В России существуют особые экономические
зоны четырёх типов: технико-внедренческие,
промышленно-производственные, портовые
и туристско-рекреационные.
Кроме того, в Калининградской области
с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь,
ОЭЗ в Калининградской области), условия
функционирования которой на настоящий
момент оговорены в отдельном Федеральном
законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..
Классификация ОЭЗ
по системам льгот
Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение
инвесторов от уплаты налогов на собственность
и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом
об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года:
резиденты ППЗ на пять лет освобождаются
от уплаты земельного, имущественного
и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается
снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение
от импортных пошлин на полуфабрикаты,
сырье и т. п., ввозимых для использования
внутри зоны;
Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение
от экспортных пошлин на изготовленную
внутри зоны продукцию.
Финансовые — инвестиционные субсидии,
государственные льготные кредиты, сниженные
ставки на оплату коммунальных услуг и
аренду производственных помещений.
Административные — упрощенный порядок регистрации
предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда
иностранных граждан, беспрепятственный
вывоз правомерно полученной прибыли
иностранными гражданами за рубеж.
В целом значение ОЭЗ для стран их размещения
заключается в том, что они:
- являются важным фактором социально-экономического,
научно-технического, кадрового и технологического
совершенствования национального хозяйства;
- выступают связующим звеном между мировой
экономикой и экономикой дайной страны,
т.е. способствуют интеграции последней
в систему мирохозяйственных связей; являются
своеобразным эталоном наиболее передовых
форм организации производства и управления,
развития и внедрения новейшей технологии;
- способствуют насыщению внутреннего
рынка высококачественными товарами и
услугами;
- являются мощным средством привлечения
иностранных инвестиций, а также фактором
мобилизации местных ресурсов;
- стимулируют развитие новых форм предпринимательства
и деловой активности, которые могут использоваться
в остальных сферах и регионах национальной
экономики;
- являются «полем экспериментирования»
и отработки новых способов решения социально-экономических
проблем, развития нового для стран с переходной
экономикой экономического мышления и
новых черт социальной психологии.
В развивающихся странах целями ОЭЗ являются
достижение более высокого уровня индустриализации,
включение или повышение доли страны в
мировой торговле. Основным и даже иногда
единственным источником привлекаемого
капитала в такие зоны является иностранный
капитал.
В развитых странах создание ОЭЗ используется
в основном как инструмент региональной
политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах,
где необходимо повышение уровня социально-экономического
развития.
2.2 Цели создания
свободных экономических зон
Впервые СЭЗ были созданы в
США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли.
Их целью была активизация внешнеторговой
деятельности посредством использования
эффективных механизмов снижения таможенных
издержек. При этом главным образом предполагалось
сокращение импортных тарифов на детали
и компоненты для производства автомобилей.
В зоны внешней торговли были превращены
склады, доки, аэропорты. Предприятия,
действующие в указанных зонах, выводились
из-под таможенного контроля в США, если
импортируемые в зону товары затем направлялись
в третью страну. Таможенные издержки
снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась
"доводка" продукции фирм США для
последующего экспорта. Если же товары
из зоны шли в США, они в обязательном порядке
проходили все таможенные процедуры, предусмотренные
законодательством страны.
Цели создания СЭЗ зависят от
уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических
народнохозяйственных планов и др. Поэтому
причины и цели создания свободных экономических
зон в каждом конкретном случае могут
отличаться друг от друга. Так, в промышленно
развитых странах, таких как США, Великобритания,
Франция свободные экономические зоны
часто создавались для активизации внешнеэкономических
связей, реализации региональной политики,
направленной на оживление мелкого и среднего
бизнеса в депрессивных районах, выравнивание
межрегиональных различий. В этих целях
такой категории предпринимателей предоставлялась
большая, чем в других районах страны,
свобода деятельности и значительные
финансовые льготы. Эти программы ;не имели
специальной ориентации на привлечение
иностранного капитала.
Со сходной целью создавались
свободные экономические зоны и в ряде
развивающихся государств. Однако в отличие
от промышленно развитых стран в этих
государствах упор при создании СЭЗ делается
на привлечение иностранного капитала,
технологий, модернизацию промышленности,
повышение квалификации рабочей силы.
В обобщенном виде создание СЭЗ направлено
на достижение таких целей, как:
- привлечение передовых, по отношению
к национальным, технологий;
- активизация экономики путем привлечения
иностранного капитала;
- поступление валютных активов, и, таким
образом, увеличение валютных запасов;
- насыщение внутреннего потребительского
рынка;
- повышение уровня занятости населения
и квалификации рабочей силы;
- создание современной рыночной инфраструктуры;
- ускоренное развитие депрессивных районов;
- приобретение мирового опыта в области
управления экономикой, международного
предпринимательства.
Главная цель создания СЭЗ заключается
именно в более глубоком включении национальных
хозяйств в международное географическое
разделение труда.
Сегодня можно утверждать, что
создание и функционирование СЭЗ на территории
России лишь в малой степени достигло
поставленных целей, как на региональном,
так и на общегосударственном уровне.
При реализации этой новой для страны
задачи возникло множество проблем различного
характера, разрешение которых предстоит
в ближайшем будущем.
2.3 Анализ свободных
экономических зон в России
Режим особых экономических зон предлагает инвесторам таможенные
преимущества, налоговые льготы, другие
привилегии, что обеспечивает резидентам
зон ряд конкурентных преимуществ. Так,
по данным российского Министерства экономического
развития и торговли, существующая в ОЭЗ
система налогообложения обеспечивает
фирмам-резидентам получение 20-30-процентной
финансовой выгоды. Однако даже при условии
существования действительно полноценного
зонального льготного режима наличие
одних только этих налоговых льгот еще
отнюдь не гарантирует заинтересованности
иностранных компаний в осуществлении
инвестиций в России. Иными словами, хотя
зональный режим и означает снижение инвестиционного
барьера для иностранных инвесторов, одних
только этих преимуществ ОЭЗ еще недостаточно
для привлечения в Россию инвестиций иностранных
фирм. Об этом однозначно свидетельствуют
данные о фирмах - резидентах особых экономических зон, среди
которых пока отсутствуют ведущие иностранные
высокотехнологичные компании. Более
того, их массовый приход в Россию крайне
маловероятен до тех пор, пока руководство
ОЭЗ не начнет серьезную практическую
работу по их привлечению в эти зоны (что
предполагает гораздо более высокий уровень
маркетинговой деятельности), а в стране
в целом не будет создан действительно
благоприятный климат для прямых иностранных
инвестиций.
Между тем, начиная
с середины текущего десятилетия
инвестиционный климат в России существенно ухудшился,
о чем свидетельствуют как отдельные случаи
«странного» отношения российских властей
к ряду зарубежных компаний, так и введение
российским правительством ряда ограничений
на деятельность иностранных фирм в так
называемых стратегических отраслях экономики.
Три года работы особых экономических
зон доказали, что этот институт развития
реального сектора экономики полностью
состоялся. Сформирована в 2008 году нормативная
правовая база из 78 правовых актов, в том
числе 8 федеральных законов, 20 постановлений
Правительства РФ, 37 приказов, 13 соглашений
о создании ОЭЗ и т.д. Оформлены все земельно-имущественные
отношения, что для любого нового строительства
является вопросом номер один. Сложилась
система управления ОЭЗ во главе с Минэкономразвития
РФ, учитывающая интересы и федерации,
и регионов, и муниципалитетов, и самих
инвесторов.
Площадь земельных участков,
переданных резидентам ОЭЗ в аренду и
в собственность, за первое полугодие
2011 г. увеличилась на 29,3 га (за 2010 г. - 31 га)
и составляет 887,7 га, из которых передано
в аренду 839,4 га, в собственность - 48,2 гектар.
Затраты на создание инфраструктуры
ОЭЗ за первое полугодие 2011 г.превысили
12,77 млрд. рублей (нарастающим итогом с
начала функционирования ОЭЗ - 63 млрд.
рублей), в том числе средства федерального
бюджета - 3,5 млрд. рублей (36,3 млрд. рублей)
и средства региональных бюджетов - 9,27
млрд. рублей (26,7 млрд. рублей).
В первом полугодии текущего
года затраты на создание объектов инфраструктуры
ОЭЗ всех типов более чем в 2,5 раза выше,
чем затраты за 2010 г., при этом из федерального
бюджета на указанные цели было потрачено
средств на 27% меньше. Увеличение средств
на создание объектов инфраструктуры
ОЭЗ обусловлено улучшением исполнения
субъектами Российской Федерации своих
обязательств по участию в создании объектов
инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с утвержденными
перечнями объектов такой инфраструктуры.
В ОЭЗ всех типов за первое полугодие
2011 г. зарегистрировано 18 резидентов ОЭЗ,
13 резидентов лишено статуса резидентов
ОЭЗ (нарастающим итогом с начала функционирования
ОЭЗ - 263 резидента). Резидентами ОЭЗ осуществлено
инвестиций в объеме 4,4 млрд. рублей (36,3
млрд. рублей). Объем произведенной продукции
и услуг на территориях ОЭЗ за первое полугодие
2011 г. составил 8,5 млрд. рублей (45,7 млрд.
рублей), в ОЭЗ создано резидентами около
695 рабочих мест (нарастающим итогом около
6652 рабочих мест). На территориях ОЭЗ резидентами
построено и введено в эксплуатацию 7 объектов
производственной и инновационной инфраструктуры
ОЭЗ.
Сегодня действующие ОЭЗ
развиваются неодинаково. Промышленно-производственные
зоны находятся на этапе начала выпуска
продукции, технико-внедренческие - на
этапе активного строительства инфраструктуры,
туристско-рекреационные — на этапе градостроительного
проектирования. Начинают организовываться
и портовые зоны. Перечень особых экономических
зон в России представлен в приложении
6.
В целом в последнее время репутация
особых экономических зон у российских
работников, фирм и в особенности у лиц,
принимающих решения, улучшилась: зоны
более не считаются узаконенными территориями
для отмывания нелегальных доходов и коррупционной
деятельности. Однако потребуется длительное
время для того, чтобы российские ОЭЗ приобрели
известность в зарубежных деловых кругах.
В соответствии с бизнес-планами
инвестиции этих организаций в строительство
и оборудование офисных помещений, цехов
и лабораторий составят более 90 млрд рублей,
при этом будет создано более 30 тысяч рабочих
мест, объем выпускаемой продукции составит
1,7 трлн рублей.
Существует по меньшей мере
шесть причин, в силу которых российским особым экономическим зонам не следует недооценивать значимость
иностранных инвестиций. Во-первых, приход
иностранных компаний означает поступление
в российскую сферу НИР дополнительных
капиталовложений. Во-вторых, зарубежные
фирмы приносят с собой передовые технологии
и передовой опыт, что еще важнее, чем поступление
собственно финансового капитала, поскольку
на деньги можно купить технологию, но
не ее эффективное использование. В-третьих,
без участия передовых высокотехнологичных
иностранных компаний российская инновационная
система будет фокусироваться на ограниченных
внутринациональных потребностях вместо
ориентации на возможности глобального
рынка. В-четвертых, присутствие зарубежных
фирм активизирует процесс конкуренции,
что способно придать инертному российскому
инновационному сектору необходимую динамику
развития. В-пятых, специалисты ведущих
иностранных инновационных компаний гораздо
лучше представляют себе перспективы
инновационного развития, чем даже самые
информированные чиновники-бюрократы.
И наконец, в-шестых, привлечение в Россию
инвестиций иностранных высокотехнологичных
компаний — это более эффективный способ
превращения пораженной «ресурсным проклятием
» российской экономики в диверсифицированное
высокотехнологичное хозяйство по сравнению
с приобретением собственно высокотехнологичных
компаний и их научных достижений. Таким образом, идея создания
особых экономических зон заключается
в формировании «точек роста» на специально
выделенных территориях за счет привлечения
инвестиций на льготных условиях.