Анализ и проблемы инвестиционного рынка в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы в теоретическом аспекте проанализировать инвестиционную политику и исследовать проблемы и пути привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызской Республике.
Основные задачи, которые решить
1. Определить сущность и функции инвестиций и инвестиционного рынка
2. Рассмотреть привлечение инвестиций в Кыргызстане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА

1.1. Сущность, формы инвестиций и их классификация

1.2. Инвестиционная политика и её принципы

1.3. Понятие и структура инвестиционного рынка. Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦОННОГО РЫНКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1. Инвестиционный климат Кыргызской Республики

2.2. Анализ привлечения инвестиций и инвестиционного рынка в Кыргызской Республике

2.3. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦОННОГО РЫНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

3.1. Приоритеты и направления привлечения иностранных инвестиций

3.2. Совершенствование инвестиционной политики в Кыргызской Республике

3.3. Эффективность использования иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в КР.docx

— 211.89 Кб (Скачать файл)

В связи  с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования  собственных ресурсов, повышение  квалификации национальных кадров, а  уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться  эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный  капитал в свою экономику.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с  амортизационной политикой, научно-технической  политикой, политикой в отношении  иностранных инвестиций и др. Все  они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Многие  проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко  разработанной системы принципов  инвестиционной политики. Система принципов  инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное  взаимодействие всех уровней, начиная  от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно  теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность  и социальная, экологическая и  экономическая безопасность.

К основным принципам деятельности по привлечению  инвестиций относятся:

- соответствие  основных целей, направлений и  приоритетов инвестиционной деятельности  интересам населения; 

- гарантии, дающие инвестору определенную  уверенность в защищенности его  вложений в связи с возможными  изменениями законодательства;

- равноправием  инвесторов;

- доброжелательность  в отношениях с инвесторами  и взаимная ответственность участников  инвестиционного процесса;

- презумпция  добросовестности инвесторов;

- открытость  и доступность информации для  всех инвесторов;

- объективность  и экономический смысл принимаемых  решений.

При разработке инвестиционной политики предприятия  необходимо придерживаться следующих  принципов:

- нацеленность  инвестиционной политики на достижение  стратегических планов предприятия  и его финансовую устойчивость;

- учет  инфляции и фактора риска; 

- экономическое  обоснование инвестиций;

- формирование  оптимальной структуры портфельных  и реальных инвестиций;

- ранжирование  проектов и инвестиций по их  важности и последовательности  исходя из имеющихся ресурсов  и с учетом привлечения внешних  источников;

- выбор  надежных и более дешевых источников  и методов финансирования инвестиций.

Учет  этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов  при разработке инвестиционной политики предприятия.

В современных  условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

- совершенствование  законодательного обеспечения инвестиционной  деятельности;

- осуществление  концентрации инвестиционной политики  на стратегических направлениях  инвестиционных программ;

- организация  взаимодействия с предприятиями  с целью мобилизации в инвестиции  их собственных средств (здесь  речь идет о реализации взаимных  интересов предприятий региона  в развитии инвестиционной политики);

- осуществление  постоянного мониторинга положительных  и отрицательных моментов развития.5

 

1.3. Понятие и структура инвестиционного  рынка. Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций

 

Инвестиционная  деятельность неразрывно связана с  функционированием инвестиционного  рынка, его развитием и состоянием его конъюнктуры. Инвестиционный рынок  охватывает систему экономических отношений, свободной конкуренции и партнёрства между всеми субъектами инвестиционной деятельности.

В зарубежной практике инвестиционный рынок отождествляется, как правило, с рынком ценных бумаг (фондовым рынком), которые выступают  основным инструментом инвестиционного  вложения капитала как индивидуальными, так и институциональными инвесторами. В нашей стране преимущественным направлением инвестиционной деятельности предприятия является реальное инвестирование в форме капитальных вложений; соответственно инвестиционный рынок  в отечественной практике рассматривается  обычно как рынок инвестиционных (капитальных) товаров. Оба этих подхода  к понятию инвестиционного рынка  являются чрезмерно узкими, так как  не охватывают всего многообразия объектов инвестирования. Поэтому инвестиционный рынок представляет собой рынок, на котором объектами купли-продажи выступают разнообразные инвестиционные товары и инструменты, а также инвестиционные услуги, обеспечивающие процесс инвестирования.

Инвестиционный  рынок является чрезвычайно сложной  системой, в которой обращаются разнообразные  товары и инструменты, обеспечивающие инвестиционный спрос всех видов  инвесторов. Данный рынок обслуживается  специальными инвестиционными институтами  и располагает довольно разветвлённой  и разнообразной инвестиционной инфраструктурой.

Понятие «инвестиционный рынок» является в  определённой мере обобщённым и в  реальной практике оно характеризует  обширную систему отдельных видов  инвестиционных рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов.

Структуризация  инвестиционного рынка может  быть также проведена в отраслевом разрезе и по другим параметрам, но в любом случае она должна отвечать целям   задачам анализа и  оценки состояния инвестиционного  рынка. Более того, систематизация инвестиционных рынков может быть существенно углублена за счёт соответствующей сегментации каждого из видов этих рынков.

Каждому виду инвестиционных рынков присущи  свои особенности, однако принципиальные основы механизма их функционирования имеют общий характер и сводятся к следующим основным моментам:

  1. Основную роль в системе основных элементов инвестиционного рынка играет цена на отдельные инвестиционные товары, инструменты и услуги, которая отражает сбалансированность спроса и предложения на рынке, состояние его равновесия, степень удовлетворения экономических интересов всех его участников.
  2. Цены на инвестиционном рынке определяются прежде всего уровнем доходности отдельных инвестиционных товаров и финансовых инструментов инвестирования, в основе которого лежит средний уровень процентной ставки (или средняя норма доходности на вложенный капитал). Уровень процентной ставки служит не только критерием выбора альтернативных направлений осуществления инвестиционных операций, но в значительной степени определяет объём этих операций или деловую активность отдельных хозяйствующих субъектов на инвестиционном рынке.
  3. Особенностью формирования цен на инвестиционном рынке является существенное воздействие на этот процесс обращающегося на нём спекулятивного капитала. Высокий уровень спекулятивной составляющей, особенно характерный для финансовых сегментов инвестиционного рынка, является нормальным явлением и постоянно возрастает по мере увеличения объёма капитала, накапливаемого предприятиями и физическими лицами. Под воздействием спекулятивного капитала уровень цен на инвестиционном рынке в значительной мере зависит не только от реального спроса, но и от ожидаемых изменений этого уровня, на который участники рынка пытаются влиять исходя из своих спекулятивных интересов («играя на повышение или понижение» рыночных цен).
  4. Цены на инвестиционном рынке очень динамичны и подвержены влиянию многих объективных факторов, проявляющихся как на макро-, так и на микроуровне, поэтому их уровень меняется практически ежедневно (в отличие от потребительских рынков, где факторы ценообразования носят более стабильный характер).
  5. Высокая роль информации об уровне цен на отдельные инвестиционные товары и инструменты как в осуществлении управления инвестиционной деятельностью предприятия, так и в управлении экономическими процессами развития страны в целом определяет не только оперативность, но и открытость их установления.
  6. Публичное установление уровня цен на основные инвестиционные товары и инструменты осуществляется в процессе их биржевой котировки в зависимости от складывающегося соотношения объёма спроса на них и их предложения.
  7. Одной из особенностей формирования цен на инвестиционном рынке является высокая зависимость уровня этих цен, складывающихся на национальном рынке, от соответствующего его уровня на мировом рынке. В наибольшей степени эта зависимость характерна для валютного рынка (где она проявляется в максимальной степени), для рынка ценных бумаг и рынка золота. По мере интегрированности в мировой инвестиционный рынок эта зависимость будет всё усиливаться, формируя как позитивные, так и негативные последствия для экономического развития страны.
  8. Высокая степень влияния динамики цен на инвестиционном рынке на экономические процессы в стране определяет активные формы осуществления государственного регулирования этих цен с помощью соответствующих механизмов, которыми являются установление уровня учётной ставки, нормирование резервов коммерческих банков, регулирование денежного оборота путём эмиссии денег, регулирование объёма эмиссии и доходности государственных ценных бумаг и др.
  9. Объективность формирования цен на инвестиционном рынке определяет не только необходимость учёта в процессе ценообразования всех необходимых факторов, влияющих на их уровень, но и информированность участников этого рынка об основных из этих факторов. Такая информационная обеспеченность участников инвестиционного рынка характеризуется понятием «эффективность рынка». Эффективным инвестиционным рынком считается такой, на котором уровень цен на отдельные инвестиционные товары, инструменты и услуги быстро реагирует на внешнюю информацию при полном доступе к ней всех участников этого рынка.6

Вместе  с тем, механизм функционирования отдельных  видов инвестиционных рынков имеет  специфические особенности, определяемые показателями цены (рыночной стоимости) обращающихся на нём инвестиционных товаров и инструментов; системой факторов, влияющих на формирование конкретного  уровня цен этих товаров и инструментов; методах котировки (формирования) цен  участниками рынка и т.п.

Знание  механизма функционирования отдельных  видов инвестиционных рынков позволяет  предприятию более эффективно осуществлять операции по привлечению инвестиционных ресурсов из внешних источников, по выбору реальных инвестиционных проектов или формированию портфеля финансовых инвестиций и по другим аспектам инвестиционной деятельности.

Международный опыт экономического развития, как государственного, так и регионального, показывает, что в основе экономического роста находится рост инвестиционный. Большинство стран мира, которые  в последние 40 лет совершили рывок  в своем развитии, развивались  именно путем изменения структуры  своих экономик на основе инвестиционного  роста.

Осознавая это, большинство как  развитых, так и развивающихся  стран мира рассматривают привлечение  инвестиций в экономику в национальном и региональном масштабах как  одну из приоритетных задач экономической  политики. Особое внимание уделяется  привлечению прямых иностранных  инвестиций не просто как источнику  дополнительных инвестиционных ресурсов и создания новых рабочих мест, но и как инструменту привлечения  новейших технологий и ноу-хау.

Мировая практика привлечения иностранных  инвестиций насчитывает не одно десятилетие. Практика показывает, что на способность  страны привлекать прямые иностранные  инвестиции влияют три группы факторов:

  • Общая инвестиционная политика и рыночная ситуация в стране;
  • Стратегия продвижения инвестиций и стратегия  по развитию институциональной поддержки иностранных инвестиций;
  • Эффективность работы институциональных механизмов по продвижению и поддержке инвестиций.

Большинство иностранных инвесторов предпочитают открытую политику без  ограничений, препятствий и заградительных барьеров. Поэтому для привлечения  инвесторов важно делать упор на их информационное и консультационное обслуживание внутри принимающего государства, устранение административных барьеров и препятствий для иностранных  инвесторов.

Во многих государствах политика привлечения  инвестиций для иностранных и  местных инвесторов различна. Однако, учитывая опыт авторитетных международных  организаций, таких как ЮНИДО, ОЭСР и других, можно утверждать, что  такая политика эффективна только для  достижения результатов в краткосрочном  периоде. Для долгосрочного эффекта  необходимо уравнять политику, как  для иностранных, так и для  местных инвесторов.

Отбор и утверждение иностранных  инвесторов и проектов во многих странах  эффективно построены по принципу «черного списка» - списка направлений, проектов, инвесторов, которые требуют утверждения и согласования или однозначно запрещены. Остальные же проекты автоматически получают «зеленый свет».

До сих пор неоднозначно оценивается  роль различного рода стимулов и преференций. В более развитых странах, как  правило, используют нефискальные стимулы (аутсорсинг знаний и капитальных  ресурсов, гранты, и т.д.). В развивающихся  странах, как правило, чаще используются фискальные меры стимулирования инвестиций (таможенные и налоговые льготы, каникулы и т.д.). Однако для большинства  инвесторов основным фактором при выборе места вложения средств остаются не меньшие налоги, а доступность  необходимых ресурсов, наличие рынка  сбыта, понятные условия инвестирования, осведомленность о предполагаемых рисках, упрощение процедуры процесса взаимодействия с разрешительными  и надзорными органами. Среди прочих факторов, влияющих на привлечение  иностранных инвестиций, есть и элементы миграционной политики, такие, как простота получения визы, получения права  на работу, прозрачность прав собственности  для иностранных граждан, условий  экспроприации и репатриации  и т.д.

Стратегия привлечения инвестиций более эффективна, когда она является адресной и целевой, нежели общего характера. Методы продвижения инвестиций зависят  от их типа, отрасли и региона, куда привлекают инвесторов. Наиболее эффективным  методом продвижения крупных  инвестиционных проектов, исходя из международной  практики, стало их прямое продвижение  целевой группе инвесторов. Ценным источником информации для формирования инвестиционной стратегии является диалог с существующими инвесторами  в конкретной стране, опыт которых  возможно эффективно использовать для  устранения недостатков существующего  механизма и институционального обеспечения взаимодействия с иностранными инвесторами.7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦОННОГО РЫНКА  В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

2.1. Инвестиционный климат Кыргызской  Республики

 

Понятие инвестиционного климата чрезвычайно ёмкое. Оно включает в себя идеологию, политику, экономическое положение, культуру, социально-политическую стабильность и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях, и которые позволяют ему сделать вывод об уровне инвестиционного риска. Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций органов государственного управления, степень и методы их вмешательства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.

Информация о работе Анализ и проблемы инвестиционного рынка в Кыргызской Республике