Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение банковской системы Казахстана, структуры и проблем функционирования в период экономического кризиса, а так же меры, применяемые во время кризисных ситуаций, для стабилизации ее функционирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть причины и последствия возникновения мирового финансового кризиса, для оценки и описания факторов его влияния на другие страны; раскрыть понятие и структуру банковской системы РК; рассмотреть состояние банковской системы в период экономического кризиса и обозначить социально-экономические последствия; обозначить антикризисные меры, применяемые правительством Казахстана; выявить тенденции развития банковской системы РК.
Введение ....................................................................................................... … ..3
1.Мировой финансовый кризис, причины возникновения и проявления.…..5
2.Банковская системы РК, как основа функционирования экономики...........9
3.Влияние мирового экономического кризиса на банковскую систему РК...13
Заключение ....................................................................................................…..23
Список использованной литературы .................................................................26
К концу 2009 г. казахстанская экономика завершила свой первый полный цикл развития и пережила фазу спада, причем вступление в период рецессии было обусловлено так называемым "эффектом заражения". Необходимо отметить, что уязвимость экономики и финансовой системы Казахстана по отношению к внешним шокам была обусловлена целым рядом взаимосвязанных факторов, как внешних, так и внутренних.
Либерализация финансовой сферы Казахстана, осуществленная в начале текущего десятилетия, и позитивные ожидания участников мировых рынков капитала в отношении развивающихся рынков, в том числе Казахстана, позволили казахстанским банкам начать привлечение дешевых средств из-за рубежа в достаточно больших объемах. Так, к концу 2007 г. валовый внешний долг страны составил 96, 9 млрд. дол., из которых почти 46 млрд. дол. являлись долгом банковского сектора. Денежные средства, привлеченные на мировых рынках, использовались казахстанскими банками для быстрой кредитной экспансии. Объектами для экспансии стали такие сегменты кредитного рынка, как потребительское кредитование, кредитование торгово-посреднической деятельности и кредитование, связанное с кластером недвижимости (строительный сектор и ипотека).
В итоге экономика стала проявлять симптомы "перегрева", главным из которых стало "надувание пузыря" на рынке недвижимости. Следует отметить, что "пузыри" на рынках активов к 2007 г. наблюдались фактически во всех странах с достаточно открытой экономикой и относительно высоким кредитным рейтингом. Особенностью подобных "пузырей" является то, что они не могут существовать без постоянного притока денег: в случае, если инвестиции в "перегретые" сегменты экономики прекращаются, их ждет неминуемый обвал. Это и произошло в Казахстане с рынком недвижимости в 2007 г., когда банки начали производить первые масштабные выплаты по своим внешним обязательствам, а конъюнктура на мировых финансовых рынках не позволяла уже эффективно рефинансировать их внешние обязательства.
В августе 2007 г. банки столкнулись с дефицитом ликвидности, который не позволил им продолжить кредитование на уровне предшествующих лет. Для преодоления дефицита ликвидности банковского сектора начиная с августа 2007 г. Национальный банк Республики Казахстан стал осуществлять на рынке сделки "обратное РЕПО" и "своп". Этот способ "подпитки" банков второго уровня использовался Национальным банком на протяжении почти двух лет.
Снижение кредитной активности банков прежде всего первой ощутила на себе строительная отрасль, а впоследствии через систему макроэкономических взаимосвязей стал проявляться "эффект домино". Для снижения негативного влияния кризиса на наиболее важные и одновременно наиболее уязвимые сегменты экономики Правительством были осуществлены беспрецедентные вливания денежных средств в наиболее проблемные сегменты, большинство из которых осуществлялось через банки. Так, План совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 гг., принятый 25 ноября 2008 г., предусматривал выделение 1200 млрд. тенге.
Из этой суммы 480 млрд. тенге были направлены на стабилизацию финансового сектора, 360 млрд. тенге - на развитие жилищного сектора, по 120 млрд. тенге были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, АПК, реализацию инфраструктурных и прорывных проектов. При этом необходимо отметить, что принятое несколькими годами до этого решение о создании резервного "кошелька на черный день" - Национального фонда - оказалось абсолютно верным.
Снижение цен на нефть и другие статьи казахстанского экспорта на мировых рынках привело к снижению предложения иностранной валюты и спекулятивному давлению на внутреннем валютном рынке. В октябре 2008-го - январе 2009 г. Национальный банк Республики Казахстан вынужден был поддерживать стабильность валютного курса за счет проведения интервенций на валютном рынке, которые составили в общей сложности 6 млрд. дол. Кроме того, большинство стран СНГ к концу 2009 г. осуществили девальвацию своих национальных валют, что сделало их экспорт значительно более конкурентоспособным по сравнению с казахстанским. Необходимость сохранить конкурентоспособность казахстанских товаров и сохранить золотовалютные резервы стала причиной принятия решения о девальвации тенге, которая была проведена 4 февраля 2009 г., и введении нового валютного коридора: 150±5 тенге за 1 дол. США. Спекулятивные всплески на валютном рынке наблюдались на протяжении почти всего 2009 г., и лишь начиная с ноября, стала проявляться противоположная тенденция, заключающаяся в относительном превышении предложения иностранной валюты над спросом. При этом в настоящее время наблюдается медленный рост курса национальной валюты.
Течение кризиса усугубилось проблемами двух системообразующих банков: Альянс Банка и БТА Банка. Прежним руководством этих банков были допущены грубейшие нарушения и в ряде случаев противоправные действия, которые привели к критическому состоянию этих банков. В начале февраля 2009 г. государство было вынуждено выкупить контрольный пакет акций БТА Банка. Оба банка завершают в настоящее время процесс реструктуризации внешнего долга, в результате чего внешний долг банковской системы, сократившийся к настоящему времени до почти 28 млрд. дол. США, может снизиться еще более чем на 11 млрд. дол. США.
Необходимо отметить, что в рамках проведения антикризисной программы государство вошло в капитал двух других системообразующих банков: Халык Банка и Казкоммерцбанка, выкупив акции дополнительной эмиссии (приблизительно по 22% всех голосующих акций банков). В настоящее время рассматривается вопрос о возможных сроках выхода государства из капитала этих банков.
В целом в период кризиса в казахстанской банковской системе не произошло ни одного банкротства, а сами банки медленно восстанавливают свою кредитную активность. Таким образом, казахстанская банковская система достаточно успешно выходит из кризиса.
Известно, что в последние годы быстрый рост экономики Казахстана частично обеспечивался строительной индустрией, который сильно подогревался кредитами банковской системы за счет внушительных внешних заимствований. И мы сегодня имеем, то, что имеем. Когда заемные средства для банков дорожают, застой в строительном секторе, особенно в жилищном строительстве, неизбежен. Сегодня мы являемся очевидцами того факта, что поскольку банковская система стимулировала и спрос, и предложение жилья через ипотечное и коммерческое кредитование, сложившаяся ситуация привела к снижению цен на жилье. С августа 2008 г. цены уже упали на 30-40%. Банковские проблемы существенно снижают и уровень потребления товаров населением страны, что негативно сказывается на малом и среднем бизнесе.
Объявленное сокращение расходов госбюджета также не совсем благоприятно скажется на темпах роста ВВП. Уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структур собственности, по-прежнему нереструктурированный корпоративный сектор, высокая концентрация кредитных операций и источников ресурсов, недостаточная «выдержанность» быстро наращенных кредитных портфелей, высокая степень долларизации операций, слабая капитализация и неапробированность систем риск-менеджмента.
Казахстанские банки умеренно пережили первый шок, вызванный глобальным падением ликвидности, благодаря своевременному принятию мер по управлению активами и пассивами, внутренним запасам ликвидности, поддержке правительства и акционеров, а также ролловеру и рефинансированию части долговых обязательств. Вместе с тем, достаточно высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющие доступ к кредитному рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансирования своих ссуд, что маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно, качество кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономики и сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис «плохих» долгов.
Уровень концентрации капитала и эффективности деятельности казахстанских банков в значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификация кадров и качество управления.
Казахстанский банковский сектор отличается низким уровнем капитализации, составляющей в целом размер капитала крупного банка экономически развитой страны. В силу низкой эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционной привлекательностью.
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе. В мире, в том числе и у нас в стране, в рамках антикризисных программ, значительная его часть перешла от частных владельцев под контроль государства. Таким образом, возникает вопрос, если чрезмерная склонность частных банков к рискам, в конечном счете, привела к кризису и потребовала чрезвычайных мер со стороны государства, не следует ли взять курс на повышение его роли как финансового посредника?
Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов.
Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского сектора Казахстана – количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковской деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей максимально адаптировать казахстанскую банковскую систему к современным мирохозяйственным тенденциям и состоянию мировой финансовой системы.
В заключении хотелось бы сказать, что нормализация в деятельности коммерческих банков сегодня является «делом» не только самих финансовых институтов, но и общегосударственным и контроль государства через Нацбанк и АФН РК должен быть усилен, в частности, с целью снижения риска рефинансирования по внешним обязательствам по ограничению внешних заимствований БВУ.
Должны быть ужесточены требования к их капитализации, введены более строгие требования по внешним обязательствам, приниматься меры по диверсифицированию базы фондирования банков, с тем, чтобы увеличить в их структуре долю депозитов, в частности физических лиц.
Бесспорным является и то, чтобы современная мировая экономическая система могла справиться с кризисом необходимо объединение усилий всех стран особенно экономически развитых государств. Это касается создания превентивного регулирования финансовых и торговых отношений на международной арене, создание международной системы прогнозирования будущих экономических кризисов.
Заключение
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. В казахстанской экономике на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Уход крупных корпоративных клиентов из казахстанского банковского сектора вынуждает отечественные банки работать преимущественно со средними и малыми фирмами и на розничном рынке, что не обеспечивает им эффективных объемов деятельности. Однако расширение представительства иностранных банков на казахстанском рынке (в виде дочерних банков, а в отдельных случаях – филиалов) в скором времени сделает их сильными конкурентами и на розничном рынке.
Проведенный в работе анализ состояния казахстанской банковской системы позволил сделать несколько существенных выводов:
В последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли. С точки зрения повышения качества работы – банковский сектор Казахстана, наконец, начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными секторами хозяйства.
Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского сектора представляется явно недостаточной.
Современной банковской системе Казахстана необходимо «импортировать» опыт западных банков в области интернет-банкинга, обслуживания клиентов, привлечения денежных средств, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке банковских услуг.
Таким образом, в банковской системе Республики Казахстан еще предостаточно недостатков и изъянов. К примеру, можно выделить те проблемные вопросы и предлагаемые меры по улучшению и оздоровлению состояния банковского сектора, которые на данный момент кажутся наиболее необходимыми и актуальными:
1. В настоящее время отсутствуют механизмы, которые позволили бы эффективно управлять залогами, переходящими в собственность банка после дефолтов заемщиков. Вопрос надо решать на уровне гражданско-правового права.
2. В Казахстане высокие процентные ставки по кредитам. Даже если учесть уровень инфляции - в реальном выражении - 7-8% годовых. На Западе они составляют 2-3%. Необходимо фондирование банков со стороны государства под низкие проценты , включая использование ресурсов Национального фонда.
3. Создать систему оценки рисков,
например, как в США, где имеется три скоринговые
компании, которые независимо оценивают
кредитоспособность заемщика и где собираются
воедино все данные по любому заемщику.
Банки, основываясь на данных независимый
оценках, делают расчет кредитоспособности.
В Казахстане существует первое кредитное
бюро, однако его функции ограничены выдачей
справок о задолженности. Казахстанские
банки вынуждены самостоятельно проводить
оценку кредитных рисков заемщиков.
4. Вопрос о высоких
комиссиях с карточным обслуживанием,
особенно в «чужих» банкоматах, по сравнению,
с развитыми странами. В Казахстане каждый
банк имеет собственный процессинговый
центр, не существует законодательных
ограничений для банков по взиманию комиссий.
Это ведет к удорожанию услуг и неэффективному
распределению затрат, что в конечном
счете отражается на потребителе. Идеальное
решение – создание общего процессингового
центра,- как, в США, где их всего два на
всю страну, они обрабатывают транзакции
всех банков. Такое предложение в свое
время уже выдвигал бывший глава Нацбанка
- Григорий Марченко. Однако по его же словам
проект создания Единого процессингового
центра (ЕПЦ) в Казахстане блокируется
правительством, некоторые члены которого
имеют прямое отношение к банковскому
«лобби».
Информация о работе Влияние мирового кризиса на банковскую систему РК