Валютная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение валютной политики ЦБ РФ в современных условиях.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
Изучить основополагающую роль Центрального банка в системе валютного контроля.
Проанализировать валютную политику Центрального Банка России за период 1994-2004 года.
Выявить современное состояние и перспективы валютной политики на среднесрочную перспективу.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля 7
1.1. Понятие и содержание валютного регулирования 7
1.2. Основополагающая роль Центрального банка в системе валютного контроля 12
Глава 2. Анализ валютной политики Центрального Банка России 18
2.1. Стабилизационная валютная политика ЦБ РФ в период 1999-2003 18
2.2. Современная валютная политика и валютный курс в 2004 30
Глава 3. Пути совершенствования валютной политики и валютного контроля 34
3.1. Политика валютного курса в 2005 году 34
3.2. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютной политики ЦБ РФ 35
3.3. Защитные меры, вводимые для противодействия развитию валютно-финансового кризиса 45
Заключение 51
Список литературы 55
Приложения 59

Файлы: 1 файл

refland.ru_n0923.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Целями введения защитных мер являются сохранение устойчивости валютно-финансовой системы Российской федерации в кризисной ситуации, указанной в п.1, посредством приостановки совершения некоторых видов валютных операций на время, необходимое Правительству и Центральному банку РФ для разработки и принятия комплекса мер денежно-кредитной и валютной политики, направленных на противодействие развитию кризисных явлений на валютно-финансовом рынке Российской Федерации.

2. Вводимые защитные меры могут состоять исключительно из следующих ограничений  на конвертируемость валюты  Российской  Федерации  по  валютным операциям капитального характера:

  1. временный запрет на осуществление некоторых операций движения капитала, временное введение разрешительного или уведомительного порядка совершения некоторых операций движения капитала;
  2. временный запрет на перечисление средств со счетов уполномоченных банков на счета банков, расположенных за пределами Российской Федерации, в тех случаях, когда перечисление средств связано с осуществлением некоторых операций движения капитала;
  3. временный запрет на покупку иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в тех случаях, когда покупка иностранной валюты связана с осуществлением некоторых операций движения капитала;
  4. временное введение обязательного декларирования резидентами и нерезидентами целей покупки иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также требования об обязательной обратной продаже иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в случае, если купленная иностранная валюта в течение определенного срока не была использована в соответствии с декларировавшимися целями ее покупки.

Вводимые  защитные меры ни при каких обстоятельствах  не могут ограничивать конвертируемость валюты Российской Федерации по валютным операциям текущего характера, а также не могут ограничивать покупку иностранной валюты за валюту Российской Федерации, выполняемую для целей осуществления таких операций.

3. Защитные меры вводятся нормативным актом Центрального банка Российской Федерации, подписываемым Председателем Центрального банка Российской Федерации.

Защитные  меры вводятся на срок не более трех месяцев, с указанием конкретной даты прекращения их действия, и могут быть отменены досрочно нормативным актом Центрального банка Российской Федерации.

4. Не позднее чем по истечении одного месяца со дня введения защитных мер вопрос о целесообразности их введения должен быть вынесен Правительством Российской Федерации на утверждение Государственной Думы Российской Федерации. Если защитные меры вводятся в период между сессиями Государственной Думы, Совет Государственной Думы должен в течение пяти дней принять решение о созыве внеочередной сессии Государственной Думы. Государственная Дума принимает решение о одобрении или неодобрении введения защитных мер простым большинством голосов.

Если Государственная  Дума принимает решение об одобрении введения защитных мер, то их действие продолжается без каких-либо изменений вплоть до даты, определенной нормативным актом Центрального банка Российской Федерации об их введении, либо до даты их досрочной отмены. Если Государственная Дума принимает решение о неодобрении введения защитных мер, то:

  • действие защитных мер прекращается начиная со следующего календарного дня, следующего за днем принятия решения Государственной Думой;
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации обязан подать прошение об отставке в течение трех дней после принятия решения Государственной Думой;
  • резиденты и нерезиденты Российской Федерации, понесшие материальные убытки (включая недополученную выгоду) в результате действия защитных мер, могут претендовать на компенсацию понесенных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

 

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990 г.) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Банку России в целях  регулирования внутреннего валютного  рынка Российской Федерации предоставлено  право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Основными направлениями  валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в)  проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Органы валютного  контроля — это

•   Центральный  банк Российской Федерации;

•   Правительство  Российской Федерации;

•   Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю.

Агенты валютного  контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

 Органами валютного  регулирования в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации.

 Для реализации  функций, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и  Правительство Российской Федерации  издают в пределах своей компетенции  акты органов валютного регулирования,  обязательные для резидентов  и нерезидентов.

В 2005 году продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно-кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно-кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики Банка России.

Цель валютной стратегии  – определение средне- и долгосрочных организационных и экономических  мероприятий в области валютной политики, исходя из приоритетов общества – обеспечения устойчивого экономического роста, занятости населения, повышения  его жизненного уровня, социальной защищенности. Именно это и является основной задачей рыночных реформ. Очевидно, что валютная стратегия должна описывать не только целевые ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных органов в регулировании валютного рынка, степень либерализации и достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи (развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность самого рынка). При разработке валютной стратегии важно учитывать также степень влияния тех или иных решений, принимаемых на валютном рынке, на другие параметры макроэкономики (инфляцию, рост производства, инвестиционную активность).

Сохранив  определенный баланс, необходимо, с  одной стороны, снять те ограничения, которые приводят к повышению трансакционных издержек экономических агентов, с другой, экономическая политика в сфере валютного регулирования должна быть направлена на укрепление статуса российского рубля как национальной валюты Российской Федерации и создание стимулов к возврату экспортной валютной выручки в Россию. В свете этого некоторые защитные меры, гарантирующие устойчивость финансовой системы страны должны присутствовать. Как минимум, представляется целесообразным сохранить следующие ключевые ограничения:

1) запрет на использование иностранной валюты для осуществления платежей и расчетов  между  резидентами  РФ  внутри  России (включая расчеты в наличной иностранной валюте), за исключением ряда специально оговоренных случаев;

2) требование о полной репатриации экспортной выручки в Россию (но без требования обязательной продажи ее части).

При любом сценарии либерализации  валютного регулирования и контроля представляется целесообразным сохранить  за Центральным банком РФ полномочия вводить, в случае реальной угрозы возникновения и развития валютно-финансового кризиса, дополнительные ограничения на совершение валютных операций для защиты финансово-экономической системы РФ от неблагоприятных внешних воздействий. В представленных законопроектах предусматривается возможность введения защитных мер для обеспечения устойчивости валютно-финансовой системы РФ. Однако на наш взгляд, состав предлагаемых защитных мер и процедура их введения нуждаются в серьезной доработке.

 

 

Список литературы:

 

  1. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 февраля 1996 г./и последующими изменениями, включая 7 августа 2001 г.
  2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.). Глава 4. Валютный контроль (ст.ст. 22 - 25)
  3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г
  4. Официальное сообщение Центрального банка России «Уточнены правила обмена денег» // Российская газета. 2004. 4 авг.
  5. Пост. Правительства РФ «О территориальных органах по валютному и экспортному контролю» от 3 февраля 1994 г. с изм. от 7 июля 1998 г. // САПП. 1994. № 7. Ст. 563; СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3364.
  6. Указ Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. // САПП. 1993. № 39. Ст. 3605. См. также: СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5807; 1998. № 28. Ст. 3364.
  7. АчкасовА.И. Типы валютных операций и другие виды сделок на международных денежных рынках. М.: АО «Консалтбанкир», 2004.
  8. Балабанов И.Т. Кредитные операции. М.: Финансы и статистика, 2003.
  9. Балаш В.А., Гурылева Е.К., Прокофьев С.Е. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 2003.
  10. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М., 2001. – 639с.;
  11. Банки и банковские операции: Учебник./ Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  12. Банковские операции: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.И.Лаврушина. Ч I M  ИНФРА-М, 2002.
  13. Банковский портфель: В 3 т. / Отв. ред. Ю.И.Коробов, Ю.Б.Рубин, В.И.Солдаткин. М.: Соминтэк, 1994—1995.
  14. Банковское дело / Под.ред. О.И. Лаврушина - М. «Финансы и статистика», 2003. – 672с.;
  15. Банковское дело: стратегическое руководство./ Под.ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2001. – 564с.;
  16. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2004. – 751 с.;
  17. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Г.Г. Коробовой - М.: Экономист , 2004.-751с.
  18. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2002.
  19. Банковское дело: Учебник. /Под ред. В.Н.Колесникова, Л.П. Кроливецкой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы <span

Информация о работе Валютная политика России в современных условиях