Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.

Вместе с тем Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях.

Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешимыми трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли – нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Деятельность уже функционирующих совместных предприятий (СП) оправдывает надежды, возлагающиеся на них с точки зрения эффективности. По данным за первый квартал 1993 года, производительность труда на промышленных СП в 3 раза превышала аналогичный показатель на российских предприятиях, а фондоотдача была выше на 42%.

Иностранный капитал может не только дать дополнительные и материальные, и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.                                    

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса – возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Россия заинтересована, чтобы иностранные компании реально привлекали к организации производства на ее территорию материальные и финансовые ресурсы из-за рубежа, а не стремились к установлению контроля за счет минимальных вложений. Такие возможности возникают у компаний из-за заниженного курса рубля. В этой связи необходимо ограничивать возможности создания иностранных холдинговых компаний, которые с помощью системы участий могли бы контролировать обширные сферы экономики.

Будучи заинтересованными в привлечении иностранного капитала, создавая благоприятные условия для его вложения, объявляя о национальном режиме для него, необходимо регулировать его деятельность, не допуская незаконного обогащения, поощряя его вложения в одни отрасли производства и ограничивая в другие. [6]

 

 

    1.  Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 300,1 млрд.долларов США, что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций - 3,0% (3,8%).

Наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций в общем их объеме на конец 2010г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,5%), добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%); наименьшая доля - на издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (0,1%), текстильное и швейное производство (0,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,06%), рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (0,01%), образование (0,001%)  (Приложение 2).

Наметившаяся тенденция в 2011 году сохранилась: в прошедшем году прямые иностранные инвестиции в нашу страну были сделаны на сумму $48,5 млрд., что на 28% больше чем в 2010-м году. За это же время из России отток капитала из России также возрос, за 2011 год из страны вывели $84,2 млрд. Первый показатель достиг в 2010-м году суммы 37,8 миллиардов долларов (на 31% выше), что можно увидеть по опубликованным на сайте ЦБ материалам, посвященным оценке платежного баланса России. Второй при этом побил трехлетний рекорд, сообщает издание «Взгляд». Тогда, за 2008-й кризисный год из России было выведено $133,7 млрд.

2011 год показал, что максимального  значения инвестиции смогли достичь  в первом его квартале, в то  время как в период с сентября  по декабрь их процент существенно  отличался в меньшую сторону  от той суммы, которая была  в 2010 году. В том же году пик  инвестиционной деятельности в  России пришелся на последний  квартал и составил 13,8 миллиардов  долларов, в том время как в  первом квартале эта сумма  равнялась 6,7 миллиардов, во втором  — 11,2, а в третьем — 6,1 миллиард  долларов.

В качестве основных причин оттока инвестиций называют кризис в Евросоюзе, неблагоприятный инвестиционный климат в России и политические процессы, связанные с выборами. По прогнозам Центробанка РФ в 2012 году отток капитала снизится и зависеть это будет от конъюнктуры на рынке сырья.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций на конец 2010г. приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая доля - на Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Магаданскую область (0,004%), Республику Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область (0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%).

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 116,2 млрд.долларов США (рост за год на 6,6%, или на 7,2 млрд.долларов США). Наибольший объем накопленных прямых инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд.долларов США (рост за год на 33,4%, или на 11,2 млрд.долларов США) и Нидерланды - 22,4 млрд.долларов США (снижение за год на 22,9%, или на 6,7 млрд.долларов США)  (Приложение 7).

В 2010г. в экономику России поступило 114,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России. В 2006г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 2,7% и составил 55,1 млрд.долларов США, в 2007г. - в 2,2 раза (120,9 млрд.долларов США), а в 2008г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд.долларов США), в 2009г. - на 21,0% (81,9 млрд.долларов США)  (Приложение 3).

Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2010г. изменилась. При снижении доли прямых инвестиций с 19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал - с 9,8% до 6,7%) и доли портфельных инвестиций - с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций - с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок до 180 дней - с 8,1% до 36,0%)  (Приложение 1).

В 2010г. по сравнению с предыдущим годом поступление прямых инвестиции снизилось на 13,2% (в 2009г. по сравнению с 2008г. - снижение на 41,1%), что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинских (Британских) островов - на 395 млн.долларов США (на 56,3%), Финляндии - на 286 млн.долларов США (на 42,4%), Кипра - на 253 млн.долларов США (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн.долларов США (на 68,2%), Китая - на 180 млн.долларов США (на 59,8%).

Портфельные инвестиции в 2010г. возросли по сравнению с 2009г. на 21,9% (в 2009г. по сравнению с 2008г. было отмечено снижение на 37,7%). Структура портфельных инвестиций изменилась. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.

Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2010г. была финансовая деятельность, обрабатывающие производства; добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь. В 2010г. в финансовую деятельность поступило 37,9 млрд.долларов США, или 33,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций, обрабатывающие производства - 33,2 млрд.долларов США, или 28,9%, добычу полезных ископаемых - 13,9 млрд.долларов США, или 12,1%; оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,3 млрд.долларов США, или 11,6%  (Приложение 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Cвободные экономические зоны 2009-2011 гг.

2.1 Понятие и  классификация свободных экономических  зон

Само понятие «СЭЗ» весьма многоаспектно. Поэтому трактуют его по-разному. СЭЗ можно рассматривать в контексте характеристики одного из ее типов, но гораздо чаще это понятие носит собирательный характер, заменяя собой множество других. Это связано с тем, что в основе толкования понятия СЭЗ лежит множество самых разнообразных критериев. Как правило, сам набор критериев очень пестр и при их выборе учитываются исторические, национальные, геополитические, экономические, социальные и другие особенности стран, включая сугубо ментальные характеристики отдельных регионов.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные участки территории (как правило, от одного до нескольких квадратных километров) с льготным режимом хозяйствования – отличаются от других мер региональной политики тем, что создаются не только (а в ряде случаев и не столько) для стимулирования экономического развития отдельных регионов, а для достижения обще экономических целей. [6, с. 119]

Тип СЭЗ в той или иной стране во многом зависит от так называемой «зональной» политики, проводимой правительством этой страны в отношении своих конкретных территориально-хозяйственных или административно-территориальных единиц.

Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, на которой по инициативе центральных либо местных органов власти на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом взаимовыгодных интересов сторон устанавливается льготный режим инвестирования, налогообложения, финансирования, кредитования, а также особый визовый, валютный и таможенный режимы, определяются законодательные и организационные границы, специализация и приоритеты развития отраслей и производств в интересах общества и государства. [10, с. 542]

Классификация ОЭЗ по функциям:

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

  • Сервисная зона – территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России