной ситуации на валютном рынке и у них возможностей играть на понижение курса национальной в результате проводимой взвешенной политики нетто-покупка странной валюты ЦБ на внутреннем рынке за январь-октябрь 1999г составила 4 млрд долларов США. При этом на фоне значительных выплат по долгу удалось сохранить объем золотовалютных резервов на уровне года. В целом за год курс рубля изменился с 20,65 руб. за доллар (31.12.98г.) до 27 руб. за доллар на конец 1999г. Таким образом, в реальном выражение, (с учетом инфляции) рубль укрепился. В 1999г Правительству России пришлось производить погашение внешней задолженности практически полностью (за исключением одного транша кредита МВФ) за счет собственных ресурсов и с использованием кредитов Банка России. Однако и в этих условиях удалось не только сохранить, но и несколько увеличить валютные резервы.10

Информация о работе Валютная политика России в современных условиях