Художественное образование в Российской Федерации. Реализация основных целей и задач концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: научное обоснование художественного образования как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям и отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке.
Объект исследования: процесс художественного образования в России.
Предмет исследования: система общего и художественно-профессионального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования….6
1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в системе художественного образования………………………………………………….. 6
1.2 Концепция художественного образования в РФ………………………......13
Глава 2 Система художественного образования в РФ……………………19
2.1 Художественное образование – как процесс……………………………..19
2.2 Пути реализации концепции художественного образования…………….21
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА.docx

— 520.02 Кб (Скачать файл)

Еще одним документом, необходимым для решения проблем в области художественного образования, является Концепция художественного образования в Российской Федерации[16].

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
  • свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

     Национальная  доктрина образования в Российской  Федерации - основополагающий государственный  документ, утверждаемый федеральным  законом и устанавливающий приоритет  образования в государственной  политике, стратегию и основные  направления его развития.

    Доктрина определяет  цели воспитания и обучения, пути  их достижения посредством государственной  политики в области образования, ожидаемые результаты развития  системы образования на период  до 2025 года [4].

     Стратегические  цели образования тесно увязаны  с проблемами развития российского  общества, включая:

  • преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

    Доктрина отражает  интересы граждан России и  призвана создать в стране  условия для всеобщего образования  населения, обеспечить реальное  равенство прав граждан и возможность  каждому повышать образовательный  уровень в течение всей жизни.

    Доктрина признает  образование сферой накопления  знаний и умений, создания максимально  благоприятных условий для выявления  и развития творческих способностей  каждого гражданина России, воспитания  в нем трудолюбия и высоких  нравственных принципов, а также  признает образование сферой  трудовой занятости населения, прибыльных  долгосрочных инвестиций и наиболее  эффективного вложения капитала.

    Доктрина определяет  основные направления совершенствования  законодательства в области образования  и является основой для разработки  программ развития образования.

    Принятие нормативных  правовых актов, противоречащих  доктрине, в том числе снижающих  уровень гарантий прав граждан  в области образования и уровень  его финансирования, не допускается.

    Доктрина отражает  решимость и волю государства  принять на себя ответственность  за настоящее и будущее отечественного  образования, являющегося основой  социально-экономического и духовного  развития России.

     Система образования  призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Государство в сфере образования обязано обеспечить:

    • реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
    • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
    • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
    • условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
    • ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;
    • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

  • бесплатным дошкольным образованием - всех желающих;
  • обязательным и бесплатным основным общим образованием -все население;
  • общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием — все население;
  • общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих;
  • общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих;
  • бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу;
  • дополнительным образованием - всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;
  • общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся.

 

1.2 Концепция художественного образования в РФ.

Министерство   культуры   Российской   Федерации  и  Министерство образования   Российской   Федерации   с   участием   заинтересованных организаций  разработали  и  в соответствии с поручением Правительства Российской  Федерации  от  11  октября 2001 г. N ВМ-П8-17779 утвердили концепцию   художественного   образования   в   Российской   Федерации.

Концепция  направлена  на  сохранение  и  развитие  сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания,  профессионального и общего художественного образования во всех   типах  и  видах  образовательных  учреждений  для  формирования созидательной, творческой личности.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация Концепции является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великом державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования[3].

Целями художественного образования на современном этапе являются:

•  обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

•  повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

•  сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

•  формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

•  создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

•  подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

•  сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

•  приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

•  реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

•  широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

•  формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

•  использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

•  привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

•  вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

•  выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.

К этим специфическим проблемам относятся:

•  недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

•  культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

•  усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

•  второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

•  распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

•  чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Содержание художественного образования включает:

•  формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

•  формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

•  формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

•  формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

•  формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

•  формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Информация о работе Художественное образование в Российской Федерации. Реализация основных целей и задач концепции