Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть классификацию, структуру инвестиций и роль в экономическом развитии России.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инвестиций, их классификация, структура;
- ознакомиться с тенденциями развития мирового рынка инвестиций;
- охарактеризовать сущность инвестиционного климата;
- изучить метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты инвестиций 5
1.1. Понятие и классификация инвестиций 5
1.2. Тенденции развития мирового рынка инвестиций 10
1.3. Сущность инвестиционного климата 12
Глава II. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета 13
2.1. Методы оценки эффективности 13
2.2. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на основе СВА 14
2.3. Общая схема СВА-оценки эффективности инвестиционного проекта 17
Глава III. Метод балльной оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета 21
3.1. Роль инвестиций в экономическом развитии 21
3.2. Метод балльной оценки: об отечественном прошлом разработки и зарубежном настоящем применения 24
3.3. Балльная оценка эффективности инвестиционных проектов ФАИП: принципиальная схема 29
Заключение 32
Библиографический список 35
В
итоге государственные
Таблица 3.4.
Отраслевая структура строек и объектов (проектов) ФАИП РФ в 2001 - 2007 гг.
Народнохозяйственные комплексы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Промышленность | 230 | 339 | 330 | 355 | 369 | 385 | 420 |
Транспорт и связь | 56 | 68 | 87 | 77 | 90 | 95 | 99 |
Агропромышленный комплекс | 390 | 135 | 216 | 165 | 211 | 190 | 220 |
Социальный комплекс | 1010 | 1309 | 1867 | 1970 | 2661 | 2880 | 2995 |
Всего по стройкам ФАИП | 1686 | 1851 | 2500 | 2567 | 3331 | 3550 | 3736 |
Реально оценивая сложившуюся ситуацию, следует признать, что запретительные меры в отношении компромиссной функции ФАИП результатов не дадут. Разумнее хотя бы частично ограничить ее негативные последствия, используя наряду с регламентацией формальных аспектов процедуры выдвижения проектов простой и удобный в употреблении метод оперативной оценки их эффективности.
Согласно новейшей редакции «Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета», Федеральная адресная инвестиционная программа предусматривает два направления расходования этих средств:
1)
финансирование капитальных
2)
финансирование проектов, ориентированных
на решение отдельных
Рис. 3.2. Удельный вес строек и объектов (проектов) социального комплекса в общем числе проектов ФАИП 2001 - 2005 гг.
Оценку проектов, о которых идет речь, целесообразно вести на основе анализа четырех групп вопросов со следующими значениями весовых коэффициентов (весами групп – Вг): 1) основание для разработки проекта, его приоритетность, уровень и значимость - 0,2; 2) цель, задачи, стратегия реализации - 0,2; 3) готовность проекта к реализации - 0,1; 4) планируемые результаты - 0,5. При этом важно иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, максимальные значения весомых коэффициентов группы 4 и существенные – группы 2 предопределяются ориентации бюджетирования на конечный результат; существенная весомость группы 1 призвана аккумулировать выдвижение проектов федерального уровня (в противовес гораздо менее масштабным проектам регионального и муниципального характера, количество которого в структуре ФАИП продолжает оставаться весьма высоким); наименьшая весомость группы 3 связана с наличием большого числа компактных проектов, в реализации которых организационная составляющая относительно невелика. Во-вторых, вопросы групп 1-3 касаются общих проблем постановки и организации выполнения работ и потому применимы к проектам любой тематической направленности. Для них предусмотрены два ответа: «да» (ему соответствует балл (1) и «нет» (0).
В-третьих, числовые значения весов должны устанавливаться на основе договоренности всех участвующих сторон и оставаться стабильными достаточно продолжительное время. При этом суммы весов групп и весов показателей в каждой группе равны 100%.
В-четвертых, поскольку вопросы группы 4 отражают направленность проектов машиностроение, медицина, экология и т.п.), их набор должен быть сугубо «индивидуальный».
Заключение
Таким образом, толкования понятия «инвестиции», которые в различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности имеют свои особенности.
Классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. Инвестиции делятся по признаку целевого назначения будущих объектов, по формам воспроизводства основных фондов, по источникам финансирования, по направлению использования, по объектам вложения, по характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования, формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку. Данная классификация позволяет более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.
В настоящее время Россия занимает далеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд. ежегодно. Менее 1% - это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую очередь, в рынки капитала – должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики.
Однако не стоит рассматривать инвестиции как панацею от всех недугов экономики, сами по себе они не могут поднять её на должный уровень. Но могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда.
Преобладающим фактором, интересующих инвесторов является размер российского рынка. Представители промышленных и транспортных предприятий называют в числе наиболее важных факторов, повлиявших на их решение, близость к стране, где действуют материнские компании, однако для компаний из других секторов этот фактор, по всей видимости, имеет второстепенное значение. Возможность преодолеть торговые барьеры также называлась среди важных причин - причем компании, занимающиеся сбытом продукции, и транспортные предприятия указывают на этот фактор даже чаще, чем промышленные предприятия. Наличие в России квалифицированных кадров имело для них достаточно важное значение, причем на решение об осуществлении инвестиций повлияла также низкая стоимость рабочей силы.
По-прежнему сохраняется высокая значимость инфраструктурного и производственного потенциала, хотя роль последнего в инвестиционном процессе уменьшилась. Оживление идет в основном на предприятиях с высоким износом оборудования и устаревшими технологиями. Большинство инвестиционных проектов таких предприятий рассчитано на кредитование, а не на прямого инвестора. Поэтому стратегический инвестор предпочитает приходить в регион со своими проектами. Кстати, такие инвесторы, как правило, действуют в корпоративной системе собственных рыночных институтов, поэтому институциональный потенциал региона для них не имеет особого значения, хотя в последнее время некоторый интерес к его наличию стратегические инвесторы стали проявлять.
Многие аналитики считают, что
привлечение иностранных
На данный момент в России налицо активизация инвестиционного процесса (хотя увеличение капиталовложений в перерабатывающие отрасли остается пока незначительным) и некоторое выравнивание распределения капиталовложений, в том числе иностранных по регионам. Очевидно также, что развитие этого процесса в субъектах Федерации предопределяется положением дел в общероссийской экономике. Попытки руководства отдельных регионов локально усилить инвестиционную активность на подвластных территориях, в конечном счете, не удаются. Отраслевая структура иностранных инвестиций в последние годы характеризуется увеличением вложений направляемых в промышленность на фоне сохранения интереса иностранных инвесторов к сфере торговли и общественного питания, а также транспорта и связи. Из этого можно сделать об узкой отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций, так как львиная их доля приходится либо на экспортно-ориентированные отрасли (нефтехимия, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности), либо на сверхприбыльные проекты с малым сроком окупаемости (торговля, телекоммуникации, общественное питание, пищевая промышленность, финансовые услуги, строительство).
Такой «отраслевой перекос» не случаен - он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.
Но даже имея необходимые средства для увеличения капитальных вложений в реальный сектор экономики, пока не видны результаты. И главной причиной является неэффективность менеджмента компаний. По расчетам, начисляемая в промышленности амортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытия основных фондов, причем лишь около половины начисленной амортизации реально используется для финансирования капитальных вложений. В результате финансовые ресурсы предприятий, направляемые в инвестиции, в 3-5 раз меньше объема износа и выбытия основных фондов.
Имеющийся потенциал капитальных вложений используется лишь на 1/3. И если просуммировать все внутренние сбережения, то получится цифра, на порядок превышающая нынешний годовой объем инвестиций. Подводя итоги, можно сказать, что сегодня российская экономика, не имея эффективную модель корпоративного управления, не может отказываться от иностранных инвестиций.
В заключение мне бы хотелось сказать, что инвестиционная деятельность – это интересная, важная и сложная проблема, которую невозможно полностью показать и раскрыть всю ее сущность в одной курсовой работе, но которая очень важна для развития экономики как внутри страны, так и на мировом уровне: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
Библиографический список
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 9.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99.).
2. Аюшиев А. Д., Филиппов В. И., Аюшиев А. А. Инвестиции: учеб. пособ. – Иркутск:
Изд-во ИГЭА, 2006. – 183 с.
3. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. – Киев, МП ИТЕМ ЛТД, Юнайтед Лондон Трейд Лимитед, 2005. – 448 с.