Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе зарубежного опыта регулирования иностранных инвестиций и анализа сложившейся практики регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации разработать предложения по совершенствованию мер их регулирования.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1. Понятие иностранных инвестиции, их классификация 5-10
1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 11-15
Выводы
Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
2.1. Мировая практика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций 16-19
2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 20-26
2.3. Разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций 27-28
Выводы
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс гос. регулир. прямых иностр. инвестиций.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

      Выводы: Иностранные инвестиции в целом и прямые иностранные инвестиции в частности играют важную роль в экономике государства и оказывают существенное влияние на ее развитие. Современная экономика ориентирована на привлечение инвестиций, и для успешного привлечения иностранных инвесторов требуется государственное регулирование и контроль данной сферы. 
 

      Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций

      2.1. Мировая практика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций 

      В данном разделе работы хотелось бы привести несколько примеров государственного регулирования прямых иностранных  инвестиций в мировой практике, которые  могут быть использованы с целью  совершенствования государственной  политики Российской Федерации в  данной сфере деятельности.

      К числу обычных прав любого государства  относится право на отчуждение частного капитала. В соответствии с общепринятыми  для рыночных экономик стандартами  отчуждение инвестиционного капитала и имущества допустимо при  условии адекватного, своевременного и эффективного возмещения стоимости отчужденного (Hull-доктрина).10

      В отличие от Российской Федерации, ряд  стран идет на ограничение сделок, связанных с иностранными инвестициями, что направлено на защиту субъектов  внутреннего торгового рынка страны.

      К примеру, в США Президенту предоставлены  полномочия по ограничению сделок иностранных  граждан и организаций, направленных на слияние, приобретение или поглощение предприятия США с применением  соответствующих санкций в случае угрозы национальной безопасности США11. При этом к иностранным гражданам приравниваются и те лица, над которыми может быть установлен какой-либо контроль иностранными гражданами, а к иностранным организациям относят организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, основное место деятельности которых находится за пределами США или акции (также любые производные ценные бумаги) которых обращаются главным образом на одной или более иностранных биржах.

      Прямые  инвестиции понимаются как инвестиции, результатом которых является осуществление контроля (прямого или косвенного) над 10 и более голосующими акциями американской компании, инкорпорированной в США или за рубежом, и именно они находятся под более бдительным государственным контролем12.

      Интересная  практика существует в странах Европейского союза и в странах, являющимися  членами Всемирной Торговой Организации, которая способствует свободному движению капиталов, снижению препятствий для  инвестиционных потоков, что вместе с тем характеризуется ослаблением именно государственного контроля в области регулирования прямых иностранных инвестиций.

      В Финляндии отсутствует специальное  законодательство, регулирующее вопросы  осуществления иностранных инвестиций на территории страны. Иностранным  компаниям и предпринимателям при осуществлении капиталовложений в Финляндии предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях, а также с учетом небольшого количества ограничительных положений, содержащихся в ряде финских законодательных актов. Порядок регулирования предпринимательской деятельности иностранцев в стране в соответствии с действующим законодательством позволяет определять фактические объемы вложений ими капитала и результаты его применения, обеспечивая полную анонимность как иностранных, так и отечественных юридических и физических инвесторов. При этом отменены ограничения, касающиеся сферы и размеров иностранного владения, за исключением оборонной промышленности13.

      Интересный  анализ был проведен при сравнении методики государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы.

      К примеру, венгерская экономика открыта для иностранных капиталовложений, и деятельность зарубежных инвесторов разрешена практически во всех ее сферах. Управлением и продажей государственной собственности занимается Венгерская компания по приватизации и управлению государственным имуществом (The Hungarian Privatization and State Holding Company - APV). По всем вопросам деятельности APV в банковской сфере необходимо разрешение министерства финансов.

      Венгрия - член Международного центра по разрешению инвестиционных споров (the International Center for the Settlement of Investment Disputes - ICSID), также  известного как Вашингтонская конвенция (the Washington Convention). Страной подписана Нью-йоркская конвенция 1958 г. о признании и исполнении решений иностранных арбитражных судов. В случае, когда спор между иностранным инвестором и государством не находит разрешения, дело подлежит передаче в юрисдикцию международного арбитража14.

      Проведенный анализ показывает различные варианты политики государств в отношении  регулирования прямых иностранных  инвестиций которые зависят, в том  числе, от необходимости привлечения  инвестиций, выполнения требований для вступления в различные международные организации и многих других факторов.

      В России для вступления в ВТО в  частности выставлялись различные  требования. Возможно, успешная политика в сфере государственного регулирования  иностранных инвестиций приведет к расширению финансовых возможностей государства и выведет его на качественно новый уровень внешнеторговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций

      в Российской Федерации 

      В условиях прогрессирующей глобализации ослабление зависимости воспроизводственного процесса от отечественной почвы - явление, характерное для всех стран. Проведение государственной политики, направленной на отрыв от сырьевой экономики, очень важно и для России.

      При проведении инвестиционной политики в России продолжают в первую очередь учитываться те факты, что страна  чрезвычайно богата природными ресурсами, является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и леса. Несомненно, активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.

      Для европейских компаний, столкнувшихся с проблемой перенасыщения национальных рынков, развитие взаимоотношений с Россией представляется прекрасной возможностью для расширения масштабов деятельности и поддержания конкурентоспособности. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями.

      Вместе  с тем, стала заметна тенденция  переориентации политики государства  на привлечение иностранных инвестиций в организации, занимающиеся инновационным  бизнесом, что характеризует выход на качественно новый уровень развития экономики.

      Активная  позиция государства, которая проводится им в настоящий момент и  направлена на привлечение иностранных инвестиций, и является одним из направлений государственного регулирования иностранных инвестиций.

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое  и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами муниципальной власти в пределах их компетенции и осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории России, условиями пользования землей и другими природными ресурсами; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов.

      Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности:

      1. Создание благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности, путем:

  • совершенствования системы налогов;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

      2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляется посредством:

  • утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
  • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов.
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России