Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования: научное обоснование художественного образования как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям и отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке.
Объект исследования: процесс художественного образования в России.
Предмет исследования: система общего и художественно-профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования….6
1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в системе художественного образования………………………………………………….. 6
1.2 Концепция художественного образования в РФ………………………......13
Глава 2 Система художественного образования в РФ……………………19
2.1 Художественное образование – как процесс……………………………..19
2.2 Пути реализации концепции художественного образования…………….21
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы…
Министерство культуры Ростовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский колледж культуры»
Заместитель директора
____/Микоэльян И. К/
«___»_________2014 г.
Курсовая работа
по специальности 071501 народное художественное творчество
театральное творчество
дисциплина: «Методика преподавания творческих дисциплин»
Художественное образование в Российской Федерации. Реализация основных целей и задач концепции.
Студент
группа 3 театральная _____________ Порфирова Валерия
Руководитель _____________ Немерещенко Анна Александровна
г. Ростов-на-Дону
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования….6
1.1 Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность
в системе художественного
1.2 Концепция художественного
образования в РФ……………………….....
Глава 2 Система художественного образования в РФ……………………19
2.1 Художественное образование – как процесс……………………………..19
2.2 Пути реализации концепции
художественного образования………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……….……………………………….26
Приложения……………………………………………………
Введение
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Актуальность данного исследования обусловлена закономерной реакцией педагогической науки на социально-экономические проблемы современности, заключающейся в поиске путей обновления образовательной системы России. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с трактовкой понятия «образованный человек», со средствами и способами его формирования, с развитием и реализацией его способностей на протяжении всей жизни, с созданием условий, необходимых для этого.
Отличительной чертой современного образования в России является изменение содержательно-целевых аспектов с позиций гуманизации и модернизации. Это касается и художественного образования. Данная доминирующая идея созвучна функциональным возможностям искусства, которое, будучи уникальным явлением человеческого бытия, выражается в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и способствует формированию в человеке культуры восприятия окружающего мира. Об этом, прежде всего, свидетельствуют богатые традиции развития отечественной культуры и художественного образования.
Социологические исследования раскрывают социальную полифункциональность искусства на основе системного подхода к человеческой деятельности. Функции, связанные с преобразовательной, познавательной, оценочной деятельностью человека, с процессом его общения, свидетельствуют о значимости искусства в развитии культурного потенциала общества и становятся механизмом его формирования.
Психологические особенности личности и социальные функции искусства являются объективными предпосылками непрерывного художественного образования. Его реализация связана с особой организацией, в какой бы сфере, общего или специального образования, оно не функционировало.
Доминантой в разработке художественного образования как целостной образовательной системы стало изучение трудов по психологии и социологии искусства, психологическим основам художественного творчества. Ведущую роль здесь играют исследования Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, А.М.Матюшкина, В.В.Медушевского, Я.А.Пономарева, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина, В.Д.Шадрикова, В.С.Юркевич и др.
В ряде работ, освещающих отечественные образовательные традиции, нашли отражение содержательные основы непрерывного художественного образования, наиболее важные из которых мы развили в настоящем исследовании.
Особую роль для исследования играют разработки в области общего художественного образования, так как именно они обусловили тенденции развития специального художественного образования и художественно-педагогической подготовки (В.В.Алексеева, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др).
Пристальному изучению мы подвергли «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», подготовленную совместными усилиями Министерства образования и Министерства культуры России; Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992); ФЗ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальную доктрину образования в Российской Федерации».
Цель исследования: научное обоснование художественного образования как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям и отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке.
Объект исследования: процесс художественного образования в России.
Предмет исследования: система общего и художественно-
Задачи исследования:
Для решения задач, поставленных в исследовании, используется комплекс теоретико-методологических (анализ, синтез) и эмпирических методов (наблюдение, сравнение).
Структура курсовой работы определена в соответствии с логикой, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования.
1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в системе художественного образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии и в других областях свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Специфика искусства как особого явления культуры обусловила появление в структуре школьного образования образовательной области «Искусство». Художественно-творческое развитие обучающихся способствует формированию их особого эстетического отношения к жизни, которое связано, в первую очередь, с чувственным восприятием, т.к. «…искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства» (Л.С. Выготский).
Занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования.
В соответствии с требованиями РФ “Об образовании”, а также с возникшими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию. Государством на всех уровнях проводится работа по созданию документов, необходимых для практического решения стоящих проблем. Одним из таких документов является ФЗ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[2].
Предметом
регулирования настоящего
Настоящий
Федеральный закон
Для целей
настоящего Федерального
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России [5].
Задачами законодательства
Российской Федерации о
Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, художественная литература, кинематография, архитектура, дизайн, фотоискусство, художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы, самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование, телевидение, радио, книгоиздание, библиотечное дело. В общем, деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Так же следует отметить, что в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.