Инвестиционная политика РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственная ивестиционная политика России: цели, задачи, инструменты регулирования 5
1.1 Сущность государственной инвестиционной политики в России, ее цели
1.2 Задачи государственной инвестиционной политики 9
1.3 Инструменты стимулирования инвестиционной активности 12
2 . Институт совершенствования инвестиционного климата
2.1. Российский фонд прямых инвестиций 14
2.2. Инвестиционный омбудсмен 16
2.3. Агенство стратегических инициатив 18
2.4. Агенство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций 18
2.5. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый
формат 19
3 . Изменение законодательства в Российской Федерации и направления
дальнейшего совершенствования
3.1 Упрощение строительных процедур 21
3.2 Развитие бизнес-среды в регионах 23
3.3 Снятие инфраструктурных ограничений 25
3.4 Упрощение миграционных процедур 29
3.5 Совершенствование таможенного администрирования 32
3.6 Налоговое стимулирование 33
3.7 Развитие корпоративного законодательства 37
3.8 Снижение административных барьеров 39
3.9 Разработка критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата 40
Заключение 41
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика РФ в современных условиях.docx

— 459.02 Кб (Скачать файл)

По объективным причинам институционального толка соблюдение права собственности в современный период времени в России существенным образом затруднено. По этому индикатору наша страна занимает 128-е место в глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума11.

Кроме того, ситуация осложняется  еще и неприемлемо высоким уровнем распространения в экономической среде таких явлений, как коррупция и злоупотребление влиянием. Масштабы влияния последних настолько велики, что зарубежные аналитики, ссылаясь на результаты замеров общественного мнения, склонны рассматривать эти социальные пороки в качестве главной угрозы развитию предпринимательской инициативы, а следовательно - и инвестиционной деятельности в России. Что же касается судебно-правовой системы страны, то она, согласно итогам исследования Всемирного экономического форума, демонстрирует стабильно низкую эффективность в разрешении хозяйственных споров12.

В области  финансового обеспечения инвестиционной деятельности:

Скорейшее освоение финансовым сектором экономики - банковской системой и фондовым рынком - роли основного канала трансферта деловых и частных сбережений в производственные инвестиции.

Концентрация монетарных ресурсов бюджетной системы, предназначенных для финансирования государственных капитальных вложений, на приоритетных направлениях социально-экономического развития, определяемых в соответствии с требованиями и ориентирами стратегии модернизации.

Внедрение и интенсивное  применение широкого многообразия прямых и косвенных методов государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В области  организационно-административных основ государственной инвестиционной политики - создание эффективной организационной структуры системы государственного регулирования инвестиций, ориентированной на практическое воплощение принципа «одного окна» во взаимоотношениях государства с инвесторами, а также полномасштабную ликвидацию административных барьеров, препятствующих успешному развитию инвестиционной деятельности.

В сфере  информационного сопровождения  инвестиционных процессов - формирование информационного пространства, обеспечивающего беспрепятственный доступ экономических агентов к полным и достоверным сведениям, необходимым для организации инвестиционной деятельности. Это направление государственной инвестиционной политики должно играть одну из первостепенных ролей, в особенности в свете присущей современному этапу развития мировой экономики тенденции к интенсивному расширению и углублению международных инвестиционных связей.

1.3. Инструменты стимулирования инвестиционной активности

 

Апеллируя к накопленному отечественному и зарубежному опыту разработки и проведения государственной инвестиционной политики, можно предложить следующую укрупненную классификацию различных форм поощрения процессов накопления основного капитала (рис. 2).

Довольно сложно ответить на вопрос о том, каким из вышеперечисленных  инструментов стимулирования следует  отдавать предпочтение в сложившихся  реалиях российской экономики, тем  более, что многие из них уже применяются властями для поддержания инвестиционной активности. Вместе с тем, коль скоро основные угрозы для инвестиционной сферы страны несут в себе слабая легитимность права частной собственности, неэффективность рынков, обусловленная их низкой конкурентностью, а также размывание финансовой базы инвестиций из-за непрекращающегося вывоза национальных сбережений за рубеж, особое внимание должно уделяться, с одной стороны, последовательному оздоровлению институциональной среды, с другой - мерам, направленным на предотвращение вывоза капитала путем ужесточения валютного регулирования и контроля.

Рис. 2. Инструменты стимулирования инвестиционной активности

 

2. Институты совершенствования  инвестиционного климата

    1.   Российский фонд прямых инвестиций

В 2011 году для работы с  долгосрочными финансовыми и  стратегическими иностранными инвесторами  был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов. 

В настоящее время сформирована профессиональная инвестиционная команда  фонда, включающая российских и иностранных  специалистов со значительным успешным опытом осуществления инвестиций. Генеральный  директор РФПИ – Кирилл Дмитриев. В  международный экспертный совет  РФПИ вошли такие известные представители  мирового инвестиционного сообщества как: 

• Лу Цзивей - глава суверенного фонда Китая ($410 млрд.);

• Янг Вук-Чин - глава суверенного фонда Кореи ($40 млрд.);

• Бадер Ал-Саад - глава суверенного фонда Кувейта ($290 млрд.);

•  Леон Блэк - глава фонда Apollo ($100 млрд.);

• Стивен Шварцман - глава фонда Blackstone ($100 млрд.);

• Дэвид Бондерман - глава фонда TPG ($50 млрд.);

• Мартин Хелуза - глава фонда Apax ($40 млрд.) и другие.

В настоящее время в  проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую  сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию:

• вложив $ 50 млн., РФПИ привлек более $260 млн. от ЕБРР в объединённую биржу ММВБ-РТС;

• вложив $ 140 млн., РФПИ привлек более $480 млн. от Macqurie Renaissance   и других фондов в покупку блокирующего пакета ОАО «Энел ОГК-5» у ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», предоставляя средства ОАО «ИнтерРАО ЕЭС» на реализацию инвестиционной программы;

• подписал соглашение об инвестировании $ 80 млн., при привлечении $100 млн. от крупнейшего и наиболее опытного иностранного инвестора в области медицины Apax в покупку миноритарной доли в объединенной компании частной клиники МЕДСИ и государственной клиники ММЦ.

Кроме того, Китайская инвестиционная корпорация подписала меморандум об инвестициях в 1 млрд. долл. в проекты  РФПИ.

 

 

 

    1.   Инвестиционный омбудсмен

В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного  для сопровождения проектов иностранных  инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67  проблем (77 %) к марту  2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.

С учетом успешного опыта  рассмотрения жалоб инвесторов на федеральном  уровне, в регионах функции инвестиционных омбудсменов возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных  округах.

К марту 2012 г. региональным уполномоченным поступила 181 проблема, 96 (53 %) из них решены.

В Минэкономразвития России подготовлены предложения по созданию института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном  и региональном уровне и разрабатывается  необходимая нормативная правовая база. Основные функции уполномоченного:

-принятие мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей;

-приостановление действий чиновников до решения суда;

-ходатайство о возбуждении административного или уголовного дела в отношении должностных лиц в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

-инициирование проведение служебных проверок в государственных органах с обязательным предоставлением уполномоченному их результатов;

-внесение предложений в органы государственной власти по совершенствованию условий ведения бизнеса;

-направление действующих нормативных правовых актов (как федеральных, так и региональных), нарушающих права предпринимателей или затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, на оценку регулирующего воздействия;

-представление интересов предпринимателей в судебных заседаниях;

и другие.

 

 

 

 

    1.   Агентство стратегических инициатив

Агентство создано в мае 2011 года для содействия в преодолении  административных барьеров и привлечения  софинансирования для перспективных  коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные  проекты».

Одним из основных направлений  работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата  в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для  развития бизнес среды, который в  настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.

Также, в рамках «Национальной  предпринимательской инициативы»  осуществляется разработка дорожных карт по 22 сферам государственного регулирования, которыми предусматривается совершенствование  законодательства и реализация мероприятий, направленных на достижение эффектов предусмотренных законодательными инициативами.

В настоящее время завершается  формирование дорожных карт по 4 направлениям, имеющим наиболее важное значение для  бизнеса: упрощение процедур получения  разрешения на строительство, повышение  доступности энергетической инфраструктуры, таможенное администрирование и  поддержка доступа на рынки зарубежных стран.

 

    1.   Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций

Агентство создано в 2011 году для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной  высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги). Директором агентства назначен Петр Фрадков.

По данным Министерства, работа Агентства позволит обеспечить страховой поддержкой порядка 17,6% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг, а с 2015 г. – довести этот показатель до 30%.

В абсолютных цифрах, в 2012-2014 годах будет застраховано экспортных кредитов на общую сумму более 14 млрд. долларов.

 

    1.   Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый формат

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата.

За 17-летнюю историю в  составе Совета побывало 58 иностранных  компаний и банков. В настоящее  время в состав Совета входит 42 иностранные  компании.

В 2010 году для повышения  эффективности деятельности Консультативного совета изменены его принципы деятельности и структура (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. №1141). Деятельность Совета переориентирована на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов в России, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

Для подготовки предложений  по улучшению инвестиционного климата  сформированы 9 постоянно действующих  рабочих групп по ключевым направлениям, определяемым ежегодно. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование  и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного  законодательства, развитие банковского  сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование  налогового законодательства, имидж  России, развитии Дальнего Востока  и Сибири.

Результаты работы Совета в новом формате:

-эффективное решение возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов;

-качественная подготовка рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

 

 

 

 

 

 

3. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования

3.1 Упрощение строительных процедур

 

Упрощение строительных процедур – важнейший шаг к улучшению  инвестиционного климата, который  позволяет сократить срок получения  разрешения на строительство и затраты  инвесторов на их прохождение.

Несмотря на ряд принятых мер, сфера строительства все  еще характеризуется высоким  уровнем административных барьеров. Общая продолжительность оформления необходимых разрешительных действий может занимать в различных субъектах  Российской Федерации до 3 лет.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях