Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.
Введение 3
1. Государственная ивестиционная политика России: цели, задачи, инструменты регулирования 5
1.1 Сущность государственной инвестиционной политики в России, ее цели
1.2 Задачи государственной инвестиционной политики 9
1.3 Инструменты стимулирования инвестиционной активности 12
2 . Институт совершенствования инвестиционного климата
2.1. Российский фонд прямых инвестиций 14
2.2. Инвестиционный омбудсмен 16
2.3. Агенство стратегических инициатив 18
2.4. Агенство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций 18
2.5. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый
формат 19
3 . Изменение законодательства в Российской Федерации и направления
дальнейшего совершенствования
3.1 Упрощение строительных процедур 21
3.2 Развитие бизнес-среды в регионах 23
3.3 Снятие инфраструктурных ограничений 25
3.4 Упрощение миграционных процедур 29
3.5 Совершенствование таможенного администрирования 32
3.6 Налоговое стимулирование 33
3.7 Развитие корпоративного законодательства 37
3.8 Снижение административных барьеров 39
3.9 Разработка критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата 40
Заключение 41
Список литературы 42
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
по дисциплине: «Инвестиционная стратегия»
на тему: « Инвестиционная политика РФ в современных условиях»
г. Москва 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Государственная ивестиционная политика России: цели, задачи, инструменты регулирования 5
1.1 Сущность государственной инвестиционной политики в России, ее цели
1.2 Задачи государственной инвестиционной политики 9
1.3 Инструменты стимулирования инвестиционной активности 12
2 . Институт
совершенствования
2.1. Российский фонд прямых инвестиций 14
2.2. Инвестиционный омбудсмен 16
2.3. Агенство стратегических инициатив 18
2.4. Агенство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций 18
2.5. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый
формат 19
3 . Изменение законодательства в Российской Федерации и направления
дальнейшего совершенствования
3.1 Упрощение строительных процедур 21
3.2 Развитие бизнес-среды в регионах 23
3.3 Снятие
инфраструктурных ограничений 2
3.4 Упрощение миграционных процедур 29
3.5 Совершенствование
таможенного администрирования
3.6 Налоговое стимулирование 33
3.7 Развитие
корпоративного
3.8 Снижение административных барьеров 39
3.9 Разработка критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата 40
Заключение 41
Список литературы 42
Введение
Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.
В 2010 году улучшение инвестиционного
климата было определено как самостоятельное
направление деятельности Минэкономразвития
России, и за 2 прошедших года были
упрощены процедуры в сфере
Только за счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.
В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем, ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).
По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.
В рейтинге
самых дешевых стран для
Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.
России необходим переход
на инновационный путь развития, выведение
страны в число ведущих мировых
экономик с высоким уровнем
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.
При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.
В настоящее время органы государственной власти России уделяют повышенное внимание вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности. Подобный интерес продиктован осознанием того факта, что именно капиталовложения выступают в роли базиса долговременного экономического роста, а следовательно, и главной движущей силой процессов социально-экономического развития общества в целом.
Отталкиваясь от наблюдаемых параметров динамики вложений в основной капитал в период 1990-2000-х гг. (рис. 1), следует признать, что нашей стране еще только предстоит выработать и претворить в жизнь концептуальные основы, принципы и направления проведения целостной, эффективной, стратегически обусловленной государственной инвестиционной политики.
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в 1990-2010 гг., % от уровня 1990 г.
Учитывая данное обстоятельство, сформулируем ее цели и задачи, опираясь на передовой отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования, а также результаты исследования Всемирного экономического форума, посвященного сравнительной оценке глобальной конкурентоспособности 139 стран в 2010 г.1
Под государственной инвестиционной политикой будем понимать совокупность регулярных и неотложных мер институционального, правового, экономического, организационного и информационного характера, направленных на гармоничное развитие инвестиционной сферы экономики.
В качестве главной цели государственной инвестиционной политики следует рассматривать формирование комплекса условий и предпосылок для поддержания инвестиционной активности на уровне, необходимом для достижения устойчивых темпов экономического роста, как основы стабильного социально-экономического развития.
Вместе с тем перед отечественной экономикой в настоящее время стоит крайне нетривиальная задача, связанная с необходимостью в сжатые сроки компенсировать значительные объемы недоинвестирования (составляющие, по оценкам центра Макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, порядка 28,5 трлн. руб.)2, а также осуществить радикальную модернизацию и технологическое перевооружение морально и физически устаревшей производственной базы. В таком контексте поставленная цель уже представляется во многом недостаточной и фрагментарной по ряду причин, суть которых кратко может быть передана следующим образом.
Во-первых, между нормой накопления и темпами роста капиталовложений существуют тесная взаимосвязь. На основе данных, приведенных в табл. 1, можно констатировать, что среднее значение первого показателя в России в период 1999-2008 гг. на уровне 19 % продуцировало 12 %-ную величину второго. В таком случае норма накопления, равная 25 %, обусловит увеличение инвестиций в среднем на 16 % ежегодно, а не на 18 %, как того требует стратегия опережающего развития3. В рассматриваемой ситуации применительно к России более адекватным будет являться уровень примерно в 30 % ВВП4, тем более, что опыт стран, успешно воплотивших в жизнь модели ускоренного роста (Южная Корея, Сингапур и, конечно же, Китай), свидетельствует в пользу обоснованности данного вывода.
Таблица 1.
Норма накопления в российской экономике в 1999-2010 гг., % к ВВП
Во-вторых, 5-10 лет - неопределенно длительный период времени для решения задачи существенного увеличения нормы накопления в отечественном народном хозяйстве.
Если обратиться к данным, представленным в табл. 2, то можно констатировать, что российская экономика могла достичь и, более того, заметно превысить обнародованный ориентир еще в начале 2000-х гг. за счет внутренних ресурсов, если бы, конечно, не господствовала практика «выталкивания» сбережений общества за рубеж для финансирования роста и дефицитов стран со зрелыми рынками.
Таблица 2
Норма сбережения в российской экономике в 2002-2010 гг., % к ВВП
Кроме того, для кардинальной интенсификации процессов накопления основного капитала удельный вес инвестиций в ВВП должен не просто возрасти на некоем временном интервале до отметки 25 % (или даже 30 %), а удерживаться на таком уровне в долгосрочном периоде, вне зависимости от того, какой окажется внешняя конъюнктура, включая цены на мировом рынке углеводородного сырья.
Наконец, в-третьих, остается невыясненным, на основе, каких мер и инициатив экономические власти намерены добиваться увеличения значения данного макроэкономического индикатора функционирования инвестиционной сферы.
“Локомотивами” повышения инвестиционной активности в хозяйственной системе России могут, в принципе, послужить и государственный и частный секторы. Роль первого в валовом накоплении может быть усилена, если, например, на финансирование инвестиционных расходов бюджета будут перенаправлены большие объемы конъюнктурных доходов от экспорта нефти и других товаров сырьевой группы, перераспределяемых в государственную казну страны. Другой подход к применению рентных поступлений для интенсификации инвестиционной деятельности предполагает их переориентацию на рефинансирование и укрепление ресурсной базы банковской системы, призванное обеспечить формирование более комфортных условий для долгосрочного фондирования инвестиционных проектов за счет сравнительно дешевых кредитных ресурсов.
Между тем федеральное правительство, руководствуясь логикой «ответственной» макроэкономической политики, будет, как и прежде, канализовать эти денежные средства для пополнения всякого рода резервных фондов5, традиционно используемых в целях не инвестиционного характера. Так что рассчитывать на то, что государственный сектор станет катализатором предполагаемого роста нормы накопления, судя по всему, не приходится.
Что же касается корпоративного сектора, то его вклад в норму валового накопления может быть повышен только в том случае, если будет преодолена устойчивая тенденция к масштабному оттоку деловых сбережений в «параллельную» экономику страны, сосредоточенную в оффшорных и спарринг-офшорных юрисдикциях. Для достижения подобной цели необходимы и долгосрочные меры институционального характера, направленные на улучшение инвестиционного климата посредством санации крупной частной собственности, и оперативно-тактические мероприятия, сопряженные с ужесточением валютного регулирования и контроля, в особенности применительно к трансграничным перемещениям капитала в оффшорные и оффшоропроводящие государства6.
Между тем частный сектор продолжает вывоз капитала за пределы страны, при этом ожидается, что по итогам года объемы экспорта, достигнут 80 млрд. долл.7 Большее значение данного показателя - 130 млрд. долл. - было зафиксировано единожды в кризисном 2008 г., всего же на этапе рыночных реформ из России было выведено, по разным оценкам, 1,3-3,17 трлн. долл.8.
В качестве основных задач
государственной инвестиционной политики
необходимо рассматривать следующие проблемы
институционального, правового, финансового,
административно-
В институциональной сфере – ускоренное становление полноценных рыночных институтов частной собственности и свободной конкуренции, обеспечивающих интенсивное распространение в деловом сообществе стереотипов, норм и установок рационального экономического поведения.
Высокий уровень монополизации российской экономики снижает привлекательность страны и в глазах представителей международного инвестиционного сообщества. Даже транснациональные корпорации, испытывая опасения по поводу чрезмерно активного нерыночного противодействия со стороны локальных производителей, а также неоправданно высоких барьеров на пути доступа в те или иные отрасли, могут воздержаться от воплощения собственных планов, предполагающих реализацию инвестиционных проектов в отечественном народном хозяйстве. По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 2010 г., доля прямых вложений составила всего 12,1 %9, в то время как в других государствах с переходными экономиками их удельный вес достигает 60 %10.
В правовой сфере - формирование правового режима, гарантирующего соблюдение законных прав и интересов инвесторов вне зависимости от формы собственности, страны происхождения и приоритетов инвестиционной деятельности.
Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях