Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования: научное обоснование художественного образования как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям и отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке.
Объект исследования: процесс художественного образования в России.
Предмет исследования: система общего и художественно-профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования….6
1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в системе художественного образования………………………………………………….. 6
1.2 Концепция художественного образования в РФ………………………......13
Глава 2 Система художественного образования в РФ……………………19
2.1 Художественное образование – как процесс……………………………..19
2.2 Пути реализации концепции художественного образования…………….21
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы…
Еще одним документом, необходимым для решения проблем в области художественного образования, является Концепция художественного образования в Российской Федерации[16].
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Национальная
доктрина образования в
Доктрина определяет
цели воспитания и обучения, пути
их достижения посредством
Стратегические
цели образования тесно
Доктрина отражает
интересы граждан России и
призвана создать в стране
условия для всеобщего
Доктрина признает
образование сферой накопления
знаний и умений, создания максимально
благоприятных условий для
Доктрина определяет
основные направления
Принятие нормативных
правовых актов, противоречащих
доктрине, в том числе снижающих
уровень гарантий прав граждан
в области образования и
Доктрина отражает
решимость и волю государства
принять на себя
Система образования призвана обеспечить:
Государство в сфере образования обязано обеспечить:
В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:
1.2 Концепция художественного образования в РФ.
Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации с участием заинтересованных организаций разработали и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N ВМ-П8-17779 утвердили концепцию художественного образования в Российской Федерации.
Концепция направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности.
Концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация Концепции является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великом державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования[3].
Целями художественного образования на современном этапе являются:
• обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
• повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
• сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
• формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;
• создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
• подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
• сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
• приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
• широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
• формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
• использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
• привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
• вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
• выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.
К этим специфическим проблемам относятся:
• недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
• культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
• усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
• второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
• распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
• чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.
Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.
Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Содержание художественного образования включает:
• формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
• формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
• формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
• формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
• формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
• формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.