Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач: - рассмотреть теоретические особенности вертикальной интеграции, ее понятие и предпосылки, преодоление ее возможных негативных последствий и повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний; - выявить и изучить содержание и функции вертикально-интегрированных компаний; - проанализировать факторы эффективности деятельности предприятий в рамках вертикально-интегрированной компании; - исследовать базовые условия формирования интеграции и предпосылки развития вертикальной интеграции в нефтяном комплексе России;

Содержание работы

Введение ………………….………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической интеграции в нефтехимическом комплексе РФ……….…………………………….....................................................6
1.1 Понятие и сущность вертикальной интеграции ………...…………….. 6
1.2 Предпосылки вертикальной интеграции …………………...…………. 9
1.3 Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции …………………………………………………………………...…... 13
2 Состояние вертикально-интегрированных компаний в России………………17
2.1Становление крупнейших нефтяных вертикально-интегрированных компаний России. Изменение территориального аспекта их функционирования ……………………………………………………………………………….………17
2.2 Оценка современного состояния и тенденции развития нефтяной промышленности в России …………………………. ……………………….….. 26
2.3 Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний ……………………………………………………………… 29
3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике ………..…….............................................................................................................. 39
3.1 Международная экономическая интеграция ………………………………………………………….………………………….. 39
3.2 Перспективы российской нефтехимии…………...………………….... 44
Заключение ……………………………………………………………..……50
Список используемой литературы …………………………………………53

Файлы: 1 файл

курсовик ЭО.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике можно отметить следующие:

— создание условий добросовестной конкуренции;

— способствование стабильному  развитию энергетики;

— защита окружающей среды;

— регулирование нормы  прибыли корпорации.

Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием. Существенное значение имеют состояние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Важнейшим средством  госрегулирования конкурентных отношений  является антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации  закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия создания и функционирования товарных рынков. Согласно закону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает  акции другой. Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются.

Декларированная в официальных  документах стратегия развития топливно-энергетического  комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленности. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспортировку энергоресурсов.

В официальных документах определены также приоритеты, направления  и средства новой структурной, региональной и технической политики в области  энергоснабжения страны, без которых  не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.

Главным приоритетом  в документах названо повышение  крайне низкой в настоящее время  эффективности энергопотребления  и энергосбережения. Для ВИНК это  означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.

В перспективе ожидается  рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и  газа как топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.

Государственная техническая  политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Считается, что экономическим  механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать  эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

Однако наряду с этими  достаточно ясными моментами в подходе  к формированию "регулируемого  государством энергетического рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая политика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен мирового рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, заявленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согласуется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.

Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтехимические компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современной России такова, что государство не может позволить себе не считаться с их интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике

3.1 Международная экономическая интеграция

Интеграционные процессы не происходят спонтанно, стихийно, вне  рамок управления со стороны государства  и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:

- в Западной Европе - ЕС,

- в Северной Америке - НАФТА,

- в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН,

- в Евразии - СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка. Европейский союз (ЕС) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме южной части острова), Мальту.

- 1951–1957 - Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);

- 1957–1967 - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);

- 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);

- c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Особенности интеграции в Североамериканском регионе. Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75 - 80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Существующая структура  североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность  североамериканской экономической  группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами  Североамериканского соглашения о  свободной торговле, подробно регламентирующего  многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:

- ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

- поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

- смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

- либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

- создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе предусмотрено  не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.

В апреле 1998 г. в столице  Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 миллионов человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 триллион долларов. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Информация о работе Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ