Виды небанковских кредитных организаций. Меры ответственности, применяемые Банком России к кредитным организациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:22, реферат

Описание работы

Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения федеральных законов при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).

Файлы: 1 файл

Ответ на задание 1.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

- при несоблюдении требований  федеральных законов и нормативных  актов Банка России в части  регистрации кредитных организаций,  их лицензирования и расширения  деятельности, в частности:

а) при нарушении установленных  федеральными законами и нормативными актами Банка России сроков представления  в Банк России документов, необходимых  для согласования изменений и  дополнений в учредительные документы  кредитной организации;

б) при нарушении порядка  открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений  кредитной организации;

в) при нарушении порядка  представления документов для согласования изменений, вносимых в положение  о филиале кредитной организации;

- при несоблюдении кредитной  организацией требований Банка  России:

а) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной  организации (далее по тексту - Внутрибанковские правила) в условиях отсутствия на последнюю  отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или  при их наличии длительностью  не более 3 дней;

б) по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских  субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных  документов длительностью не более 3 дней.

Применение предупредительных  мер воздействия возможно и при  более серьезных нарушениях в  деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового  состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Надзорный орган в рамках предоставленных последнему полномочий может ограничиться применением  предупредительных мер воздействия  в следующих случаях:

Когда характер выявленных в деятельности кредитной организации  недостатков не предполагает применения принудительных мер воздействия.

Если в результате анализа  деятельности кредитной организации, установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться.

Содержание предупредительных  мер воздействия включает:

- доведение до органов  управления кредитной организации  информации о недостатках в  ее деятельности и об обеспокоенности  надзорного органа состоянием  дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций  надзорного органа по исправлению  создавшейся в кредитной организации  ситуации;

- предложения представить  в надзорный орган программу  мероприятий, направленных на  устранение недостатков, включая  при необходимости обязательства,  принимаемые на себя кредитной  организацией, ее учредителями (участниками);

- установление дополнительного  контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные  меры воздействия:

Принудительные меры воздействия  применяются в отношении кредитной  организации в тех случаях, когда  это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных  мер воздействия не приносит или  не может обеспечить надлежащую корректировку  деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган  основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями Инструкции о мерах воздействия.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия  являются нарушения (невыполнение) кредитной  организацией требований федеральных  законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний  Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной  информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия  относятся:

- штрафы;

- требование об осуществлении  кредитной организацией мероприятий  по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование  о предоставлении и выполнении  плана мер по финансовому оздоровлению;

- требование о приведении  в соответствие величины собственных  средств (капитала) и размера уставного  капитала кредитной организации  в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о несостоятельности;

- требование о реорганизации  кредитной организации, в том  числе включая требование о  предоставлении и выполнении  плана мероприятий по реорганизации;

- ограничение проведения  кредитными организациями отдельных  операций на срок до шести  месяцев;

- запрет на осуществление  кредитными организациями банковских  операций, предусмотренных выданной  лицензией, на срок до одного  года;

- запрет на открытие  филиалов на срок до одного  года;

- требование о замене  руководителей кредитной организации;

- назначение Временной  администрации по управлению  кредитной организацией;

- отзыв лицензии на  осуществление банковских операций.

1.

Штраф.

Штраф - денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию  в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями  для его применения.

При применении штрафов территориальное  учреждение Банка России должно принимать  во внимание как требуемое воздействие  на уровень организации деятельности кредитной организации, так и  возможное отрицательное влияние  на ее финансовое состояние.

Наложение штрафа оформляется  предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются срок его перечисления (но не более одного месяца), а также  основания для его взыскания.

2. Требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

Требование об осуществлении  мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке  и на условиях, установленных Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Инструкцией  Банка России от 12 июля 1999 г. N 84-И "О  порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (с изменениями  и дополнениями).

3. Требование о  приведении в соответствие величины  собственных средств (капитала) и  размера уставного капитала кредитной  организации.

Требование о приведении в соответствие величины собственных  средств (капитала) и размера уставного  капитала кредитной организации  направляется в случае, порядке и  на условиях, установленных Законом  о ЦБ России, Законом о банках, Законом о несостоятельности  и Указанием Банка России от 27.08.2001 N 1024-У «О порядке приведения в  соответствие размера уставного  капитала и величины собственных  средств (капитала) кредитной организации».

4. Ограничение  на осуществление кредитными  организациями отдельных операций.

Надзорный орган может  ограничить на срок до шести месяцев  проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации.

Ограничение вводится на осуществление  кредитной организацией одной или  нескольких операций в зависимости  от нарушений.

Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных  операций предполагает установление надзорным  органом количественных ограничений  на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих  счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).

5. Запрет на  осуществление отдельных банковских  операций.

Запрет на выполнение кредитной  организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными  лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Запрет, вводится на осуществление  кредитной организацией одной или  нескольких банковских операций в зависимости  от ее финансового состояния, соблюдения требований федеральных законов  и нормативных актов Банка  России, характера рисков клиентов и кредиторов кредитной организации.

6. Запрет на  открытие филиалов.

Мера воздействия в  виде запрета на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной  организации, неудовлетворительного  ее финансового положения в целях  ограничения риска кредиторов и  клиентов кредитной организации.

7. Требование о  замене руководителей кредитной  организации.

Надзорный орган в случаях  систематического (более трех раз  за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный  надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения федеральных законов при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).

8. Назначение временной  администрации по управлению  кредитной организацией.

Временная администрация  назначается и организует свою деятельность в соответствии со ст. 75 Закона о  ЦБ России, Федеральным законом "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций" и Положением Банка  России "О временной администрации  по управлению кредитной организацией" от 14.05.99 N 76-П (с учетом изменений  и дополнений).

9. Отзыв лицензии  на осуществление банковских  операций.

Отзыв лицензии на совершение банковских операций у кредитных  организаций осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона о банках.

Решению об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20 Закона о банках, как правило, предшествует применение к кредитной  организации предупредительных  и/или принудительных мер воздействия.

Решение об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20 Закона о банках, может  быть принято без предварительного применения иных мер воздействия  в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам  клиентов и/или кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся  ситуации признано Банком России нецелесообразным.

10. Меры воздействия,  применяемые к кредитной организации  за нарушение требований по  представлению и/или опубликованию  отчетности в открытой печати  в случаях, установленных федеральными  законами, а также представлению  аудиторских заключений.

Меры воздействия за нарушения  требований, установленных Банком России по представлению и/или опубликованию  отчетности в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, а также представлению аудиторских  заключений, надзорный орган применяет  к кредитной организации в  случаях, если:

- нарушены сроки представления  отчетности, ее опубликования в  открытой печати, а также представления  аудиторского заключения, копий  издания, в котором опубликован  годовой отчет;

- отчетность представлена  и/или опубликована в открытой  печати в объеме и/или по  формам, не соответствующим требованиям, установленным Банком России;

- установлены факты недостоверности  отчетных данных.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1 (в ред. от 30.09.2013г.) «О баках и  банковской деятельности» (далее по тексту – Закон о банках) установлены  меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы.

Применение мер реагирования Банка России в порядке осуществления  надзора допустимо в случае нарушения  кредитной организацией федеральных  законов, нормативных актов или предписаний Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения по ней, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту – Закон о ЦБ России).

Информация о работе Виды небанковских кредитных организаций. Меры ответственности, применяемые Банком России к кредитным организациям