Золото как всеобщий эквивалент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических основ становления золота как всеобщего эквивалента и практический анализ рынка золота России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- охарактеризовать сущность золота как всеобщего эквивалента;
- определить роль золота на современном этапе;
- рассмотреть ЗВР и их роль в экономической стабильности страны;
- проанализировать особенности рынка золота России;
- исследовать опыт управления золотовалютными резервами в ведущих странах мира;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Становление золота как всеобщего эквивалента...………………………5
1.1. Сущность золота как всеобщего эквивалента………………………....5
1.2. Роль золота на современном этапе……………………………………10
1.3. Золотовалютные резервы и их роль в экономической
стабильности страны……………………………………………....………14
Глава 2. Анализ золотовалютного резерва и направлений их рационального использования в России….…………...……………………………….…20
2.1. Состояния и основные показатели рынка золота в России …..……..20
2.2. Анализ золотовалютных резервов США ……………………...……..27
2.3. Сравнительная характеристика системы управления золотовалютными резервами США и России..............................................31
Заключение………………………………………………………………….………37
Список использованных источников и литературы……………………………...41

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЦИЯ по золоту.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

      Основным  назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности  национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Другими словами, золотовалютные резервы — это инструмент воздействия Центрально банка на динамику движения стоимости своей валюты, связанную с влиянием внешних экономических факторов.

      Страны, стремящиеся увеличить золотовалютный резерв, главной целью ставят создание своеобразного мощного «щита». Кроме того, золотовалютные резервы могут быть весьма эффективно использованы во внешней политике стран, располагающих ими. [24]

  • Норвегия. Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало данный Фонд в 1990 г., столкнувшись с двумя проблемами: старением населения и снижением объемов добычи нефти.

      Деньги  в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует — каждый раз их объем утверждается Парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центральный банк, а направления инвестирования определяет Министерство финансов. Благодаря тому что Правительство Норвегии в 1990 г. проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП.[25]

  • Чили. Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в Фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной стоимостью. Особенность заключается в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом.

      Средства  Фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются Центральным  банком. Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовой стоимости. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

  • Венесуэла. Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8—9 долл. за баррель, с целью стабилизации доходов бюджета Центрального правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть за последние 5 лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании, и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Его средства управляются Центральный банком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент. [24]

       Фонды будущих поколений (Аляски, Кувейта, частично к этому типу относится  Фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные фонды, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

      В последнее время Стабилизационный фонд России являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в России. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

      Некоторые члены Правительства считают, что  сложившаяся ситуация оставляет  им один выход — тратить средства из Стабилизационного фонда не на внутренние, а на внешние цели. Вопрос лишь в том, что следует предпринять через 5 лет, если при сохранении современных тенденций государство расплатится с основными кредиторами и будет вынуждено расходовать деньги Стабилизационного фонда на внутренние цели.

      В этом случае основной вклад в бюджет будет вносить промышленность, а также международная торговля (с учетом того, что таможенные сборы составляют до 40% доходов бюджета).[19, c.21]

      Вышеизложенное  позволяет констатировать, что среди  важнейших причин кризисных явлений  в РФ следует выделить известные слабости национальной валюты и финансового сектора РФ. Однако непосредственным поводом для начала кризиса послужили банкротства ряда ведущих корпораций США, а также недочеты в управлении внешним долгом, золотовалютными резервами и обменным курсом национальной валюты.

      РФ предстоит решать комплекс проблем, определяющих успешное развитие ее экономики. Среди них наиболее актуальной и важной является проблема оптимального использования ресурсного потенциала нашей страны, решение которой позволит придать необходимый динамизм всему народно-хозяйственному комплексу РФ и повысить уровень социальной защищенности ее населения. 
 

      2.3. Сравнительная характеристика системы управления золотовалютными резервами США и России 

      Сегодня перед Центробанком встает задача не просто увеличения золотовалютных резервов, но и обеспечения их рациональной структуры. Это касается как их общей структуры, то есть соотношения фонда драгоценных металлов и камней и валютного фонда, так и внутренней структуры каждого фонда в отдельности, то есть в соотношении различных видов драгоценных металлов и камней, и в соотношении различных видов валют. Сегодняшняя структура резервов, как общая, так и внутренняя, создавалась по принципу «как получится» и поэтому имеет серьезные недостатки, чреватые большими потерями материальных ценностей.

      Структура золотовалютных запасов находится  в непрерывном движении и представляет сравнительно сложную систему постоянно  меняющихся элементов – драгоценных  металлов и драгоценных камней, наиболее устойчивых иностранных валют. Алмазы, золото, серебро, платина, так называемые платиноиды (палладий, иридий, рутений) представляют собой многообразие материализованных элементов денег, каждый из которых может выполнять функцию всеобщего эквивалента и служить накоплению в качестве резервов. [28]

      Не  менее сложна и задача выбор иностранных  валют, которая определяется не только большим многообразием валют, и  постоянным изменением соотношений между их курсами.

      Важна не только структура золотовалютных резервов, но и тенденции ее развития. До сегодняшнего дня валютные резервы быстро росли, а запасы золота не увеличивались, даже уменьшались. Это означает, что структура золотовалютных резервов ухудшилась, ибо в ней увеличилась доля элементов, способных быстро обесцениваться, и уменьшилась доля элементов, устойчивых к обесценению. В целях поддержания курса доллара Центробанк увеличивал долларовые резервы, в результате чего была ухудшена структура золотовалютных резервов и развился процесс их обесценения.  
Поскольку Россия длительное время добывала золото и экспортировала его на мировой рынок, оно было важнейшим элементом валютного резерва. Когда не хватало иностранной валюты, Россия платила золотыми слитками, исполнявшими роль резервной валюты. Но постепенно, по ряду причин, функция золота как мировых денег стала ослабевать и цена на золото стала падать. К тому же, международные монополии продолжительное время искусственно поддерживали низкую цену на золото, и оно потеряло роль основного валютного резерва. В связи с этим интерес Центробанка к золоту стал падать, а запасы его стали уменьшаться. Но списывать его со счетов еще рано.

      Стоимость ежегодно добываемого в России золота составляет около 3 млрд. долл. Объем продукции золотодобывающей промышленности по стоимости вполне сопоставим с другими отраслями народного хозяйства. Особенность этой отрасли заключается в том, что ее продукция появляется сразу в материализованной форме денег. Золото – товар, но специфический товар, которому нет необходимости менять свою натуральную форму на денежную, он рождается сразу в денежной форме.  
Центробанк накапливает золото как резервные деньги. В этих же целях накапливают золото и другие банки, а также население в расчете на то, что золото они всегда смогут быстро поменять на любые другие деньги и в любой стране. К тому же золото в отличие от других денег не обесценивается, а только возрастает в цене. [9, c.24]

      Для повышения эффективности управления международными резервами органам  денежно-кредитного и валютного  регулирования страны необходимо всесторонне  анализировать динамику золотовалютных резервов и вырабатывать управленческие решения по следующим направлениям:

      Во-первых, необходимо внедрение в Банке  России в сфере управления золотовалютными  резервами надежного институционального и управленческого механизма, поддерживаемого соответствующей правовой базой, а также распределение ролей и ответственности в рамках операций по управлению резервами.

      Во-вторых, необходимо определить оптимальный  для современных экономических  условий объем золотовалютных резервов. Слишком сильное снижение их уровня в результате потери, либо по причине систематически высокого дефицита платежного баланса может обернуться тем, что в какой-то момент страна не сможет обеспечить свои необходимые потребности за счет импорта либо окажется не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В то же время, наличие резервов сверх оптимальных уровней влечет снижение инвестиционного потенциала страны и потери от резервирования дополнительных доходов экономики.

      В-третьих, существует проблема выбора оптимальной структуры золотовалютных резервов - относительных долей между отдельными компонентами, способствующих достижению компромисса целей сохранности, ликвидности и доходности вложений. В частности, важным является определение эффективного стоимостного соотношения между иностранной валютой и золотом. [9, c.26]

      В-четвертых, перед Банком России стоит задача диверсификации валютной части международных  резервов. Диверсификация подразумевает  формирование валютной структуры резервов, то есть выбор резервных валют, в которых будут храниться активы, и определение удельного веса инвестиций в каждую из валют в общем объеме валютных резервных активов. Актуальность данной проблемы обусловлена наблюдающейся в последние годы тенденцией постепенного ухода от долларового стандарта и движения современной валютной системы к валютному полицентризму.

      В-пятых, для повышения эффективности  размещения международных резервов необходимо определить набор и структуру  финансовых инструментов для формирования каждого из моновалютных портфелей (портфелей, включающих в себя все активы, номинированные в конкретной резервной валюте). При этом необходимо находить баланс между критериями надежности, прибыльности и ликвидности. Мировая практика показывает, что достижение стабильных результатов при управлении золотовалютными резервами возможно лишь при использовании разработанных процедур, методик, технологий, алгоритмов для построения портфеля ценных бумаг и эффективного реагирования на самые разнообразные рыночные ситуации.

      Золотодобывающая  отрасль активно развивается, но есть определенные проблемы которые  мешают ее развиваться.

      Не  выдаются лицензии даже на разведку платины  и редкоземельных месторождений, ссылаясь на то, что это стратегические месторождения. При выдаче лицензий на геологоразведочные работы на золото взимаются разовые платежи, исходя из добычи золота будущих предприятий, хотя неизвестно будут ли запасы золота подтверждены после разведки.

      При согласовании проектов горных работ  на россыпных месторождениях требуют главгосэкспертизы (по Градостроительному кодексу), включая инженерные изыскания, хотя на россыпных месторождениях нет объектов капитального строительства. Чтобы окончательно закрыть российские проектные институты, во втором чтении в Госдуме принят проект Федерального закона об иностранных проектных организациях.

      Малые и средние предприятия остались без оружия, хотя по двум законам  «О драгоценных металлах и драгоценных  камнях» и об «Оружии» золотодобывающие предприятия относятся к предприятиям с выполнением особых уставных задач и могут иметь боевое оружие, не считая служебное.

      Министерство  внутренних дел более года не согласует  соответствующее Постановление  Правительства и не возражает  по сути постановления.Но при этом не согласуют одно из приложений, а именно кто и каким оружием должен быть вооружен для охраны добытого золота.

      Дума  в первом чтении приняла проект Закона о частичном предпринимательстве  по добыче золота, но который не решит  ни одного из поставленных в нем  вопросов (ликвидация безработицы, рост добычи золота), но резко ухудшит криминогенную обстановку.

      Необходимо  внести поправки в ФЗ «О недрах»:

      1. Вернуть право субъектам федерации  выдавать лицензии на право  разведки и добычи россыпных  месторождений и рудных месторождений  с запасами до 10 т золота.

      2. Освободить предприятия, ведущие  геологоразведочные работы за  счет собственных средств, от  оплаты регулярных платежей за  повышение недрами. 

      3. Освободить от внесения разовых  платежей при получении лицензий  на геологоразведку. 

      Необходимо в Налоговом кодексе:

      1. Для золота, добываемого из россыпных  и техногенных месторождений  установить налог на добычу  в размере 0%.

Информация о работе Золото как всеобщий эквивалент