Валютная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение валютной политики ЦБ РФ в современных условиях.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
Изучить основополагающую роль Центрального банка в системе валютного контроля.
Проанализировать валютную политику Центрального Банка России за период 1994-2004 года.
Выявить современное состояние и перспективы валютной политики на среднесрочную перспективу.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля 7
1.1. Понятие и содержание валютного регулирования 7
1.2. Основополагающая роль Центрального банка в системе валютного контроля 12
Глава 2. Анализ валютной политики Центрального Банка России 18
2.1. Стабилизационная валютная политика ЦБ РФ в период 1999-2003 18
2.2. Современная валютная политика и валютный курс в 2004 30
Глава 3. Пути совершенствования валютной политики и валютного контроля 34
3.1. Политика валютного курса в 2005 году 34
3.2. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютной политики ЦБ РФ 35
3.3. Защитные меры, вводимые для противодействия развитию валютно-финансового кризиса 45
Заключение 51
Список литературы 55
Приложения 59

Файлы: 1 файл

refland.ru_n0923.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Оценка возможных финансовых и экономических последствий  реализации выбранной валютной стратегии.Проработка вопросов либерализации валютного  рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия. Каждое решение по реализации концепции дерегулирования финансовых рынков в условиях неблагоприятного инвестиционного климата может оказать далеко не однозначное воздействие на различные сферы и виды экономической деятельности: платежный баланс России, денежно-кредитную систему и валютный рынок, инвестиционный и потребительский спрос, реальный сектор экономики, импортозамещение и т. д.

Тактические цели валютного  регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции. Сами же ограничения связаны не с регулированием, а с базовыми характеристиками экономики. Среди них наиболее существенны: низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокие инфляция и уровень внешнего долга, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.

Необходимо учитывать, что либерализация валютного  рынка с высокой долей вероятности  приведет к сокращению предложения  валюты на внутреннем рынке, при этом дополнительным стимулом для экспортеров  к задерживанию выручки за рубежом станут непрерывно усиливающиеся ожидания девальвации рубля. В результате возникнет цепочка положительной обратной связи, которая при неблагоприятном развитии событий в смежных секторах экономики, способна значительно ухудшить финансовый климат в стране, существенно ослабив ее позиции на мировом рынке.

Дополнительными факторами, способными усилить дестабилизирующее  воздействие примитивной либерализации  валютного рынка, видимо, следует  считать, во-первых, возможную неудачу  на переговорах с международными кредитными организациями и сообществами, во-вторых, ухудшение ситуации на смежных сегментах внутреннего финансового рынка России. Очевидно, что в случае заметного снижения предложения валюты на внутреннем рынке и роста девальвационных ожиданий инвесторов, особенно если они получат реальное подтверждение в виде уменьшения золотовалютных резервов, в экономике страны будет наблюдаться рост стоимости кредитов, выраженный в резком увеличении процентных ставок. По оценкам экспертов, при наименее благоприятном сценарии развития событий эмиссия в сочетании с ростом волатильности курса национальной валюты спровоцирует возникновение девальвационно-инфляционной спирали, сопоставимой по своим масштабам с кризисом 1998 г.

С практической точки  зрения для России особое значение имеют последствия кризиса 1998 г., поскольку именно они определили основные параметры действующего валютного регулирования. Государственные финансовые органы были вынуждены признать, что базовые характеристики экономики оказались недостаточными для сохранения достигнутого уровня либерализации внешнеэкономических связей и валютных операций, так как рациональное с микроэкономической точки зрения поведение хозяйствующих субъектов приводило к всеобщему оттоку капитала из страны, в свою очередь грозившему коллапсом социально-экономической деятельности. Предпринятые чрезвычайные меры (фактический дефолт по значительной части государственных обязательств, временный мораторий на выплату частных долгов иностранным инвесторам, признание неизбежной 3-кратной девальвации рубля) и меры по значительному ужесточению валютного регулирования (дополнительные ограничения в биржевой торговле валютой, переход к 75-процентной обязательной продаже валютной выручки экспортерами, введение правил, повышающих издержки потенциально фиктивных внешнеэкономических сделок и т. д.) не только помогли значительно повысить платежеспособность государства и нормализовать валютный рынок, но и сохранить достаточно либеральный для населения режим покупки иностранной валюты.

О коньюнктурных результатах либерализации валютного рынка: анализ аргументов в пользу либерализации. В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. И в этом смысле мы – идеологические сторонники авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки – это проблема не идеологическая – она требует для своего решения прагматического подхода, т. е. изменения происходят в том случае, когда есть внятные объяснения, почему экономика России будет работать более эффективно и стабильно, чем при существующем режиме валютного регулирования. Среди доводов в пользу изменения режима валютного регулирования, на наш взгляд, можно выделить четыре важнейших.

Первый состоит в  том, что существующий валютный режим  недостаточно эффективен. Действительно, продолжается масштабное бегство капитала, а обязательная продажа валютной выручки значительно ниже нормативной. Второй относится к повышенным трансакционным издержкам экспортеров при валютно-обменных операциях, что не может подвергаться сомнению, поскольку подтверждается бухгалтерскими документами. Третий связан с тем, что валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен. Четвертый основывается на том, что произошло качественное улучшение экономической ситуации в России.

На эти доводы необходимо ответить следующее.

Бегство капитала из России связано в первую очередь с  плохим инвестиционным климатом, чрезмерным распространением воровства и коррупции, низкой эффективностью инвестиционных проектов, неурегулированностью отношений собственности, недоверием к российским государственным финансовым органам и коммерческим банкам и лишь в минимальной степени – с режимом валютного регулирования.

Достижение установленного норматива обязательной продажи  валютной выручки зависит от решения целого комплекса проблем, среди которых и бегство капитала из страны, и неопытность многих российских экспортеров, и недоверие к российским банкам, наконец, недостаточная эффективность администрирования. Органы валютного регулирования могут и должны принимать участие (и нести ответственность) в решении этой задачи только в части качества администрирования установленных правил внешнеэкономических и валютных операций. Действительно, в отношении качества администрирования имеются большие резервы, однако это не может служить причиной отмены самих правил. Дополнительные трансакционные издержки экспортеров в силу их крайней незначительности в общей величине издержек вряд ли могут создавать значимую проблему даже на микроуровне. Более того, при сложившейся тенденции постепенного укрепления реального курса рубля эффективное управление свободными рублевыми остатками позволяет более чем компенсировать дополнительные издержки, связанные с обязательной продажей валютной выручки. Опыт последнего времени показал, что российская экономика оказалась неподготовленной к эффективному освоению того притока валюты, который произошел в результате резкого увеличения цен на энергоносители. Действующий норматив обязательной продажи валютной выручки в условиях огромного положительного сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных резервов, а с другой – к образованию избыточной рублевой ликвидности, безусловно, представляющей угрозу для макроэкономической стабильности, прежде всего, в смысле потери контроля за инфляцией.

Как с ней бороться? Существуют, по меньшей мере, три  способа.

Первый состоит в  проведении политики ускоренных платежей по внешним долгам, т. е. не только выплачиваются  долги в соответствии с графиком, но и предпринимаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Учитывая высокую стоимость обслуживания внешнего долга РФ, такой способ достаточно эффективен, но имеет жесткое ограничение со стороны доходов федерального бюджета. Соответственно этот способ не может решить проблему избыточной ликвидности в коммерческом секторе экономики, если одновременно не предпринимать масштабных внутренних заимствований с целью рефинансирования внешнего долга.

Второй, к которому по сути призывают сторонники немедленной  либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем “избыточные” капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. Если же капиталы будут направлены на реальный импорт или конвертацию в рубли, то проблема избыточной ликвидности останется столь же острой. Заметим, что действующая система валютного регулирования никоим образом не препятствует экспортерам конвертировать рубли, полученные от обязательной продажи валютной выручки, в валюту для целей импорта.

И наконец, третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью  ускорения экономического роста. В  этом случае избыточный (в действующих условиях) капитал перестанет быть таковым, эффективно “работая” на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности – чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы. (Если у вас есть компьютер и вы не умеете им пользоваться, его можно выбросить или использовать как тумбочку, а самому – считать на счетах. Но единственное эффективное решение при этом – научиться работать на компьютере.)

 

3.3. Защитные меры, вводимые для противодействия развитию валютно-финансового кризиса

 

Постепенная либерализация  валютного регулирования и валютного  контроля является одним из необходимых условий расширения оборота внешней торговли России и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Утверждение о том, что сохранение жестких ограничений в сфере валютного регулирования создает препятствия для «бегства капитала» из России не находит достаточного подтверждения. Наоборот, есть основания утверждать, что ограничения валютного регулирования в настоящее время либо являются нейтральным фактором по отношению к показателям движения капитала, либо даже стимулируют отток капитала из России. Одной из причин этого является практическая невозможность в настоящее время обеспечить полное соблюдение экономическими агентами законодательства о валютном регулировании и пресечь ставшее почти повсеместным уклонение от исполнения его норм. Единовременную либерализацию валютного регулирования вряд ли можно считать разумной, т.к. устоявшиеся нормы валютного регулирования и контроля, по сути дела, стали играть роль факторов, определяющих институциональное устройство внутреннего валютного рынка России, и их единовременная отмена может привести к дестабилизации этого рынка. Вот почему наиболее целесообразным способом либерализации представляется градуалистский подход, при котором избыточные ограничения валютного регулирования будут отменяться по заранее установленному графику в течение нескольких лет. При этом надо понимать, что полную либерализацию, т.е. отмену всех ограничений на совершение валютных операций, на текущем этапе социально-экономического развития России никак нельзя считать целесообразной. По существу, подобный подход соответствует объявлению рубля полностью конвертируемой валютой, а это в первую очередь показатель качества валюты и во многом зависит не столько от решения денежных властей, а скорее от общего уровня развития экономики.

Сохранив определенный баланс, необходимо, с одной стороны, снять те ограничения, которые приводят к повышению трансакционных издержек экономических агентов, с другой, экономическая политика в сфере валютного регулирования должна быть направлена на укрепление статуса российского рубля как национальной валюты Российской Федерации и создание стимулов к возврату экспортной валютной выручки в Россию. В свете этого некоторые защитные меры, гарантирующие устойчивость финансовой системы страны должны присутствовать. Как минимум, представляется целесообразным сохранить следующие ключевые ограничения:

1) запрет на использование иностранной валюты для осуществления платежей и расчетов  между  резидентами  РФ внутри России (включая расчеты в наличной иностранной валюте), за исключением ряда специально оговоренных случаев;

2) требование о полной репатриации экспортной выручки в Россию (но без требования обязательной продажи ее части).

При любом сценарии либерализации  валютного регулирования и контроля представляется целесообразным сохранить за Центральным банком РФ полномочия вводить, в случае реальной угрозы возникновения и развития валютно-финансового кризиса, дополнительные ограничения на совершение валютных операций для защиты финансово-экономической системы РФ от неблагоприятных внешних воздействий. В представленных законопроектах предусматривается возможность введения защитных мер для обеспечения устойчивости валютно-финансовой системы РФ. Однако на наш взгляд, состав предлагаемых защитных мер и процедура их введения нуждаются в серьезной доработке.

Надо понимать, что  процедура введения этих чрезвычайных мер должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить соблюдение следующих основных принципов:

1) возможность  экстренного введения защитных  мер;

  1. ответственность высших  должностных  лиц, принявших  решение  о  введении защитных мер, за последствия такого решения;
  2. безусловное вынесение решения о  введении защитных мер на утверждение Государственной Думы РФ;

4) введение защитных мер только на ограниченный срок;

5) введение защитных мер без нанесения значительного ущерба участникам внешнеэкономической деятельности.

Исходя из этих принципов, можно предложить следующее примерное  описание порядка введения защитных мер в федеральном законе о  валютном регулировании и контроле.

1. Защитные меры могут быть введены при возникновении на мировых валютно-финансовых рынках кризисной ситуации, проявляющейся в резких изменениях обменных курсов основных мировых валют и резком падении курсовой стоимости ценных бумаг, в случае, когда есть основания прогнозировать, что эта кризисная ситуация может привести к дестабилизации или резкому падению обменного курса валюты Российской Федерации, либо может спровоцировать резкое падение курсовой стоимости ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке Российской Федерации.

Информация о работе Валютная политика России в современных условиях