Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть место и роль инвестиций в структуре совокупных расходов, показать их влияние на совокупные доходы.
Задачи работы:
- охарактеризовать сущность и виды инвестиций, показать их роль в структуре совокупных расходов;
- охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций;
- проанализировать проблемы и тенденции инвестиционной политики в Республике Беларусь.
Введение 8
1. Инвестиции как компонент совокупных расходов 11
2. Инвестиции и национальный доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций 22
3. Инвестиции в экономике Республики Беларусь 30
Заключение 50
Список использованных источников 52
На деле провести четкую разграничительную черту между отдельными видами инвестиций трудно - хотя бы потому, что не только производные, но и автономные инвестиции черпаются все же из национального дохода, хотя и созданного в разные годы. Поэтому в практике эконометрических расчетов к числу автономных относят обычно такие инвестиции, зависимость которых от недавних изменений национального дохода признана незначительной (государственные капиталовложения; некоторые частные, связанные с изобретениями и нововведениями, созданием принципиально новой техники и технологии). Подобные инвестиции отличаются высокой степенью риска и неопределенности перспектив.
Представители классической школы полагали, что рост сбережений автоматически означает наращивание инвестиций, и если соответствия между ними не достигается, то гибкая процентная ставка быстро восстанавливает нарушенный баланс. Поэтому рост предельной склонности к сбережению, с их точки зрения, способствовал бы процветанию нации. Однако Дж. Кейнс доказал, что попытки общества больше сберегать способны породить инвестиционный кризис. Каждый сбереженный доллар - это не израсходованный доллар, а потому он не превращается в доход какого-то производителя товаров и услуг. Поставленная им на рынок продукция не находит своего покупателя, происходит затоваривание складов. И это не способствует новым инвестициям: зачем инвестировать, если и ранее произведенная продукция не реализована? А спад инвестиционной активности неизбежно оборачивается сокращением национального дохода, а значит не только потребления, но и в еще большей степени сбережения! В этом состоит суть парадокса бережливости: рост сбережений не делает общество богаче, подрывая возможности будущих сбережений. Данный парадокс особенно проявляется в индустриально развитых странах, в которых обычно далеко не все сбережения домохозяйств и фирм способны трансформироваться в инвестиции - и потому, что в странах с высоким уровнем жизни они слишком велики, и потому, что с ростом накопленного капитала уменьшается круг альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений[2,c.186].
По мнению Кейнса зависимость темпов экономического роста от уровня сбережений в обществе, безусловно, существует, но проявляется она лишь в экономике, где достигнута полная занятость производственных (в том числе трудовых) ресурсов. Между тем рост предельной склонности к сбережению нередко случается в самый неподходящий момент - в ситуации экономического спада и безработицы, когда предприниматели стремятся свести к минимуму свои текущие расходы, а лица наемного труда пытаются больше сберегать - из-за опасения оказаться уволенными. А вот в таких неблагоприятных условиях чрезмерные сбережения начинают препятствовать экономическому росту, так как в данном случае они являют собой пассивную форму дохода, лишенную шансов оказаться инвестированными в пошатнувшееся из-за дефицита покупателей производство. Поэтому призывы некоторых политиков к бережливости в условиях неполной занятости могут обернуться обнищанием нации, и такие чрезмерные сбережения необходимо изымать налоговыми средствами для финансирования автономных государственных инвестиций и социальных расходов бюджета - в интересах "накачивания" эффективного спроса.
Важнейшим направлением
государственной экономической
политики нашей страны является создание
благоприятного инвестиционного климата
для привлечения и эффективного
использования иностранных
В соответствии со ст. 7 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
1) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
- принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
- предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
- предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;
- проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
- предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.
2) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
- оказания инвесторам государственной поддержки;
- защиты интересов инвесторов;
- создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
- определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
- принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
- определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
- содействия развитию рынка ценных бумаг;
- проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
- использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь[1].
Беларусь предлагает
потенциальным инвесторам такие
свои основные преимущества, как выгодное
географическое расположение в центре
Европы, благоприятные природно-
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг[19,c.28].
В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития)[9,c.27].
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
В нашей стране
действует Консультативный
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
- освобождение
в течение трех лет от уплаты
налога на прибыль от
- освобождение
от уплаты таможенных пошлин
и налога на добавленную
- безлицензионные
экспорт продукции
- свободное
распоряжение полученной выручк
- свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
- сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. На территории республики на начало 2006 года работает около 3,5 тысяч организаций с иностранными инвестициями, из них 1903 – совместные организации, 1642 – иностранные компании[11,c.1].
В настоящее
время Правительством с целью
улучшения инвестиционного
Проводится
работа по привлечению средств
Привлечение и эффективное использование средств внешнего финансирования остается одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долговременной перспективе для проведения экономических преобразований.
В последние годы сложилась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Общий объем поступлений иностранных инвестиций по результатам 2006 г. (по данным Министерства анализа и статистики) составил 4036,1 млн. долл. США, что в 2,2 раза больше, чем за 2005 год. За январь-июнь 2007 года поступило 2325,7 млн. долл. США (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года объем инвестиций увеличился в 2,32 раза).
Информация о работе Инвестиции в экономике Республики Беларусь