Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:25, реферат
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой:
1.1 Сущность бюджетного процесса
1.2 Характеристика участников бюджетного процесса
1.3 Характеристика стадий бюджетного процесса
1.4 Сущность бюджетного планирования
Глава 2.Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах и анализ эффективности бюджетного процесса в России:
2.1. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран
2.2 Анализ Бюджета РФ на 2013-2016 год
Заключение
Список литературы
Бюджетные полномочия Банка России:
1. Банк России совместно
с Правительством Российской
Федерации разрабатывает и
2. Банк России обслуживает счета бюджетов.
3. Банк России осуществляет
функции генерального агента
по государственным ценным
1.3. Характеристика стадий бюджетного процесса
Бюджетный процесс включает следующие этапы:
Каждая стадия имеет своё назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Помимо стадий Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля над исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно- кредитного регулирования, органы государственного контроля. Органом денежно- кредитного регулирования является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счётная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным годом. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного года, т.к. в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Кроме бюджетного года существует понятие льготный срок- это время для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия финансовых отчётов. Деятельность государства от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около трёх лет и называется бюджетным циклом.
1.4. Сущность бюджетного планирования
Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Экономическая сущность
планирования заключается в централизованном
распределении и перераспределе
Принципы бюджетного планирования:
·регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
·адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
·непрерывность планирования годового бюджета;
·стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);
·балансовый метод.
Бюджетное планирование ведется органами Гос. власти и управления. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.
Бюджетное планирование включает бюджетный процесс, как его главную форму.
Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных / местных бюджетов. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении и его утверждение.
Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются отражением как экономических процессов, так и политической культуры общества.
Глава 2.Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах и анализ эффективности бюджетного процесса в России
2.1. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран
Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса, Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.
Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.
После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров, президентом в США) проект бюджета поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент, в США — конгресс, во Франции — парламент, в ФРГ — бундестаг. В США проект бюджета передается в конгресс в январе, т.е. за девять месяцев до начала нового бюджетного года. Вместе с ним направляется бюджетное послание президента, в котором приводятся основные направления финансовой политики, а также правительственные оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного сальдо на предстоящий и четыре последующих года. Во Франции проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату законодательного органа, имеющую более широкое представительство, а затем — в верхнюю, в некоторых странах — одновременно (Германия). В Великобритании нижней палатой является палата общин, верхней — палата лордов; в конгрессе США нижняя палата — это палата представителей, верхняя — сенат; в парламенте Канады — палата общин и сенат; во Франции — соответственно национальное собрание и сенат; в Германии — бундестаг (нижняя), бундесрат (верхняя). Значение палат неодинаково. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.
Во Франции национальное собрание также обладает большим объемом полномочий в области принятия бюджета. Проект бюджета вначале представляется на рассмотрение национального собрания, для решения по проекту которому выделяется 40 дней, в то время как сенат располагает только 15. В случае разногласий между палатами решающая роль принадлежит нижней палате.
В ФРГ одобрению верхней палаты парламента подлежат только те законы, которые устанавливают общие принципы бюджетного права, предотвращают нарушение единого экономического баланса, предоставляют финансовую помощь землям, вводят некоторые виды налогов. Принятие закона о бюджете не предполагает обязательного одобрения бундесратом, хотя указанный закон и подлежит его рассмотрению. Наименьшими полномочиями в бюджетной сфере наделена палата лордов в Великобритании. Финансовые законопроекты поступают в нее только после их принятия палатой общин и могут быть утверждены Короной через месяц после их получения верхней палатой вне зависимости от того, были ли они одобрены ею.
Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна. В США конгресс одобряет два документа по бюджету в виде двух совместных резолюций палат конгресса по бюджету на предстоящий год. В первой резолюции устанавливаются контрольные цифры (высшие и низшие пределы) доходов и расходов, положительного сальдо или дефицита, государственного долга, полномочия для новых расходов или доходов. Вторая резолюция, носящая директивный характер и являющаяся, по существу, бюджетом, принимается палатами не позднее 15 сентября. Бюджетный год в США начинается 1 октября.
Характерной особенностью бюджетного процесса США является то, что конгресс не определяет величину бюджетных расходов в каждом финансовом году. Он лишь утверждает полномочия, в соответствии с которыми выделяются средства под конкретные программы. Бюджет после утверждения законодательным органом поступает на подпись главы государства (в США — президента, в Великобритании — королевы) и становится законом. В случае несогласия с изменениями, внесенными в бюджет конгрессом, президент может наложить на законопроект вето, и тогда бюджет возвращается в конгресс для повторного рассмотрения.
Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в Великобритании, Канаде и Японии с 1 апреля до 31 марта, во Франции, Италии и Германии с 1 января по 31 декабря).
Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.
В начале века кассовое исполнение бюджета осуществляло казначейство. С развитием кредитной системы, различных банковских учреждений кассовое исполнение бюджета во многих странах было возложено на банки, а в ряде стран (например, в Японии, Великобритании) — на центральный банк (Банк Японии, Банк Англии), в США — на банки федеральной резервной системы. Однако во Франции продолжает действовать казначейская система, при которой собранные средства перечисляются на счет правительства в Банк Франции. В Германии на уровне федерации и земель применяется банковская система кассового обслуживания бюджета, на уровне общин — казначейская.
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
1. Утвердить основные
характеристики федерального
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
3) верхний предел
4) верхний предел
5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.
2. Утвердить основные
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов
3) верхний предел