Анализ и проблемы инвестиционного рынка в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы в теоретическом аспекте проанализировать инвестиционную политику и исследовать проблемы и пути привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызской Республике.
Основные задачи, которые решить
1. Определить сущность и функции инвестиций и инвестиционного рынка
2. Рассмотреть привлечение инвестиций в Кыргызстане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА

1.1. Сущность, формы инвестиций и их классификация

1.2. Инвестиционная политика и её принципы

1.3. Понятие и структура инвестиционного рынка. Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦОННОГО РЫНКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1. Инвестиционный климат Кыргызской Республики

2.2. Анализ привлечения инвестиций и инвестиционного рынка в Кыргызской Республике

2.3. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦОННОГО РЫНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

3.1. Приоритеты и направления привлечения иностранных инвестиций

3.2. Совершенствование инвестиционной политики в Кыргызской Республике

3.3. Эффективность использования иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в КР.docx

— 211.89 Кб (Скачать файл)

В отношении своих торговых партнеров  Кыргызстан применяет следующие  торговые режимы:

  • Страны СНГ – режим свободной торговли,
  • Страны ЕврАзЭС – таможенный союз,
  • Страны ВТО – режим наибольшего благоприятствования,
  • Наименее развитые страны – преференциальный режим.

На мировой рынок Кыргызстан поставляет электроэнергию, золото, хлопчатобумажные ткани, шерстяные изделия, древесину, табак, сурьму, ртуть и др. При  этом страна импортирует энергетические ресурсы, нефтепродукты, природное  топливо, уголь, удобрения и другие химические продукты, машины и оборудование, транспортные средства и запчасти, бытовые приборы и др.

Основными партнерами Кыргызстана  в торговле и экономических отношениях являются страны СНГ, Китай, Германия, Швейцария, Турция, Великобритания, США.

Важным фактом во внешней торговле стало то, что Кыргызстан в последние  годы превратился в региональный центр реэкспорта в страны Центральной  Азии и Россию китайских товаров. По оценке экспертов Всемирного Банка, кыргызские торговцы, конкурентно превосходят  своих партнеров в других странах  ЦА в способности закупать товары из оптимальных по цене источников, а также определять спрос на них.

Налогообложение в Кыргызской Республике регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики и подзаконными актами (постановления, положения, инструкции, приказы). Органом, осуществляющим контроль за полной и своевременной уплатой налогов в бюджет, является Государственная Налоговая Служба при Правительстве Кыргызской Республики. Помимо налогов среди обязательных отчислений необходимо выделить страховые взносы в Социальный Фонд Кыргызской Республики, а также неналоговые сборы, такие как сбор за вывоз мусора.

Иностранные организации, в свою очередь, подразделяются на иностранные организации, осуществляющие деятельность через  постоянное учреждение в Кыргызской Республике, и иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением  в Кыргызской Республике.

Сегодня Кыргызстан имеет заключенные  двусторонние соглашения об избежании  двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в  отношении налогов на доход и  капитал.

Наряду с этим, ведутся переговоры с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Республикой Корея, Литвой, Люксембургом, Нидерландами, Францией и Чехией о  подписании вышеуказанного соглашения. Предполагаются также переговоры с  Испанией и Южно-Африканской Республикой.

В свободных экономических зонах (СЭЗ) устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в  области внешнеэкономической и  хозяйственной деятельности.11

Привлечение инвестиций является залогом  экономического развития в Кыргызской Республике, что выразилось в весьма либеральном инвестиционном законодательстве страны.

Так, законодательство Кыргызской Республики предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, применяемый в  отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики. Законодательством предоставляются довольно широкие права и гарантии иностранным инвесторам, включая гарантии вывоза или репатриации за пределы Кыргызской Республики инвестиций, имущества и информации, гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещения убытков инвесторам, гарантии использования доходов, свобода денежных операций и др.

Для улучшения инвестиционного  климата Кыргызской Республики и  повышения ее конкурентоспособности, Правительство Кыргызской Республики предпринимает меры по формированию благоприятной бизнес-среды и  совершенствованию процесса привлечения  инвестиций в страну.

Иностранным инвесторам выдаются инвестиционные визы, при инвестировании средств  в размере не менее 300,0 тыс. долл. США.

Кыргызская Республика заключила  ряд двусторонних международных  договоров о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений). В частности, соглашения в указанной  области были заключены с такими странами, как: Китайская Народная Республика (1995 год); Турецкая Республика (1996 год); Республика Украина (подписано в 1993 году, не вступило в силу); Соединенные Штаты Америки (1994 год); Малайзия (1995 год); Исламская Республика Пакистан (1995 год); Республика Армения (1995 год); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (1998 год); Французская Республика (1997 год); Исламская Республика Иран (2005 год); Республика Узбекистан (1997 год); Азербайджанская Республика (1997 год); Федеративная Республика Германия (2006 год); Республика Грузия (1997 год); Республика Индия (2002 год); Республика Индонезия (1997 год); Республика Казахстан (2005 год); Республика Беларусь (2001 год); Монгольская Народная Республика (подписано в 2007 году, не вступило в силу); Швейцарская Конфедерация (2003 год); Республика Таджикистан (2001 год); Королевство Швеция (2003 год); Республика Молдова (2004 год); Финляндская Республика (2004 год); Республика Корея (2008 год); Латвийская Республика (2009 год); Литовская Республика (подписано в 2008 году, не вступило в силу).

Правительством Кыргызской Республики одобрены проекты соглашений о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций с Чешской Республикой и Королевством Нидерланды. В планах заключение таких соглашений с Японией, Австрийской Республикой, Республикой Сингапур, Венгерской Республикой, Республикой Македония, Экономическим Союзом Бельгия-Люксембург, Итальянской Республикой, Словацкой Республикой и Канадой.12

Согласно результатам исследования Всемирного Банка «Doing Business 2012» Кыргызская Республика занимает 13 место в рейтинге 183 стран мира по степени защищенности инвесторов.

Необходимо отметить, что  одним  из главных факторов, на мой взгляд, оказывающих влияние на  инвестиционный климат, прежде всего, является  –  законодательство. Именно его неудовлетворительное состояние и лишает страну инвесторов, имея необходимый потенциал. А как  инвестор узнает о том, куда ему инвестировать, какие имеются для этого предпосылки  или  «ориентиры». Под «ориентирами»  подразумевается  инвестиционная привлекательность.

 Как известно, в республике семь областей, каждая из которых не менее привлекательна, чем остальные. Как уже было сказано выше, для формирования  инвестиционного климата необходим ряд факторов, которым я попытаюсь придать более четкие границы, дав  описание возможностей  каждого из регионов и страны в целом.

Характеризуя инвестиционный климат, нужно отметить, что  с каждым годом в республике он улучшается, хотя и достаточно вяло. Наиболее привлекательным  местом в данный момент для инвесторов был и остаётся город Бишкек. Наиболее приоритетными отраслями для привлечения инвестиций являются пищевая и легкая промышленность, торговля, сфера услуг и строительство. Здесь сказывается то, что городские власти совместно с республиканскими министерствами, комитетами, госкомиссиями и ведомствами проводят работу по устранению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата.

Другие области не отстают далеко. Давая, какую либо оценку хочется  отметить, что  у республики имеется  огромный инвестиционный потенциал, а  частности не только если брать отдельно южную и северную столицы.  Степень  развития секторов экономики по отраслям показывает, что наша республика хотя и является аграрной, но у неё  огромный промышленный потенциал. Так  как, обладая богатыми природными ресурсами: залежами нефти и газа, золота и  ртути страна, на мой взгляд, не достаточно эффективно их использует. Скорее всего, здесь оказывает влияние недостаточно развитая инфраструктура. Так, например  в Баткенской и Нарынской областях имеются запасы нефти, а в  Таласской  и Ошской золота. Но фактически известен лишь один факт разработки месторождения  золота на Иссык-Куле предприятием «Кумтор».

Очень жаль, что не используются в  полной мере и  туристический потенциал  страны. Анализируя области, я пришла к выводу, что в пяти областях имеется благоприятные для того условия: будь то лечебный, конный, курортный  или другие виды туризма.

Подводя итог, я хочу отметить, что у инвестиций есть широкий круг возможностей в Кыргызской Республике. В том, что касается климата нужно отметить прогрессивные сдвиги. Касающиеся законодательства, упрощении таможенных барьеров и других негативных сторон, ухудшающих инвестиционную привлекательность. Хочу подчеркнуть, что в этом направлении сделан ещё один шаг по привлечению инвестиций -  в сети Интернет открыт сайт посвященный инвестиционной ситуации республики (www.investment.kg). Если верить статистике, то  с каждым годом его посещаемость растет, и все большее количество людей узнаёт об инвестиционном потенциале и климате республике.

 

2.2. Анализ привлечения инвестиций  и инвестиционного рынка в  Кыргызской Республике

 

Объемы  вкладываемых инвестиций в экономику  напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых  мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика, в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012–2013 годы Кыргызская Республика занимает 127 место из 144 стран. Среднее значение темпа экономического роста Кыргызская Республика за последнее десятилетие составило приблизительно 4%, являясь самым низким в регионе.

Динамика поступления прямых иностранных инвестиций с 2008 по 2012 гг. отражает нестабильность поступления инвестиций в экономику Кыргызской Республики, наблюдается тенденцию к спаду. Финансовый кризис в 2008-2009 годах резко отразился на снижении финансовой активности и вывозу банковского капитала из республики. (см. Таблица 1.1).

 

Таблица 1.1.

 

Анализ поступления прямых иностранных  инвестиций в Кыргызскую Республику с 2008 по 2012 гг.13

 

 

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ в 2012г. в сравнении с 2011г. снизились в 1,7 раза. Основными странами-инвесторами являлись Канада, объемы поступления из которой снизились в 3,9 раза, Китай - на 22,9 процента, Германия - на 23,8 процента и Великобритания, объемы поступления из которой, напротив, возросли на 35,7 процента. Инвестиции из Канады, в основном, направлялись в предприятия обрабатывающей промышленности (93,7 процента, при этом весь объем направлялся в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), Китая - в предприятия обрабатывающей промышленности (66,7 процента, из них 88,3 процента в производство нефтепродуктов) и геологоразведку (23,9 процента), Германии - в обрабатывающую промышленность (94,7 процента, из них 89,5 процента в производство прочих неметаллических минеральных продуктов), Великобритании - в геологоразведку (95,0 процента).

Отмечался рост (на 31,8 процента) объемов поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ. Объемы вложений, осуществленных инвесторами из России, увеличились в 1,4 раза, из Казахстана — на 29,1 процента. Инвестиции из России, в основном, направлялись в предприятия обрабатывающей промышленности (35,8 процента, из них 85,1 процента в — производство пищевых продуктов, включая напитки и табака), торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (31,5 процента) и сферу финансовой деятельности (26,4 процента), Казахстана — в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (41,7 процента) и сферу финансовой деятельности (39,0 процента). (см. Таблица 1.2).

Таблица 1.2.

 

Структура поступления прямых иностранных  инвестиций в Кыргызскую республику с 2008 по 2012 гг.14

 

 

Динамика  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) свидетельствует о низком соотношении  ПИИ к ВВП. (см. Таблица1.3).  

 

 

 

Таблица 1.3.

 

Динамика инвестиций к ВВП, %15

 

 

Объемы  поступления прямых иностранных  инвестиций в 2012г. по сравнению с 2011г. снизились на 38,6 процента и составили 521,4 млн. долларов. Наиболее приоритетными  видами экономической деятельности для вложения инвестиций являлись обрабатывающая промышленность (45,9 процента поступивших  инвестиций), сфера операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям (31,9 процента), финансовый сектор экономики (9,0 процента), а также, торговля, ремонт автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования (6,0 процента). При этом, по сравнению с 2011г. доля прямых иностранных  инвестиций, поступивших в обрабатывающую промышленность сократилась на 11,8 процентных пункта, торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования - на 1,6 процентных пункта в то время как, в сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям и финансовый сектор экономики, напротив, увеличилась, соответственно, на 11,9 и 3,3 процентных пункта.В 2012г. в сравнении с предыдущим годом объемы поступления прямых иностранных инвестиций снизились по всем видам деятельности, за исключением сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сферы предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.(см. Таблица 2.1).

Таблица 2.1.

 

Структура поступления прямых иностранных  инвестиций по видам деятельности (2008-2012 гг. %)16

 

Наименование показателей

2008 г.

2009 г. 

2010 г.

2011г.

2012 г.

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,07

0,00

0,00

0,00

0,33

Горнодобывающая промышленность

0,87

0,96

0,15

3,24

5,33

Обрабатывающая промышленность

27,84

25,20

49,75

57,67

45,83

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

-

0,14

0,00

-

0,00

Строительство

5,65

3,24

0,76

0,60

0,20

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования

6,49

8,01

8,03

7,63

6,02

Гостиницы и рестораны

0,28

0,72

1,22

0,47

0,31

Транспорт и связь

2,03

3,38

1,97

4,68

1,02

Финансовая деятельность

39,79

35,79

5,24

5,67

8,96

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

16,94

22,39

32,87

20,02

31,92

Государственное управление

-

-

-

0,00

0,00

  Образование

0,00

0,02

0,00

 

0,00

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,05

0,06

-

0,00

0,02

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

0,00

0,07

0,00

0,01

0,03

Информация о работе Анализ и проблемы инвестиционного рынка в Кыргызской Республике