Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:25, реферат
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой:
1.1 Сущность бюджетного процесса
1.2 Характеристика участников бюджетного процесса
1.3 Характеристика стадий бюджетного процесса
1.4 Сущность бюджетного планирования
Глава 2.Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах и анализ эффективности бюджетного процесса в России:
2.1. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран
2.2 Анализ Бюджета РФ на 2013-2016 год
Заключение
Список литературы
4) верхний предел
5) дефицит федерального бюджета на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
Дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.
Совершенно очевидно, что предлагаемый
правительством бюджет ни в коей мере
не соотносится с предвыборными обещаниями
президента Путина и ставит крест на самой
идее модернизации российской деиндустриализированной
экономики трубы. Бюджет на 2013г. и плановый период 2014-2015гг.
носит ярко выраженный реакционный характер, который отражает целенаправленную и
осознанную политику властей по отказу
от возрождения отечественной наукоёмкой
промышленности, финансированию научно-технического
комплекса .
Согласно законопроекту,
опубликованному 18 сентября на сайте Минфина
и столь же спешно снятому с него после
публичной критики правительства со стороны
Путина, доходы федерального бюджета в
2013 году составят 12,9 триллиона рублей,
расходы - 13,4 триллиона. На 2014 и 2015 годы
доходы бюджета определены в размере 14,6
триллионов рублей и 15,7 триллионов рублей,
расходы - 14,2 триллиона и 15,7 триллионов
рублей соответственно.
Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2013 году
составит порядка 0,8% ВВП по сравнению
с 1,5% ВВП, утвержденных ранее в основных направлениях
бюджетной политики на 2013-2015гг. По итогам
2014г. бюджетный дефицит составит 0,2% ВВП
против 0,6% ВВП, запланированных ранее,
а в 2015г. приблизится к нулевой отметке
и составит 0,01% ВВП против 0,1% ВВП.
При этом предполагается, что ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета в 2013г. составит
9,7% ВВП, в 2014г. - 8,7% ВВП, в 2015г. - 8,5% ВПП. Аналогичные
заявления российскими чиновниками делались
и ранее, что не помешало ненефтегазовому
дефициту бюджета превысить отметку в
9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в кризисном 2010г. По итогам
2012г. этот показатель должен составить
не менее 9,5% ВВП или практически половину
всех расходов.
Ещё накануне кризисного обвала 2008г.
правительство планировало ограничить
предельно допустимую величину ненефтегазового
дефицита федерального бюджета на уровне
3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г. он без учёта нефтегазовых
доходов дефицит составил 6,4% ВВП, а в разгар
кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что
ещё в 2007г. ненефтегазовый дефицит не превышал
отметку в 3,7%, а за период 2001-2006гг. она варьировался
в диапазоне 0-2,5% ВВП.
Другими словами,
в течение «тучных нулевых» вместо ускоренного
развития несырьевых секторов экономики,
возрождения наукоёмких производств и
обрабатывающей промышленности высоких
переделов ,что позволило бы существенно
снизить избыточную зависимость бюджета
в целом и уровня жизни подавляющей части
населения от цен на нефть, российские
власти предпочитали проедать нефтедоллары.
Вместо стимулирования отраслевой диверсификации
экономики и создания дополнительных
источников бюджетных доходов, кремлёвские
чиновники и правительство всё плотней
подсаживали и продолжают подсаживать
российскую экономику на «нефтяную иглу». В результате
чего более половины всех расходов и доходов
федерального бюджета только по прямому
методу учёта (без косвенных эффектов)
находятся в прямой зависимости от ценовой
конъюнктуры на товарно-сырьевых биржах.
Сложилась
парадоксальная ситуация, при которой
перспективы России, ситуация в экономике
и способность государства исполнять
свои конституционные обязанности перед
своими гражданами были поставлены
в прямую зависимость от неконтролируемых
факторов – настроений глобального спекулятивного
капитала и действий Центробанков стратегических
конкурентов России.
Не удивительно,
что за период 2002-2011гг. добавленная стоимость
в финансовом секторе выросла в 3,7 раз,
в торгово-посреднических операциях –
в 2 раза, а в спекулятивных операциях с
недвижимостью и строительном секторе
– в в 1,69 и 1,77 раз соответственно. Тогда
как прирост ВВП в целом едва дотянул до
1,51 раз, обрабатывающие производства прибавили
34,6%, сельское хозяйство – 16,9%.
Одновременно с этим за период
2000-2011гг. в 2,55 раз увеличилось потребление
домашних хозяйств, реальный объём импорта
подскочил в 5,6 раз, экспорт вырос в фиксированных
ценах в 2 раза, а добавленная стоимость
в производственном секторе увеличилась
на едва заметные 1,73 раза. В этой связи
можно смело говорить о том, что в период
«тучных нулевых» власти продолжали проедать
нефтедоллары и паразитировать на производственном,
научно-техническом и инфраструктурном
запаса прочности советской эпохи.
Это наглядней любой критики свидетельствует о качественной
деградации структуры российской экономики,
примитивизации производства и снижении
конкурентоспособности России на мировом
рынке, которая будет лишь усугубляться
по мере втягивания России в ВТО.
Из общей суммы расходов правительства почти в 14 триллионов рублей более восьми триллионов распределяется в рамках госпрограмм. Всего этих программ 39, в закрытой части бюджета делится более 860 миллиардов рублей. Самая маленькая — программа по обеспечению государственной безопасности (в открытой части — 2,3 миллиарда рублей), самые большие — по социальной поддержке граждан (более триллиона) и по обеспечению общественного порядка (более 900 миллиардов).
Следы потенциального секвестра в госпрограммах найти сложнее, чем в разбивке расходов по ведомствам — «бумажных» пятипроцентных списаний в них почти нет (об исключениях см. врез). Наоборот, более чем в три раза выросли расходы на программу по развитию промышленности, а также по региональному развитию. По последней траты особенно любопытны: программа (.файл pdf ) принята до 2020 года, всего по ней изначально планировалось потратить 154 миллиарда рублей, причем в 2014-м — только 18,9 миллиарда. Новым решением правительства траты увеличены до 47 миллиардов, то есть почти до трети от общей сметы. В 2015-2016 годах траты запланированы приблизительно на том же уровне. Как сказано в пояснительной записке к бюджету, переформатирование программы вызвано тем, что в нее вошли траты из других программ.
Что касается развития промышленности,
то правительство как раз
Из анализа трат на физическую культуру и спорт видно, что увеличение расходов профильного министерства связано вовсе не с Олимпиадой. Сразу на 162 процента выросло выделение средств на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года — почти до 30 миллиардов рублей. Чем ближе чемпионат, тем больше будут госрасходы — всего государство потратит на проект около полутриллиона рублей.
Но неправильно думать,
будто в госпрограммах
В рамках программы «Развитие здравоохранения» сокращение составило «всего» 5,85 процента, но зато внутри нее снижены все подпрограммы, кроме двух: развития инновационных методов и развития международных отношений (последняя увеличилась аж на 42 процента). «Охрана матери и ребенка» будет обходиться бюджету на 29 процентов дешевле, чем было запланировано ранее.
На фоне последних событий в столичном Бирюлеве показательным кажется и то, что на пять миллиардов рублей (до 25 миллиардов) выросли расходы на внешнюю трудовую миграцию. Авторы пояснительной записки к бюджету не скрывают: дело в увеличении численности сотрудников ФМС и сравнительно новой идее по «созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства», иными словами спецлагерей.
Предполагается, что доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,571 трлн рублей, или 18,5% ВВП. В 2015 году они вырастут до 14,565 трлн рублей, или 18,3% ВВП, в 2016 году - до 15,906 трлн рублей, или 18,3% ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 году, как ожидается, будут составлять 13,960 трлн рублей, или 19% ВВП, в 2015 году - 15,362 трлн рублей, или 19,3% ВВП, в 2016 году - 16,392 трлн рублей, или 18,9% ВВП. Дефицит бюджета в 2014 году будет на уровне 389,6 млрд рублей, или 0,5% ВВП, в 2015 году - 797 млрд рублей, или 1% ВВП, в 2016 году - 487 млрд рублей, или 0,6% ВВП. Цена на нефть марки "Юралс" на плановый на 2014 - 2016 годы прогнозируется в пределах 101-100 долларов США за баррель.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечает, что в основе проекта бюджета реализован подход полной функциональной зависимости российской экономики от состояния внешних рынков сырья. При этом бюджет, как ключевой экономический документ, не отвечает на вопрос, как и что будет осуществляться для реструктурирования модели отечественной экономики и снижения зависимости экономики и бюджетной системы России от внешнеэкономической конъюнктуры. "Все обсуждаемые "институциональные изменения" продолжают уже начатые меры и носят скорее частный характер", говорится в заключении профильного комитета Госдумы.
Предлагается в 2014 году заморозить регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей, кроме населения. Регулируемые цены на природный газ для населения предлагается, по прогнозу, увеличивать в среднем за год в 2014 году на 10,2%, что приведет к их превышению над среднегодовым прогнозируемым уровнем потребительских цен на 4,6 процентного пункта. Прирост тарифов на электроэнергию для населения, по прогнозу, в среднем за год увеличивается в 2014 году на 8,1 % и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 2,5 процентного пункта. Прирост тарифов на тепловую энергию для населения, по прогнозу, в среднем за год увеличивается в 2014 году на 7,4 % и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 1,8 процентного пункта.
Согласно прогнозу курс доллара США к рублю в 2013 году оценивается на уровне 32 рубля за 1 доллар США, в 2014 году составит 33,4 рубля за 1 доллар США, в 2015 году - 34,3 рубля за 1 доллар США, в 2016 году - 34,9 рубля за 1 доллар США. Между тем в Основных направлениях денежно-кредитной политики Банк России, характеризуя политику валютного курса, отмечает рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, так как "в условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и труднопредсказуемым колебаниям вслед за изменением настроений участников финансовых рынков". По мнению Счетной палаты, такая неопределенность динамики курса национальной валюты может негативно воздействовать на социально-экономическое развитие страны, так как курсовая политика оказывает существенное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также влияет на экономическую политику хозяйствующих субъектов.
Объем Резервного фонда составит к концу 2016 года 4,3 % ВВП, Фонд национального благосостояния - 3,4 % ВВП.
Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 12,0 % ВВП в 2013 году до 14,3 % в 2016 году. Государственный внутренний долг увеличится с 6 052,5 млрд рублей (9 % ВВП) в 2013 году до 9 335,5 млрд рублей (10,8 % ВВП) в 2016 году. Государственный внешний долг увеличится с 66,2 млрд долларов США в 2013 году до 88,5 млрд долларов США в 2016 году.
Социальная политика
Проектом бюджета
Отметим, что в проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан" в 2014 году - 1 088 411,3 млн рублей, в 2015 году - 1 161 178,1 млн рублей и в 2016 году - 1 177 989,6 млн рублей. Вероятно в связи с тем, что проект федерального бюджета подготовлен на основе программного подхода в формировании расходов, в бюджетной классификации изменены названия многих целевых статей и видов расходов и их коды, применявшиеся в прежней классификации расходов, отмечает комитет Госдумы по труду и социальной политике. Кроме того, целевые статьи расходов представлены в укрупненном виде без их разбивки по более детальным видам расходов. "Все это существенно затрудняет понимание конкретного целевого назначения статей расходов. Однако ни в пояснительной записке, ни в других материалах к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов никаких дополнительных сведений и разъяснений не представлено", -констатируют в профильном комитете.
Здравоохранение
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2014 году - 351 459,4 млн рублей, в 2015 году - 259 361,7 млн рублей и в 2016 году - 263 265,1 млн рублей. Однако комитет Госдумы по охране здоровья обращает внимание на то, что "предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 21,8 млрд рублей, в 2015 году - на 18,4 млрд рублей, в 2016 году - на 28,5 млрд рублей". Кроме того, профильный комитет по охране здоровья считает, что для сохранения доступности высокотехнологичной медицинской помощи необходимо продолжить ее оказание за счет средств федерального бюджета, предусмотрев на 2015 и 2016 годы по 45,6 млрд. рублей.
Образование
Комитет Госдумы по бюджету и налогам констатирует, что "идет не только относительное, но и абсолютное снижение расходов на образование". Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по данному разделу по сравнению с 2013 годом (5,1%) уменьшается и составит в 2014 году 4,3 %, в 2015 году 4,1% и в 2016 году-3,9%. По отношению к объему ВВП 2014-2016 гг. доля расходов раздела "Образование" по сравнению с 2013 годом (1,0%) снижается и составит в 2014 и 2015 годах - 0,8% ежегодно и в 2016 году - 0,7%. Кроме того, комитет Госдумы по образованию отмечает, что для исполнения поручений президента РФ по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере, на 2014 и 2015 годы. Таким образом, в проекте бюджета необходимо предусмотреть дополнительно предоставление субсидий субъектам РФ на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования в объемах 100,0 млрд рублей на 2014 год и 100 млрд рублей на 2015 год, подсчитали в комитете по образованию.