Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе зарубежного опыта регулирования иностранных инвестиций и анализа сложившейся практики регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации разработать предложения по совершенствованию мер их регулирования.
Введение 3-4
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1. Понятие иностранных инвестиции, их классификация 5-10
1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 11-15
Выводы
Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
2.1. Мировая практика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций 16-19
2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 20-26
2.3. Разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций 27-28
Выводы
Заключение
Список источников и литературы
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«»
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
«Государственное
регулирование прямых
иностранных инвестиций:
мировой опыт и практика
в России»
Выполнила: студентка 5 курса 2 высшего
Проверила: к.э.н.,
профессор
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1. Понятие иностранных инвестиции, их классификация 5-10
1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 11-15
Выводы
Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
2.1. Мировая
практика государственного регулирования
прямых иностранных инвестиций
2.2. Государственное
регулирование иностранных инвестиций
в Российской Федерации
2.3. Разработка
предложений по совершенствованию государственного
регулирования иностранных инвестиций
Выводы
Заключение
Список
источников и литературы
Введение
В настоящий момент все дальше в прошлое отходят в прошлое капиталистические принципы организации бизнеса и все больше стран вступают в постиндустриальное пространство. Одним из признаков вступления на этот новый уровень развития экономики государства, на мой взгляд, является, в том числе, отказ от привычных форм товарообмена и привлечение новых инструментов, способствующих развитию бизнеса.
Большинство национальных экономик построены на принципах не только внутреннего экономического развития, но и развития внешнеэкономической деятельности. Фактором активности внешнеэкономической деятельности, несомненно, можно считать способность страны не только к простому товарообмену, но и возможность обмена капиталами.
Современный бизнес выходит на тот уровень, когда получение прибыли становится возможным за счет успешного вложения денежных средств.
Для Российской Федерации тема привлечения иностранных инвестиций является крайне актуальной. Выход Российской Федерации на мировой инвестиционный рынок можно отнести к началу 90-х годов. Это было то время, когда позиции на данном рынке уже были распределены между более развитыми странами, к примеру, странами Европы, США. Кроме того, после резкого изменения экономического строя страны, в постперестроечный период, государству требовались вложения извне для перехода на так называемые «капиталистические рельсы».
В России, после периода тотального контроля государства над экономикой, особенно остро стоит вопрос об определении грани полномочий государства в области регулирования иностранных инвестиций. С одной стороны, повышенный государственный контроль снижает инвестиционную привлекательность объектов инвестирования. С другой стороны, отсутствие государственного регулирования в данной сфере может привести различным махинациям в сфере инвестиций, в том числе, попыткам «отмыть» капиталы российских же компаний, выведенных в оффшорные зоны. Важно избегать крайностей, перекоса как в одну, так и в другую сторону.
В рамках данной работы большее внимание хотелось бы уделить именно проблематике государственного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации и возможной перспективе развития эффективности управления прямыми инвестициями с учетом зарубежного опыта государственного регулирования прямых иностранных инвестиций.
Цель
работы состоит в том, чтобы на
основе зарубежного опыта
Предметом исследования являются иностранные инвестиции.
Объектом
исследования является государственное
регулирование иностранных
Задачами
исследования являются определение
понятия иностранных инвестиций
и их классификации, рассмотрение экономического
значения прямых иностранных инвестиций
в экономике, анализ мировой практики
государственного регулирования прямых
иностранных инвестиций и государственного
регулирования иностранных инвестиций
в Российской Федерации и разработка предложений
по совершенствованию государственного
регулирования иностранных инвестиций
с учетом результатов проведенного анализа.
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1.
Понятие иностранных
инвестиции, их классификация
В
экономике под понятием «иностранные
инвестиции» подразумевается
Законодательство Российской Федерации определяет иностранные инвестиции как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации1.
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью.
Они обусловлены:
а)
международным разделением
б)
развитием международных
в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство.
Российская Федерация обладает огромным ресурсным потенциалом, который в отсутствие достаточного финансирования лишен возможности развиваться. В условиях перенасыщения рынков других стран и с учетом вариативности объектов инвестирования, Россия является привлекательной страной для зарубежных инвесторов. Вместе с тем, инвестирование в Российский бизнес до сих пор связано с большими рисками потерять вложенные средства, что приостанавливает инвесторов и на мой взгляд может быть решено, в том числе и путем государственного регулирования в сфере иностранных инвестиций. Необходимо объективно оценивать экономическую ценность такого фактора, как иностранные инвестиции, так как они способствуют:2
1)
ускорению экономического и
2)
внедрению новых форм
3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
4) активизации конкуренции;
5) развитию малого и среднего бизнеса;
6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
7)
расширению экспортного
8) замене импортозамещающего производства;
9)
созданию новых рабочих мест,
повышению уровня занятости,
10)
повышению
11)
решению проблем
Однако при проведении государственной политики в сфере регулирования иностранных инвестиций следует учитывать и зарубежный опыт. К примеру, в США, в конце 60-х – начале 70-х годов внешние инвестиции были очень политизированы. Профсоюзные организации считали, что такие инвестиции за границу экспортируют рабочие места, и предприняли кампанию, чтобы пролоббировать налоговую реформу, которая затрагивала регулирование прямых иностранных инвестиций. Однако администрация президента США Никсона, влиятельные члены Конгресса от обеих партий, а также хорошо финансируемые лоббистские организации встали на защиту транснациональных корпораций, и им удалось защитить свои интересы.
Руководствуясь данным примером, при формировании государственной политики в сфере иностранных инвестиций государство должно использовать не только свои властные полномочия по установлению нормативного регулирования в данной сфере и принятия решений о направлениях экономической политики, но и способствовать формированию здорового инвестиционного климата в стране, в том числе за счет положительного мнения общества.
В настоящее время Россия все больше укрепляет свои позиции на рынке иностранных инвестиций. Согласно подсчетам компании Ernst&Young, Российская Федерация в 2010 году заняла четвертое место в Европе по объему прямых иностранных инвестиций, а число проектов, куда были направлены прямые иностранные инвестиции, превысило 200, что на 18 % больше показателя 2009 года.3
Для
более полного понимания
По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций: государственные и частные инвестиции.
Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными) - это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).
Даваемый
в законодательных актах и
в международных договорах