Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:53, курсовая работа
Описание работы
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами. Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств. В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России.
Глава III. Основные
проблемы и перспективы развития СЭЗ и
иностранных инвестиций в экономику РФ
3.1 Основные проблемы
и перспективы развития СЭЗ
Слишком большие
размеры территории СЭЗ. Площадь первых одиннадцати
зон в России превышала территории таких
европейских государств, как Франция и
Испания, вместе взятых. В России целые
области и края получили статус СЭЗ без
учета предпосылок и возможностей эффективной
деятельности на внешних рынках. Даже
технически невозможно установить в масштабах
краев и областей таможенный режим. Исходя
из мировой практики для нормального обустройства
1 км2 зоны экспортного
производства требуются вложения порядка
45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны
- 15-20 млн. долл. Гигантомания в этом деле
не могла приводить к реальному успеху:
одни затраты на обустройство специального
таможенного режима намного превысили
бы возможные будущие доходы.
Нахождение большинства
СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования
СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического
положения, важной составляющей которого
является близость к основным транспортным
магистралям и мирохозяйственным центрам,
что в большинстве случаен, обеспечивается
за счет приграничного расположения.
Отрицательное воздействие
СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода
является ситуация в Калининградской
области, где предприятиям-импортерам
было предоставлено право неограниченного
ввоза на территорию области товаров иностранного
производства с освобождением от всех
видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие
на территории СЭЗ, негативно сказались
на состоянии местных промышленных предприятий,
неспособных конкурировать с дешевой,
практически беспошлинной импортной продукцией.
В результате, поданным Госкомстата РФ,
падение физического объема производства
промышленной продукции в Калининградской
области в 1991 - 1998 гг. составило 71,2%. Это
один из самых худших показателей в Российской
Федерации: в среднем но стране падение
производства за данный период было равно
49,7%. Затем постановлениями правительства
было введено квотирование импорта па
территории области, однако это не способствовало
улучшению ситуации, так как в состав квотируемой
попала продукция, не производимая в области
и необходимая промышленным предприятиям
(например, бензин). А также отсутствие
четкого контроля со стороны государства
дают возможность злоупотреблений на
территории СЭЗ.
Слабое звено в деятельности
российских СЭЗ - отсутствие эффективной
системы управления зонами на федеральном
и местном уровнях. С одной стороны,
эта система должна учитывать потребности
и интересы местных территорий в привлечении
иностранных капиталов, заинтересованность
местных властей в развитии управляемых
ими территорий, в обеспечении их успешного
выхода на мировой рынок. С другой стороны,
предоставляя финансовые ресурсы в пользу
зональных территорий, федеральное Правительство
заинтересовано не только в обеспечении
местных, но и общенациональных интересов.
Поэтому одним из ключевых вопросов образования
СЭЗ является создание такой системы управления,
в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных
интересов. Однако до настоящего времени
подобная система управления зонами не
создана.
Недостаточное и
неэффективное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического
благоприятствовании. Зоны экспортного
производства, созданные в России, в основном
ограничивают свои производственные функции
сборкой продукции из импортных компонентов.
Изначально создававшиеся как экспортные
промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской
области и Находке использовались прежде
всего для вывоза из РФ различных видов
сырья, а также продукции, собранной из
импортных компонентов. В конце 2008 года
Генпрокуратура проводила проверку деятельности
РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития
представление, в котором указывалось,
что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного
типа до сих пор не зарегистрировано ни
одного инвестора, не создано рабочих
мест, а объем частных инвестиций равен
нулю.
Результатом подобной политики
зонирования в России, несмотря на определенные
коррективы, вносимые на местах, служат
слабая эффективность этих зон и иррациональность.
Возможности функционирования
и развития свободных экономических зон
(СЭЗ) в Российской Федерации оцениваются
неоднозначно. Российский опыт создания
СЭЗ по большей части является неудачным.
В погоне за получением льгот по привлечению
инвестиций, местные власти практически
не учитывали возможную эффективность
функционирования зоны и ее влияние на
экономику региона в долгосрочной перспективе.
Неудивительно, что подавляющее большинство
созданных с начала 90-х гг. СЭЗ фактически
прекратили свое существование.
Однако, вряд ли стоит полностью
отказываться от практики создания СЭЗ
в будущем. При грамотной политике и учете
специфики нашей страны, создание СЭЗ
может способствовать ускорению научно-технического
прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции.
Перспективной формой СЭЗ могут
быть технопарки, что в значительной степени
объясняется особенностями взаимоотношений
науки и производства в нашей стране. Отечественная
наука занимает приоритетные позиции
в ряде высокотехнологичных отраслей,
в особенности в фундаментальных исследованиях.
Однако до сих пор остается неразрешимой
проблема интеграции науки и производства.
Из-за несовершенства хозяйственного
механизма предприятия промышленности
и сельского хозяйства почти не используют
достижения научно-технического прогресса.
Создание технопарков могло бы не только
привести к организации отдельных высокотехнологичных
производств, но и содействовать расширению
и диверсификации российского экспорта.
Технопарки с участием иностранного капитала
могли бы дать значительный народнохозяйственный
эффект: обеспечить дополнительный приток
валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной
продукции; способствовать развитию отечественной
промышленности, которая, будучи неспособной
первой интегрировать достижения науки
и техники в производство, воспользуется
плодами деятельности технопарков, приобретая
на внутреннем рынке их высокотехнологичную
продукцию; поможет ослабить "утечку
умов". Кроме того, технопарки, создаваемые
и на базе бывших закрытых городков ВПК,
могли бы несколько облегчить проблему
конверсии военных отраслей и проблему
занятости.
Кроме того, в настоящее время
вопрос о функционировании, поддержании
и контроле СЭЗ рассматривается как один
из регуляторов экономики. Так 6 октября
2009 г. президент Дмитрий Медведев своим
указом ликвидировал Федеральное агентство
по управлению особыми экономическими
зонами ("РосОЭЗ"). Все функции и полномочия,
а также обязательства, возникшие в результате
исполнения судебных решений, ранее принадлежавшие
"РосОЭЗ", перешли к Министерству
экономического развития.
Деятельность свободных экономических
зон в Российской Федерации трудно оценивать
однозначно. С одной стороны, российский
опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным.
В погоне за получением льгот по привлечению
инвестиций местные власти не принимали
во внимание возможную эффективность
функционирования зоны и ее влияние па
экономику региона в долгосрочной перспективе.
Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью
отказываться от практики создания СЭЗ
в будущем. При грамотной политике и учете
специфики пашен страны деятельность
СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического
прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции.