Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования: научное обоснование художественного образования как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям и отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке.
Объект исследования: процесс художественного образования в России.
Предмет исследования: система общего и художественно-профессионального образования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Роль государства в развитии художественного образования….6
1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в системе художественного образования………………………………………………….. 6
1.2 Концепция художественного образования в РФ………………………......13
Глава 2 Система художественного образования в РФ……………………19
2.1 Художественное образование – как процесс……………………………..19
2.2 Пути реализации концепции художественного образования…………….21
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы…
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
• начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
• мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
• опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
• комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
• распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
• внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.
Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить дальнейшему процветанию отечественной культуры, всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны[11].
Глава 2 Система художественного образования в РФ.
2.1 Художественное образование – как процесс.
Модернизация российского образования – одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого – создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях дошкольного, начального и общего профессионального образования.
«Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [14]. Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее и вузовское образование. Процесс художественного образования длителен и непрерывен.
Негативное влияние на становление непрерывной системы художественного образования в последние десятилетия оказало: осуществление методического и недооценка теоретического осмысления основных положений педагогики искусства, новых подходов к содержанию и организации художественного образования; наличие в художественно-педагогической практике одновременно разных типов образования; отсутствие единых концептуальных подходов к художественному образованию[6].
В связи с этим, проблема заключается в установлении соответствия художественного образования новой образовательной парадигме, направленной на развитие непрерывного образования в России. Это предполагает создание целостной, теоретически обоснованной системы.
Непрерывное художественное образование имеет давние исторические традиции, развивается объективно, однако, несмотря на то, что является императивом, еще не сложилось как целостная образовательная система.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Непрерывность является закономерностью и императивом художественного образования, так как связана с диалектической природой самого искусства, с психологическими особенностями развития личности, с профессиональным становлением специалистов в области искусства или художественно-педагогического образования[7].
2.2 Пути реализации концепции художественного образования.
Внедрение Концепции художественного образования предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:
• формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;
• взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
• сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;
• определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;
• непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
• усиление роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;
• активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
• издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;
• совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;
• разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;
• проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;
• повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;
• существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;
• создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;
• повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.
Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.
Для успешного воплощения Концепции
необходима разработка программы развития
художественного образования как комплекса
мероприятий направленных на разработку
документов, конкретизирующих излагаемые
в Концепции положения, обеспечивающих
их внедрение в практику.
Заключение
Проанализированные работы и нормативно-правовые документы способствуют методологическому, психологическому, социологическому, общепедагогическому и художественно-педагогическому, методическому и дидактическому осмыслению системы художественного образования. Вместе с тем, художественное образование как целостная образовательная система не получила ни в одной из них научного обоснования, что и определило актуальность проведенного исследования.
Осуществление системного подхода к художественному образованию в рамках единого художественно-образовательного пространства России позволит рассматривать его педагогически направленный процесс как альтернативу стихийного влияния массовой культуры на человека, как оптимизирующий фактор художественно-творческого и профессионального становления личности, как механизм развития культурного потенциала общества.
Данное исследование позволяет сформулировать основные условия, при которых художественное образование может реализовать свой развивающий и воспитывающий потенциал:
Системный подход к процессу общего и профессионального художественного образования пополнит педагогическую науку новыми сведениями о становлении непрерывного образования в России и будет способствовать развитию художественного образования в соответствии с современными образовательными тенденциями. Представление о непрерывном художественном образовании как целостной системе должно содействовать установлению согласованности его содержания на разных образовательных ступенях, что поможет внести позитивные качественные изменения в его процесс и результат.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые источники:
2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993. № 237
3.Концепция художественного образования в Российской Федерации: приказ Министерства культуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403 http://www.government.gov.ru.
4.О национальной доктрине образования в РФ: постановление РФ от 4 октября 2000 г. №751 http://www.government.gov.ru.
5.Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 31.12.2005) // Российская газета, N 248, 17.11.1992.
6.ФЗ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.donland.ru
Специальная литература:
7.Аббасова О.С. Система непрерывного образования. Реальность и перспективы. – Т., 1983.
8.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
9.Байденко В.И. Образовательный стандарт. – М., 1999.
10.Баранов И.И. Непрерывное образование научно-педагогических кадров: концепция и практика реализации. Методическое пособие.- СССР, 1991.
11.Владиславлев А.П. В поисках концепции. Вестник высшей школы. М., 1989.
12.Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
13.Луначарский А.В. Что такое образование? О воспитании и образовании. М., 1976.
14.Челышева Т.В. Художественное образование. М., 1999.
Интернет-ресурсы:
15.http://www.AE-magazine/new- magazine.htm – электронный научный журнал «Педагогика искусства»
16.http://www.assessor.ru – Законы России
17.http://www.grandars.ru – Культурология
18.http://www.pedagogy.ukoz.ru – портал журнала «Педагогика»
Приложения:
Приложение 1.
Классификация образовательных учреждений.
Приложение 2.
Федеральный закон «Об образовании в РФ»: подготовка к реализации.