Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе зарубежного опыта регулирования иностранных инвестиций и анализа сложившейся практики регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации разработать предложения по совершенствованию мер их регулирования.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1. Понятие иностранных инвестиции, их классификация 5-10
1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 11-15
Выводы
Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
2.1. Мировая практика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций 16-19
2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 20-26
2.3. Разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций 27-28
Выводы
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс гос. регулир. прямых иностр. инвестиций.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В таких странах с развитой экономикой, как США, Германия, Англия, Франция, специальных законов об иностранных  инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, которые применяются к деятельности национальных инвесторов. То есть иностранные инвесторы пользуются абсолютно теми же правами, что и инвесторы этих стран. В нашей стране существует отдельное законодательство для иностранных инвесторов, что говорит о стремлении привлечь как можно большее количество иностранных инвесторов для развития экономики нашей страны.

      Привлечение и функционирование иностранного капитала в России регулируется нормативно-правовыми документами, объединенными в четыре группы: международные договоры и соглашения; основные нормативные акты федерального уровня; нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств); нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах Федерации.15

      В России реализация инвестиционных проектов регулируется законодательно, а в  исполнительной ветви власти присутствует государственный орган, ответственный за выработку государственной политики в области инвестиций (Минэкономразвития России).

      Вместе  с тем, в Российской Федерации  правовая база регулирования иностранных  инвестиций развита недостаточно. Несмотря на то, что Россия заинтересована в  привлечении иностранных инвестиций, действующее в настоящий момент законодательство не имеет возможности обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов с соблюдением норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

      Среди многосторонних договоров, в которых  участвует Россия, следует отметить Конвенцию об учреждении многостороннего  Агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами (физическими и юридическими) других государств, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), Европейскую энергетическую хартию (Гаага, 17 декабря 1991 г.).

      Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в эти Соглашения, которые  государства принимают на себя в  связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. Договаривающиеся государства обязуются: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте; государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций; государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Разработка предложений  по совершенствованию  государственного  регулирования иностранных  инвестиций 

      Российский  рынок - один из самых привлекательных  для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

      Учитывая  обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, принцип  национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов, которые реально будут осуществимы. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

      Политика  в отношении ПИИ должна быть сфокусирована  на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

      Кроме того, России следует акцентировать  внимание на получении благоприятных  отзывов иностранных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность на ее территории, с целью формирования благоприятного имиджа страны на

      Однако  государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.  
 

      Выводы: Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. При том важную роль играет инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами. 
 

      Заключение 

      В первую очередь необходимо отметить, что все изложенное выше подтверждает основополагающую роль государственного регулирования в развитии инвестиционной сферы в целом и ее части, связанной с прямыми иностранными инвестициями. Успешная государственная политика, проводимая в настоящий момент в Российской Федерации, ведет к увеличению ее инвестиционной привлекательности и повышает ее рейтинг на мировом инвестиционном рынке.

      Развитые  страны, в том числе страны Европы и США, уже определились с направлениями  государственного регулирования прямых иностранных инвестиций и постепенно снижают присутствие государства в данной сфере экономической жизни, что способствует большему доверию со стороны иностранных инвесторов.

      На  основе проведенных исследований представляется целесообразным упрощение большинства  процедур оформления документов, регистрации  предприятий и других процедур, связанных с деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации по примеру зарубежных развитых стран и реальное осуществление гарантий, указанных в нормативных правовых актах Российской Федерации, что позволит России окончательно уйти от привязки к сырью.

      В настоящий момент рынок мировой  торговли – это рынок обмена капиталами, и роль иностранных инвестиций на нем крайне значительна и с  течением времени будет расти, что  требует от мирового сообщества снижения барьеров, которые могут быть выражены и в повышенном уровне государственного контроля, для обеспечения свободного перемещения капиталов между государствами. 
 

      Список  использованных источников и литературы 

      1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Консультант +

      2. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства», Консультант +

      3. Романчикова О.В. К определению социально-экономической эффективности прямых иностранных инвестиций.  Вопросы статистики, 2006, № 2.

      4. Хачатурян А.А. Иностранные инвестиции. Учебный курс (учебно-методический комплекс), МИЭП, 2010.

      5. Худалова М.М. Регионализация: тенденции мирового развития на рубеже ХХ-ХХI веков. Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. Сборник статей: Выпуск 9. – М.: «Проспект», 2007.

      6. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация//МЭ и МО №2, 2003.

      7. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Бизнес и закон. 2008, № 5

      8. Международно-правовые принципы  и способы защиты прямых иностранных инвестиций. Н. Лашко. «Корпоративный юрист», 2009, № 1.

      9. Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 11

      10. Бюро экономического анализа. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: ТЕИС. – 2001

      11. Регулирование прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы. С. Загородников. «Банковское дело», № 004, 2004.

      12. Доклад компании Ernst&Young  «Растущие возможности. Исследование инвестиционной привлекательности России. 2011 г.» - доступен на сайте www.ey.com

      13. Инвестиционный климат в Финляндии в области прямых иностранных инвестиций (по материалам Торгового представительства РФ в Финляндии), www.vneshmarket.ru

      14. Section 721 (d) of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007) (доступно на сайте http://www.ustreas.gov/offices/international-affairs/cfius/)

      15. Regulations Pertaining to Mergers, Acquisitions and Takeovers by Foreign Persons. 31 C.F.R. Part 800 (доступно на сайте: http://www.ustreas.gov/offices/international-affairs/cfius/) 
 

  16 Доклад компании Ernst&Young  «Растущие возможности. Исследование инвестиционной привлекательности России. 2011 г.» - доступен на сайте www.ey.com  

  16 Бюро экономического анализа. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: ТЕИС. – 2001

  16 Росстат, www.gks.ru

  16 Росстат, www.gks.ru

    16 Международно-правовые принципы  и способы защиты прямых иностранных инвестиций. Н. Лашко. «Корпоративный юрист», 2009, № 1.

    16 Section 721 (d) of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007) (доступно на сайте http://www.ustreas.gov/offices/international-affairs/cfius/) 

    16 Regulations Pertaining to Mergers, Acquisitions and Takeovers by Foreign Persons. 31 C.F.R. Part 800 (доступно на сайте: http://www.ustreas.gov/offices/international-affairs/cfius/) 

  16 Инвестиционный климат в Финляндии в области прямых иностранных инвестиций (по материалам Торгового представительства РФ в Финляндии), www.vneshmarket.ru

  16 Регулирование прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы. С. Загородников. «Банковское дело», № 004, 2004.

  16 Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 11

  16 Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Бизнес и закон. 2008, № 5


Информация о работе Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России