Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе зарубежного опыта регулирования иностранных инвестиций и анализа сложившейся практики регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации разработать предложения по совершенствованию мер их регулирования.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Иностранные инвестиции, их роль в экономике принимающих стран
1.1. Понятие иностранных инвестиции, их классификация 5-10
1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 11-15
Выводы
Глава II. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
2.1. Мировая практика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций 16-19
2.2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 20-26
2.3. Разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций 27-28
Выводы
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс гос. регулир. прямых иностр. инвестиций.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

      В этот перечень входят: недвижимое и  движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные  права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

      По  срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

      Долгосрочные  иностранные инвестиции являются наиболее значимыми для экономики страны. К ним относят вложения более чем на 15 лет. В перечень долгосрочных инвестиций могут входить вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).

      По  характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

      Под ссудными инвестициями понимается предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

      Предпринимательскими  инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

      По  целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

      Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале  компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств – облигации, государственные долговые обязательства и т.д.4

      Прямые  инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в станах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.5

      Прямые  инвестиции имеют более важное значение для экономики государства, так  как имеют более долгосрочный и стабильных характер и сумма  вложений в прямые инвестиции выше, чем в портфельные, кроме того, они не ограничивают полномочий инвестора по контролю или участию в управлении объектом инвестирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Прямые иностранные инвестиции и их экономическое значение 

      Определение понятия «прямые иностранные  инвестиции» в российском законодательстве раскрыто в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и включает в себя:

      - приобретение иностранным инвестором  не менее 10 процентов доли, долей  (вклада) в уставном (складочном) капитале  коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

      - вложение капитала в основные  фонды филиала иностранного юридического  лица, создаваемого на территории  Российской Федерации; 

      - осуществление на территории  Российской Федерации иностранным  инвестором как арендодателем  финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

      Анализируя  историю привлечения иностранных  инвестиций в Российскую Федерацию  и данные об объеме иностранных инвестиций приходится согласиться с оценкой специалистов Бюро экономического анализа, что Россия проиграла 10-летний период конкуренции с соседями за «культурного западного и восточного инвестора»6. Во многом это связано с недостатками ее инвестиционного законодательства в области иностранных капиталовложений, слабостью их правового регулирования.

      Данное  утверждение подтверждается анализом Росстата, приведенным в указанной  ниже таблице 17:

      Таблица 1

ПОСТУПЛЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ

(в млн.  долларов США) 

  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Прямые 
  инвестиции
2020 2440 5333 3361 4260 4429 3980 4002 6781 9420 13072 13678 27797 27027 15906 13810
из  них:                                
взносы  в  
    капитал
1455 1780 2127 1246 1163 1060 1271 1713 2243 7307 10360 8769 14794 15883 7997 7700
кредиты, 
    полученные от 
    зарубежных 
    совладельцев 
    организаций
341 450 2632 1690 1872 2738 2117 1300 2106 1695 2165 3987 11664 9781 6440 4610
прочие  прямые  
    инвестиции
224 210 574 425 1225 631 592 989 2432 418 547 922 1339 1363 1469 1500

 

      Последнее десятилетие характеризуется значительным ростом объема прямых иностранных инвестиций в Россию, что свидетельствует  о выборе государством более эффективных  методов регулирования сферы иностранного инвестирования.

      Росстатом также приведены сведения в отношении  объема поступления прямых иностранных  инвестиций в Российскую Федерацию  на душу населения, который за 2010 год  составил 96,6 долларов США.

      Некоторого  снижения уровень иностранных инвестиций достиг в 2011 году, что можно охарактеризовать как ожидание со стороны инвесторов второй волны кризиса, от которого экономика страны оправилась только недавно, и снижение в этой связи уровня долгосрочных инвестиций и инвестиций, по которым инвесторы не уверены в предоставленных им гарантиях. К данной категории инвестиций относятся, к сожалению, и инвестиции в экономику Российской Федерации.

      Объективным подтверждением вышесказанного может  служить приведенная в настоящей  работе диаграмма 18.

      Диаграмма  1

      Прямые  инвестиции определяются Международным  валютным фондом как инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

      В качестве основных экономических свойств  прямых инвестиций можно выделить следующие:

     - при прямых зарубежных инвестициях  инвесторы, как правило, лишаются  возможности быстрого ухода с  рынка;

     - большая степень риска и большая  сумма, чем при портфельных инвестициях;

     - более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для  стран-импортеров иностранного капитала.

     При таких обстоятельствах невозможно занижать важность и даже необходимость  привлечения иностранных инвестиций.

     Одним из факторов, характеризующих современную  экономику, является межстрановое перемещение (наряду с межстрановым перемещением товаров) факторов производства, и одним из наиболее важных из них является предпринимательский капитал.

     В роли прямого инвестора чаще выступают транснациональные корпорации, для которых тесны границы национальных экономик. Перенос значительной части производства за рубеж, создание там множества филиалов, интегрированных в единую сеть производства товаров и услуг, позволяет транснациональным корпорациям использовать ресурсы и конкурентные преимущества многих стран.

     Стремительный рост масштабов сети предприятий ТНК в мире подтверждают

следующие данные. Если после Второй мировой  войны они создавали примерно 100 зарубежных филиалов в год, то сейчас чуть ли не в тысячу раз больше. Всего в мире насчитывается свыше 800 тыс. зарубежных филиалов, которыми владеют 63 тыс. родительских компаний. При этом 270 тыс. филиалов размещены в развитых странах, 360 тыс. - в развивающихся и 170 тыс. – в странах с переходной экономикой.9

      Тенденция роста сети предприятий ТНК сохраняется  в современной экономике, что  способствует приобретению прямыми  иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных  экономических отношений.

      В современных условиях значительное влияние на масштабы и направления  потоков прямых иностранных инвестиций оказывают меры, осуществляемые на международном уровне. Как правило, они принимают форму международных инвестиционных соглашений. Основной смысл таких соглашений состоит в координации и согласовании на двусторонней и многосторонней основах национальной политики в отношении иностранных инвестиций, то есть в выработке и закреплении общих правил регулирования в этой сфере. Кроме того, действует ряд международных конвенций, в которых зафиксированы некоторые правила поведения самих фирм, осуществляющих инвестиции за рубежом.

      С точки зрения охвата, международных инвестиционных соглашений могут быть двусторонними (то есть заключаемыми между правительствами двух стран), региональными (то есть заключаемыми между правительствами территориально близких стран), межрегиональными (в которых основными взаимодействующими сторонами являются региональные группировки стран), групповыми (то есть заключаемыми между правительствами стран, имеющих иные, кроме территориальных, объединяющие признаки) и многосторонними (которые открыты для любой заинтересованной страны и претендуют на глобальный охват по составу участников).

      Хотя  основное значение имеют соглашения, заключаемые между национальными правительствами, немаловажную роль в процессе подготовки ряда международных инвестиционных соглашений и в инициировании соответствующего переговорного процесса играют некоторые межправительственные экономические организации (в частности, ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, МОТ). Кроме того, учитывая то влияние, которое оказывают прямые иностранные инвестиции на мировое развитие, растущий интерес к этой проблематике проявляет ряд влиятельных международных неправительственных организаций. 

Информация о работе Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций: мировой опыт и практика в России