Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России как фактора экономического развития, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, способов и критериев оценки инвестиционного климата, и попытка дать оценку его текущего состояния, а также рассмотреть прогнозы на будущее.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретические основы инвестиционного климата……….6
1.1. Инвестиционный климат: понятие, состав, факторы влияния……6
1.2. Методы оценки инвестиционного климата регионов России……..12
Глава2. Анализ современного состояния инвестиционного
климата………………………………………………………………………..19
Глава 3. Современное состояние и перспективы
инвестиционного климата в России………………………………………..22
3.1. Перспективы развития инвестиционного климата в России……..22
3.2. Прогнозы на 2013 год. Пути улучшения инвестиционного
климата…………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………………………………….38
Начнем с предприятий нефтегазового сектора. Ведущими странами по объёмам добычи природного газа являются Россия и США. Запасы этого топлива, по оценкам ученых, превышают запасы нефти, а значит, хватит их на большой срок. Энергоэффективность альтернативных источников, к которым относят солнечную энергию, энергию ветра и воды, значительно ниже, а по экологической чистоте они могут быть почти сопоставимы. Атомная энергетика на данном этапе ее развития вызывает некоторые опасения, связанные с событиями в Японии, и, несмотря на то. Что официальные источники опровергают схожесть с аварией в Чернобыле, население территорий, где планируется размещение АЭС, мягко говоря, не в восторге от такой перспективы.
Сложившаяся ситуация благоприятна для крупных отечественных игроков на рынке природного газа, даже несмотря на существенное увеличение НДПИ на газ, ставка которого с 2006 года была установлена в размере 146 рублей за 1 тыс. кубических метров, а в 2011 году повышена сразу на 61%, (до 237руб.). По итогам 2010 года предприятия нефтегазового сектора оказались в числе аутсайдеров рыночного роста. Важную роль здесь играет политика государственного регулирования цен и тарифов. Давление со стороны ФАС. Но возможность серьезного пересмотра топливно-энергетической стратегии стран Европейского союза, где уже остановлено по результатам технических проверок несколько АЭС, может стать хорошим драйвером роста для производителей газа. Газовые турбины способны конкурировать с атомными реакторами и по стоимости выработки единицы мощности, и по соответствию европейским экологическим требованиям.
Ведущими и наиболее интересными для инвестиций компаниями, представленными на российской бирже, можно по праву назвать ОАО «Газпром» и ОАО «Новатэк». «Газпром» прочно держит мировое первенство среди добытчиков природного газа, имеет в своём распоряжении развитую газораспределительную сеть и месторождения с крупнейшими в мире запасами. Кроме того. По итогам 2009 года он был одной из самых прибыльных компаний в мире. Его чистая прибыль за указанный период, определённая в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, составила 779 млрд. рублей. «Новатэк» занимает второе место по объёмам добычи газа в нашей стране. Чистая прибыль компании по итогам 2010 года превысила 40 млрд. рублей. «Газпром»- крупнейшая государственная компания, а «Новатэк»- ведущий независимый производитель. Оба эмитента имеют длительную историю торгов, их ценные бумаги обладают хорошей ликвидностью.
Банковский сектор России, до настоящего времени опирающийся на государственную поддержку, продолжает расти. Период кризиса стал своеобразным «ситом», отсеявшим слабых игроков, но доли крупных банков от этого только увеличились. «Сбербанк», акции которого уже подобрались к историческим максимумам, сейчас выглядит достаточно уверенно и, видимо, рост в этом секторе продолжится.
Некоторые проблемы существуют у группы ВТБ. Связаны они, в том числе, и с приобретением Банка Москвы, повлиявшим на долгосрочный кредитный рейтинг по версии агентства Standard & Poor's, измененного на негативный. Итоги due diligence Банка Москвы окажут влияние на ближайшую перспективу ценных бумаг группы ВТБ, а после этого можно делать и более долгосрочный прогноз.
Акции компаний торгового сектора, некоторых крупных российский ритейлеров, в настоящий момент выглядит переоцененными.Уверенный рост показали металлурги, но в перспективе ближайших лет потенциал роста все же не исчерпан.
Стоит обратить внимание на производителей лекарственных препаратов, в которых нуждается отечественный рынок. Фармакологические компании, входящие в число крупнейших, заявили о намерениях локализовать своё производство в России. Относительно быстрое получение прибыли на рынке, где государственное регулирование цен будет касаться только жизненно необходимых препаратов, может привлечь солидные иностранные инвестиции. По оценкам Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), совокупный объём инвестиций в этот сектор, скорее всего, достигнет одного миллиарда евро за ближайшие несколько лет. Интерес для инвесторов могут представлять компании, ориентированные на разработку новых лекарственных препаратов, обладающие научным и исследовательским потенциалом, способные совершить «прорыв» в этой области. Однако важной особенностью фармацевтического бизнеса является сильная зависимость от таможенного, налогового, торгового и гражданского законодательства страны, следовательно, политические риски для подобных инвестиций выходят на первый план.
Российский венчурный бизнес довольно молод и находится в стадии формировании, но это и является одним из основных аргументов в поддержку венчурных инвестиций. Некоторые наиболее успешные на рынке проекты дошли до IPO и разместили акции на бирже. На бирже ММВБ даже существует выделенный сектор инновационных и развивающихся компаний(ИРК). Традиционно высокие риски венчурных инвестиций могут вызвать отток капитала и значительное падение дохода от вложений в «голубые фишки», напротив, способствуют росту рискованных инвестиций. Покупка доли в компании еще на стадии стартапа способна принести доход, очень существенно превышающий рост индексов фондового рынка. В стране существуют привлекательные для инвестиций технологические компании, набирает оборот интернет-бизнес с массой интересных стартапов. Если учесть, что наш развивающийся рынок с некоторым отставанием повторяет процессы, идущие на развитых рынках, то момент входа сейчас предположительно благоприятен.
Нелегкое время переживает сектор недвижимости (как жилой, так и коммерческий), динамика которого не соответствует оптимистичным прогнозам. Впечатляют данные по стоимости выставленного банкам на реализацию залогового имущества.
2 февраля 2012 года В.В. Путин выступил на инвестиционном форуме «Россия-2012». В ходе выступления он затронул тему инвестиционного климата в России и мер по его улучшению.
Путин сказал, что по реальному состоянию инвестклимата Россия находится на 120-м месте в мире (имеется ввиду рейтинг лёгкости ведения бизнеса, составляемый Всемирным банком). Путин заявил, что ставится задача в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом. Нам нужно сделать 100 шагов вперёд — подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса. Что это в реальной жизни означает? Сроки подключения к сетям, например, к сетям энергоснабжения, должны сократиться практически в 4 раза. Бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчётности в 3 раза меньше времени, чем сейчас. Грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, чем сейчас. Чтобы получить разрешение на строительство объекта, понадобится в 5 раз меньше времени, чем сейчас, и в 3 раза меньше различных бумаг. Так должно быть во всём.
Далее Путин изложил принципы, которые определяют стратегию развития. Прежде всего, это презумпция добросовестности бизнеса. Исходя из стереотипа нечестности предпринимателя, государство вводит всякого рода надзоры, контроли, запреты, согласования и излишнюю отчётность. Излишнюю — это не значит, что отчётности не надо, тоже в крайности нельзя впадать, но излишнюю нужно ликвидировать. А в итоге это не даёт развиваться законопослушному предпринимателю. Следующий принцип — это широкое внедрение лучших международных практик, доказавших свою эффективность. У нас есть счастливая возможность проанализировать всё, что в мире делается положительного, и внедрять у себя. И наконец, не чиновник, конечно, должен решать, что нужно инвестору. Сами предприниматели должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам, то есть создание благоприятной деловой среды — это партнёрский проект государства, бизнеса и общества. Мы практически уже начали эту работу. При подготовке и законов Российской Федерации, и при подготовке подзаконных нормативных актов Правительства России мы практически постоянно находимся в контакте с представители предпринимательских объединений и, прежде чем сформулировать окончательное решение, многократно с ними советуемся и вносим необходимые коррективы. Мы будем эту практику расширять.
Путин сообщил, что по всем направлениям улучшения инвестиционного климата подготовлены и конкретные дополнительные меры.
Первое. В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей. Такой омбудсмен у нас уже есть. Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.
Второе. Для споров с участием предпринимателей в арбитражных судах уже сейчас действует упрощённая процедура административного судопроизводства с гарантиями для предпринимателей. Так, бремя доказывания возлагается на административный орган. Эти гарантии вполне можно было бы и усилить: процедура рассмотрения дел должна быть максимально быстрой, и, напротив, следует удлинить, расширить сроки для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей.
Кроме того, надо дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства. Предприниматели должны иметь право на компенсацию имущественных потерь непосредственно в административном деле. Необходимо активнее присуждать судебные издержки в пользу выигравших процесс предпринимателей. По сути, речь идёт о создании аналогии административных судов. Считаю, что эту систему нужно и можно формировать на основе арбитражных судов: здесь созданы основы для информационной прозрачности и есть профессиональные люди, судьи профессиональные для рассмотрения административных дел, в том числе и налоговых.
Третье. Из уголовного законодательства должны быть убраны все рудименты советского правового мышления, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора. Это приведёт и к снижению коррупции, особенно в правоохранительных органах. По налоговым спорам возбуждение уголовного дела невозможно без решения фискального органа о наличии налоговой задолженности, при этом данное решение можно оспорить в суде. Такой механизм следует использовать и при привлечении к ответственности по иным экономическим правонарушениям. Например, нельзя возбудить уголовное дело, основанное на квалификации незаконности сделки, без признания в арбитражном суде этой сделки недействительной. Споры с участием саморегулируемых организаций и их членов должны рассматриваться также в арбитражных судах.
Четвёртое — изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности, при этом максимально расширим поле деятельности для саморегулируемых организаций.
Пятое. Общественные объединения предпринимателей получат право подавать судебные иски в защиту интересов предпринимателей. Например, это даст возможность владельцу небольшого бизнеса отстаивать свои права, спорить с самыми высокими должностными лицами, скажем, в регионе и с губернатором не в одиночку, а от лица достаточно мощной общественной организации. И это нужно закрепить в законе. Надо расширить сферу применения групповых (коллективных) исков, которые могут предъявлять предприниматели.
Шестое. По всем позициям будем гармонизировать наше корпоративное законодательство с законодательством наших основных партнёров, прежде всего европейских партнёров. Так, необходимо ввести лучшую мировую практику в сфере акционерных соглашений. Эту работу мы ускорим.
В целом долгосрочные перспективы российского рынка можно назвать положительными. Стоит учитывать, что кроме общего состояния экономики страны, на стоимость активов оказывают сильное влияние инвестиционные потоки из-за рубежа. Крупные институциональные инвесторы распределяют капиталы на основе глубоких аналитических исследований, соответственно, по занимаемым ими позициям мы можем составлять ориентировочное мнение о перспективах отдельных регионов, отраслей.
3.2. Прогнозы на 2013 год. Пути улучшения инвестиционного климата.
Информация о работе Инвестиционный климат как фактор экономического развития