Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой:
1.1 Сущность бюджетного процесса
1.2 Характеристика участников бюджетного процесса
1.3 Характеристика стадий бюджетного процесса
1.4 Сущность бюджетного планирования
Глава 2.Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах и анализ эффективности бюджетного процесса в России:
2.1. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран
2.2 Анализ Бюджета РФ на 2013-2016 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетный процесс курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетные полномочия Банка  России:

1. Банк России совместно  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной политики.

2. Банк России обслуживает  счета бюджетов.

3. Банк России осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

 

 

 

1.3. Характеристика стадий бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс  включает следующие этапы:

  • Сводное финансовое планирование и прогнозирование
  • Составление перспективного финансового плана
  • Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета
  • Исполнение бюджета в течение бюджетного года
  • Анализ и контроль исполнения бюджета

Каждая стадия имеет своё назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Помимо стадий Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля над исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно- кредитного регулирования, органы государственного контроля. Органом денежно- кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового  контроля являются: Счётная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные  органы законодательных органов  субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным годом. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного года, т.к. в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Кроме бюджетного года существует понятие льготный срок- это время для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия финансовых отчётов. Деятельность государства от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около трёх лет и называется бюджетным циклом.

1.4. Сущность бюджетного планирования

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и НД между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.

Принципы  бюджетного планирования:

·регулирование бюджетных  вопросов едиными правовыми нормами;

·адресный и целевой  характер направления бюджетных  средств;

·непрерывность планирования годового бюджета;

·стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

·балансовый метод.

Бюджетное планирование ведется органами Гос. власти и управления. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс, как  его главную форму.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных / местных бюджетов. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

составление проекта  бюджета;

рассмотрение и утверждение  бюджета;

исполнение бюджета;

составление отчета об исполнении и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются отражением как экономических процессов, так  и политической культуры общества.

 

 

Глава 2.Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах и анализ эффективности бюджетного процесса в России

2.1. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран

Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Составление проекта  бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса, Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

Работа по составлению проекта  бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров, президентом в США) проект бюджета поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент, в США — конгресс, во Франции — парламент, в ФРГ — бундестаг. В США проект бюджета передается в конгресс в январе, т.е. за девять месяцев до начала нового бюджетного года. Вместе с ним направляется бюджетное послание президента, в котором приводятся основные направления финансовой политики, а также правительственные оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного сальдо на предстоящий и четыре последующих года. Во Франции проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату законодательного органа, имеющую более широкое представительство, а затем — в верхнюю, в некоторых странах — одновременно (Германия). В Великобритании нижней палатой является палата общин, верхней — палата лордов; в конгрессе США нижняя палата — это палата представителей, верхняя — сенат; в парламенте Канады — палата общин и сенат; во Франции — соответственно национальное собрание и сенат; в Германии — бундестаг (нижняя), бундесрат (верхняя). Значение палат неодинаково. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.

Во Франции национальное собрание также обладает большим объемом полномочий в области принятия бюджета. Проект бюджета вначале представляется на рассмотрение национального собрания, для решения по проекту которому выделяется 40 дней, в то время как сенат располагает только 15. В случае разногласий между палатами решающая роль принадлежит нижней палате.

В ФРГ одобрению верхней палаты парламента подлежат только те законы, которые устанавливают общие  принципы бюджетного права, предотвращают нарушение единого экономического баланса, предоставляют финансовую помощь землям, вводят некоторые виды налогов. Принятие закона о бюджете не предполагает обязательного одобрения бундесратом, хотя указанный закон и подлежит его рассмотрению. Наименьшими полномочиями в бюджетной сфере наделена палата лордов в Великобритании. Финансовые законопроекты поступают в нее только после их принятия палатой общин и могут быть утверждены Короной через месяц после их получения верхней палатой вне зависимости от того, были ли они одобрены ею.

Процедура рассмотрения и утверждения  бюджета в разных странах различна. В США конгресс одобряет два документа  по бюджету в виде двух совместных резолюций палат конгресса по бюджету на предстоящий год. В первой резолюции устанавливаются контрольные цифры (высшие и низшие пределы) доходов и расходов, положительного сальдо или дефицита, государственного долга, полномочия для новых расходов или доходов. Вторая резолюция, носящая директивный характер и являющаяся, по существу, бюджетом, принимается палатами не позднее 15 сентября. Бюджетный год в США начинается 1 октября.

Характерной особенностью бюджетного процесса США является то, что конгресс не определяет величину бюджетных расходов в каждом финансовом году. Он лишь утверждает полномочия, в соответствии с которыми выделяются средства под конкретные программы. Бюджет после утверждения законодательным органом поступает на подпись главы государства (в США — президента, в Великобритании — королевы) и становится законом. В случае несогласия с изменениями, внесенными в бюджет конгрессом, президент может наложить на законопроект вето, и тогда бюджет возвращается в конгресс для повторного рассмотрения.

Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в Великобритании, Канаде и Японии с 1 апреля до 31 марта, во Франции, Италии и Германии с 1 января по 31 декабря).

Важным элементом третьей  стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.

В начале века кассовое исполнение бюджета осуществляло казначейство. С развитием кредитной системы, различных банковских учреждений кассовое исполнение бюджета во многих странах было возложено на банки, а в ряде стран (например, в Японии, Великобритании) — на центральный банк (Банк Японии, Банк Англии), в США — на банки федеральной резервной системы. Однако во Франции продолжает действовать казначейская система, при которой собранные средства перечисляются на счет правительства в Банк Франции. В Германии на уровне федерации и земель применяется банковская система кассового обслуживания бюджета, на уровне общин — казначейская.

 

  

2.2 Анализ Бюджета РФ на 2013-2016 год

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и  на плановый период 2014 и 2015 годов

1. Утвердить основные  характеристики федерального бюджета  на 2013 год, определенные исходя  из прогнозируемого объема валового  внутреннего продукта в размере  66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме  13 387 340 174,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики  федерального бюджета на 2014 год  и на 2015 год, определенные исходя  из прогнозируемого объема валового  внутреннего продукта в размере  соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):

1) прогнозируемый общий объем  доходов федерального бюджета  на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального  бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2015 года в  сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;

Информация о работе Бюджетный процесс