Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:53, курсовая работа
Описание работы
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами. Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств. В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России.
Использование иностранных
инвестиций является объективной необходимостью,
обусловленной системой участия экономики
страны в международном разделении труда
и притоком капитала в отрасли, свободные
для предпринимательства.
С официальной точки зрения
следует активно привлекать иностранные
инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный
климат. В то же время существуют и другие
мнения о нежелательности широкого доступа
иностранного капитала в российскую экономику.
Вместе с тем Россия не может
стоять в стороне от активного привлечения
и использования иностранных инвестиций.
Как свидетельствует практика,
мировое хозяйство и отдельные национальные
хозяйства не могут эффективно функционировать
без притока капитала в международном
масштабе и его активного использования.
Это объективная необходимость и одна
из важнейших отличительных черт современного
мирового хозяйства и международных экономических
отношений.
Россия, являясь крупнейшей
страной с переходной экономикой, относится
экспертами Всемирного банка к «возникающим
рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических
реформ, наша страна активно привлекает
иностранный капитал. За прошедший период
отмечаются принципиальные изменения
в масштабах и формах участия страны в
международном движении капитала: устранены
ограничения на привлечение зарубежных
капиталов, созданы правовая и законодательная
основы иностранного инвестирования,
определен механизм регулирования иностранных
капиталовложений на федеральном и региональном
уровнях.
Любая развивающаяся страна,
стремящаяся к быстрому повышению национального
дохода, столкнется с неразрешимыми трудностями,
если попытается осуществить программу
капиталовложений, ограничиваясь лишь
мобилизацией национальных средств.
Для повышения эффективности
производства в некоторых отраслях существенное
значение имеет использование иностранных
технологий. Это относится, например, и
к основной экспортной отрасли – нефтедобыче
и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций
может способствовать увеличению выпуска
определенных видов продукции (и особенно
товаров народного потребления), расширению
экспорта с помощью иностранных партнеров
и др. Все это имеет немаловажное значение,
и, если с помощью иностранных инвестиций
удастся продвинуться в решении этих задач,
это будет весомым вкладом в создание
современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными
партнерами может дать положительный
эффект с точки зрения освоения зарубежного
опыта управления, маркетинга, подготовки
кадров и др.
Деятельность уже функционирующих
совместных предприятий (СП) оправдывает
надежды, возлагающиеся на них с точки
зрения эффективности. По данным за первый
квартал 1993 года, производительность труда
на промышленных СП в 3 раза превышала
аналогичный показатель на российских
предприятиях, а фондоотдача была выше
на 42%.
Иностранный капитал может
не только дать дополнительные и материальные,
и денежные средства, но и стать серьезным
катализатором развития рыночных отношений
в стране.
Привлечение иностранного капитала,
дальнейшее развитие совместного предпринимательства
могут иметь существенное значение в борьбе
с монополизмом. Важная черта этого процесса
– возможность путем создания предприятий
с участием иностранного капитала формировать
в стране конкурирующие структуры, способные
противостоять диктату сложившихся монополий.
Россия заинтересована, чтобы
иностранные компании реально привлекали
к организации производства на ее территорию
материальные и финансовые ресурсы из-за
рубежа, а не стремились к установлению
контроля за счет минимальных вложений.
Такие возможности возникают у компаний
из-за заниженного курса рубля. В этой
связи необходимо ограничивать возможности
создания иностранных холдинговых компаний,
которые с помощью системы участий могли
бы контролировать обширные сферы экономики.
Будучи заинтересованными в
привлечении иностранного капитала, создавая
благоприятные условия для его вложения,
объявляя о национальном режиме для него,
необходимо регулировать его деятельность,
не допуская незаконного обогащения, поощряя
его вложения в одни отрасли производства
и ограничивая в другие. [6]
Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России
Общий объем накопленных иностранных
инвестиций в экономике России на конец
2010г. составил 300,1 млрд.долларов США, что
на 11,9% больше, чем на конец предыдущего
года (в 2009г. прирост за год составил 1,4%).
Наибольший удельный вес в накопленном
иностранном капитале приходился на прочие
инвестиции, осуществляемые на возвратной
основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых
инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных
инвестиций - 3,0% (3,8%).
Наибольшая доля накопленных
иностранных инвестиций в общем их объеме
на конец 2010г. приходилась на оптовую и
розничную торговлю; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного пользования (17,5%),
добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность
по операциям с недвижимым имуществом,
аренде и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое
производство и производство готовых
металлических изделий (11,8%); наименьшая
доля - на издательскую и полиграфическую
деятельность, тиражирование записанных
носителей информации (0,1%), текстильное
и швейное производство (0,1%), здравоохранение
и предоставление социальных услуг (0,06%),
рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство
кожи, изделий из кожи и производство обуви
(0,01%), образование (0,001%) (Приложение
2).
Наметившаяся тенденция в 2011
году сохранилась: в прошедшем году прямые
иностранные инвестиции в нашу страну
были сделаны на сумму $48,5 млрд., что на
28% больше чем в 2010-м году. За это же время
из России отток капитала из России также
возрос, за 2011 год из страны вывели $84,2
млрд. Первый показатель достиг в 2010-м
году суммы 37,8 миллиардов долларов (на
31% выше), что можно увидеть по опубликованным
на сайте ЦБ материалам, посвященным оценке
платежного баланса России. Второй при
этом побил трехлетний рекорд, сообщает
издание «Взгляд». Тогда, за 2008-й кризисный
год из России было выведено $133,7 млрд.
2011 год показал, что максимального
значения инвестиции смогли достичь
в первом его квартале, в то
время как в период с сентября
по декабрь их процент существенно
отличался в меньшую сторону
от той суммы, которая была
в 2010 году. В том же году пик
инвестиционной деятельности в
России пришелся на последний
квартал и составил 13,8 миллиардов
долларов, в том время как в
первом квартале эта сумма
равнялась 6,7 миллиардов, во втором
— 11,2, а в третьем — 6,1 миллиард
долларов.
В качестве основных причин
оттока инвестиций называют кризис в Евросоюзе,
неблагоприятный инвестиционный климат
в России и политические процессы, связанные
с выборами. По прогнозам Центробанка
РФ в 2012 году отток капитала снизится и
зависеть это будет от конъюнктуры на
рынке сырья.
Среди субъектов Российской
Федерации наибольшая доля накопленных
иностранных инвестиций на конец 2010г.
приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую
область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую
область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая
доля - на Карачаево-Черкесскую Республику
(0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику
Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику
(0,003%), Магаданскую область (0,004%), Республику
Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область
(0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%).
Объем накопленных прямых иностранных
инвестиций в экономике России на конец
2010г. составил 116,2 млрд.долларов США (рост
за год на 6,6%, или на 7,2 млрд.долларов США).
Наибольший объем накопленных прямых
инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд.долларов
США (рост за год на 33,4%, или на 11,2 млрд.долларов
США) и Нидерланды - 22,4 млрд.долларов США
(снижение за год на 22,9%, или на 6,7 млрд.долларов
США) (Приложение 7).
В 2010г. в экономику России поступило
114,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций,
что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г.
отмечен рост поступления иностранных
инвестиций в экономику России. В 2006г.
объем поступления иностранных инвестиций
за год увеличился на 2,7% и составил 55,1
млрд.долларов США, в 2007г. - в 2,2 раза (120,9
млрд.долларов США), а в 2008г. он снизился
на 14,2% (103,8 млрд.долларов США), в 2009г. - на
21,0% (81,9 млрд.долларов США) (Приложение
3).
Структура иностранного капитала,
поступившего в Россию, за 2010г. изменилась.
При снижении доли прямых инвестиций с
19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет
снижения доли взносов в капитал - с 9,8%
до 6,7%) и доли портфельных инвестиций -
с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций
- с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном,
за счет роста доли кредитов на срок до
180 дней - с 8,1% до 36,0%) (Приложение 1).
В 2010г. по сравнению с предыдущим
годом поступление прямых инвестиции
снизилось на 13,2% (в 2009г. по сравнению с
2008г. - снижение на 41,1%), что вызвано снижением
объемов прямых иностранных инвестиций
из основных стран-инвесторов: из Виргинских
(Британских) островов - на 395 млн.долларов
США (на 56,3%), Финляндии - на 286 млн.долларов
США (на 42,4%), Кипра - на 253 млн.долларов США
(на 6,8%), Швейцарии на 231 млн.долларов США
(на 68,2%), Китая - на 180 млн.долларов США (на
59,8%).
Портфельные инвестиции в 2010г.
возросли по сравнению с 2009г. на 21,9% (в 2009г.
по сравнению с 2008г. было отмечено снижение
на 37,7%). Структура портфельных инвестиций
изменилась. При снижении доли акций и
паев в общем объеме портфельных инвестиций
с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых
ценных бумаг возросла соответственно
с 56,2% до 63,2%.
Среди видов экономической
деятельности наиболее привлекательными
для вложения иностранного капитала в
2010г. была финансовая деятельность, обрабатывающие
производства; добыча полезных ископаемых,
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования;
транспорт и связь. В 2010г. в финансовую
деятельность поступило 37,9 млрд.долларов
США, или 33,1% от общего объема поступивших
иностранных инвестиций, обрабатывающие
производства - 33,2 млрд.долларов США, или
28,9%, добычу полезных ископаемых - 13,9 млрд.долларов
США, или 12,1%; оптовую и розничную торговлю;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
- 13,3 млрд.долларов США, или 11,6% (Приложение
5).
Глава II. Cвободные
экономические зоны 2009-2011 гг.
2.1 Понятие и
классификация свободных экономических
зон
Само понятие «СЭЗ» весьма многоаспектно.
Поэтому трактуют его по-разному. СЭЗ можно
рассматривать в контексте характеристики
одного из ее типов, но гораздо чаще это
понятие носит собирательный характер,
заменяя собой множество других. Это связано
с тем, что в основе толкования понятия
СЭЗ лежит множество самых разнообразных
критериев. Как правило, сам набор критериев
очень пестр и при их выборе учитываются
исторические, национальные, геополитические,
экономические, социальные и другие особенности
стран, включая сугубо ментальные характеристики
отдельных регионов.
Свободные экономические зоны
(СЭЗ) – ограниченные участки территории
(как правило, от одного до нескольких
квадратных километров) с льготным режимом
хозяйствования – отличаются от других
мер региональной политики тем, что создаются
не только (а в ряде случаев и не столько)
для стимулирования экономического развития
отдельных регионов, а для достижения
обще экономических целей. [6, с. 119]
Тип СЭЗ в той или иной стране
во многом зависит от так называемой «зональной»
политики, проводимой правительством
этой страны в отношении своих конкретных
территориально-хозяйственных или административно-территориальных
единиц.
Под СЭЗ следует понимать часть
территории страны, на которой по инициативе
центральных либо местных органов власти
на основе соответствующего «пакета»
законодательных и нормативных актов
с учетом взаимовыгодных интересов сторон
устанавливается льготный режим инвестирования,
налогообложения, финансирования, кредитования,
а также особый визовый, валютный и таможенный
режимы, определяются законодательные
и организационные границы, специализация
и приоритеты развития отраслей и производств
в интересах общества и государства. [10,
с. 542]
Классификация ОЭЗ по функциям:
Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за
пределы национальной таможенной территории.
Внутри проводятся операции по складированию
товаров и их предпродажной подготовке
(упаковка, маркировка, контроль качества
и т. п.).
Промышленно-производственная
зона (ППЗ) — часть национальной таможенной
территории, внутри которой налажено производство
конкретной промышленной продукции; при
этом инвесторам предоставляются различные
льготы.
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за
пределы национальной таможенной территории,
внутри которой размещаются научно-исследовательские,
проектные, конструкторские бюро и организации.
Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется
туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция,
развитие объектов инфраструктуры туризма
и отдыха, развитие и оказание услуг в
сфере туризма.
Сервисная зона – территория
с льготным режимом для фирм, занятых оказанием
финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными
операциями, операциями с недвижимостью,
перевозками)